В последнее время в Казахстане внедряются и инициируются различного рода запреты и ограничения в отношении энергетических напитков: был введен запрет на продажу лицам до 21 года, активно обсуждаются ограничения на рекламу, параллельно идут дискуссии относительно введения маркировки и акцизного налога на безалкогольные напитки, передает inbusiness.kz.
Но к каким последствиям для бизнеса и экономики в целом могут привести подобные запреты и ограничения? Об этом мы поговорили с Ермеком Шерияздановым, исполнительным директором ассоциации энергетических напитков "Евразия".
– Как запреты влияют на индустрию безалкогольных тонизирующих напитков?
– Эффективность внедрения тех или иных запретов и ограничений в части регулирования отдельных отраслей зачастую вызывает вопросы. Взять, к примеру, вопрос по кальянам: вроде запрет действует, но все мы как обыватели часто видим кальяны в барах, ресторанах и подобных заведениях.
При этом, если погуглить слова "запрет в РК", выходят в основном запреты на вывоз различных видов товаров народного хозяйства за пределы РК, что продиктовано экономическими интересами страны.
В связи с чем полагаю, что, преследуя те или иные цели, включая цели здравоохранения, учитывая существующее негативное положение по исполнению государственного бюджета, нам необходимо прежде всего сохранить рабочие места и текущие объемы производства.
Очевидно, что внедрение запрета по продаже энергетических напитков до 21 года, возможное ограничение рекламы, маркировки и акциза существенно повлияет на снижение объемов производства от 20% до 30% и приведет к сокращению рабочих мест.
Надо учесть, что такие запреты и ограничения больше окажут негативный эффект на местных производителей – пострадает в первую очередь отечественный бизнес, который не сможет конкурировать с международными гигантами.
Стоит учитывать, специфика нашего бизнеса состоит в том, что, в отличие от других категорий напитков, около 80% всего рынка — это местные производители, если они уйдут с рынка, то их место займут иностранные компании.
– А как это повлияет на малый бизнес?
– Также в этом законе есть запрет на продажу через кассы и аппараты самообслуживания, так называемые вендинговые аппараты – это тоже удар по малому бизнесу, предприниматели закупают оборудование, арендуют точки и островки в различных торговых и бизнес-центрах с надеждой заработать деньги, но теперь они лишаются такой возможности, а деньги им уже никто не вернет.
– Но при этом мы видим рост потребления энергетиков, можете прокомментировать?
– Мы видим, что объем рынка энергетических напитков растет с каждым годом. По данным Euromonitor International, в 2022 году объемы продаж энергетиков на рынке Казахстана увеличились на 25% по сравнению с 2021 годом, а в сравнении с 2017 годом рост объема продаж составил 198%. Но при этом нет подтверждения, что энергетики чаще всего потребляются молодежью, как отмечают сами производители, большая часть их потребителей – это граждане старше 25 лет, то есть активно работающие люди.
Совсем недавнее научное исследование, проведенное в Европе, показало, что около 90% кофеина потребляется из других источников, помимо энергетических напитков, а именно из кофе, чая и безалкогольных напитков. Это ясно показывает, что не энергетические напитки, а другие популярные продукты с типичным ежедневным потреблением, такие как кофе, чай и безалкогольные напитки, являются ключевыми источниками потребления кофеина в Европе. Аналогичную картину можно увидеть и у нас, стало по-своему модным потреблять кофе в бумажных стаканчиках.
Тому подтверждение статистика, в целом в Казахстане растет объем потребления кофеина и кофеинсодержащих продуктов, например, потребление кофе ежегодно растет: в 2017 году уровень потребления кофе казахстанцами составлял порядка 1,7 тысячи тонн, а в 2022 году это показатель достиг 2,5 тысячи тонн, таким образом объем потребления кофе за пять лет вырос на 50%, и этот показатель растет из года в год в среднем на 20%. И в этом случае можно с уверенностью сказать, что основными потребителями кофе являются граждане старше 25 лет, те же самые активно работающие люди. При этом у нас в стране нет кофейных плантаций и вся продукция завозится в нашу страну из Бразилии, России, стран Африки и Юго-Восточной Азии.
- Что бы вы предложили в качестве альтернативного решения?
- Ранее мы предлагали внести ограничения для продажи энергетических напитков лицам младше 18 лет. Данный сценарий устроил бы и нас и правительство. Более того, мы как индустрия могли бы помочь с разъяснительной работой, мы бы проводили тренинги для торговых точек, где рассказывали бы о законе, его запретах и правильном исполнении закона.
