Первая очередь терминала запущена в июне 2021 года. Менее чем за год работы на терминале перегружено 106,7 тыс. контейнеров. Терминал позволяет быстро перенаправлять грузы из Китая в Россию, в страны Европы, Средней Азии и