В стране действует Закон "О саморегулировании", где одним из основных целей является усиление ответственности участников рынка перед потребителями.
В данном контексте производители энергетических напитков добровольно присоединяются к разработанному Кодексу ответственного производителя безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических). Кодекс определяет обязательства, добровольно принимаемые на себя участниками, в отношении коммерческих коммуникаций, включая рекламу и продвижение на рынке БТН.
Принятые обязательства направлены на пропаганду ответственного потребления БТН, коммерческие коммуникации участников не должны быть направлены на несовершеннолетнюю аудиторию и должны размещаться в средствах массовой информации, в отношении которых определяется, что их аудитория более чем на 70 процентов состоит из совершеннолетних лиц, и так далее.
Также мы приветствуем и призываем граждан поддержать недавнюю петицию отечественных врачей о снижении норм сахара в меню детских садов и школ. Такие подходы, считаю, являются наиболее эффективными. К тому же, все начинается с семьи, идет некая эволюция общества во всем мире в отношении исключения вредных для организма продуктов. Многие семьи исключают сахар из рациона питания.
- Какие еще запреты в отношении вашей индустрии обсуждаются сейчас?
- Одним из самых болезненных для нашей отрасли является запрет на рекламу. Конечно, индустрия готова садиться за стол переговоров и вместо тотального запрета вводить различного рода ограничения, более того, сами производители готовы рассказывать о пагубности чрезмерного потребления. Тут стоит учесть и тот факт, что из-за чрезмерного потребления любого продукта, возьмем ту же воду, можно нанести непоправимый вред здоровью, например, из-за переизбытка жидкости капилляры в организме могут лопнуть, что приведет к летальному исходу.
- Как такие запреты могут повлиять на индустрию?
- Также такого рода запреты окажут влияние и на малый и средний бизнес, практические все компании в нашей индустрии заказывают полиграфические услуги у местных производителей, если же мы уйдем с рынка, то МСБ просто неоткуда будет брать заказчиков. Пострадают и СМИ, и другие медиаресурсы, так как они потеряют своих прямых рекламодателей, а рекламные агентства просто-напросто уйдут с рынка – это будет ущерб для всей креативной индустрии, которую мы так активно развиваем сегодня.
Еще пострадает культура и массовый спорт, например, многие наши производители активно проводят концерты и спортивные мероприятия, куда тратятся ежегодно миллионы долларов, что косвенно экономит средства государственного бюджета.
Некоторы, виды спорта, например, автомотоспорт, силовые виды спорта и другие экстремальные дисциплины, развиваются исключительно на спонсорские деньги нашей индустрии.
- Ваше мнение о маркировке и акцизе на сахаросодержащие напитки?
- Вопрос внедрения маркировки сахаросодержащих напитков, в том числе энергетических, обсуждался и выносился на высокий уровень правительства и был отклонен. Маркировка накладывает излишние затраты на производителей и снижает скорость производства, также есть вопросы по эффективности маркировки на примере табачных изделий. Тем более существующий уровень налогообложения и регулирования рынка сахаросодержащих и энергетических напитков создает условия для прозрачной работы производителей. В связи с чем отсутствует целесообразность внедрения такой маркировки.
Что касается акциза, то конечной целью такого предложения является ограничение ценовой доступности для подрастающего поколения. При этом, исходя из действующего законодательства, производители и оптовые реализаторы подакцизных товаров не могут быть признаны микро- и малым бизнесом, что лишает их возможности получения государственной поддержки. Также такие производители лишаются возможности заключения соглашения об инвестициях.
В данном случае мы как отрасль выступаем против внедрения акциза, при этом, учитывая цели здравоохранения и ценовую доступность, готовы рассмотреть ценовое регулирование энергетических напитков со стороны государства, на примере установления минимальных розничных цен на различные группы товаров.
Как мы видим, запреты могут нести не только благие намерения, но наносить урон. Учитывая тот факт, что бизнес активно развивается и готов вносить конкретные предложения по тем или иным ограничениям и запретам, надеемся, что их мнение будет услышано государством и совместными усилиями будут выработаны решения, которые устроят обе стороны.
Изображение Anrita с сайта Pixabay
Читайте по теме:
Солонки не ставить, сахар ограничить: новый стандарт питания для казахстанских школьников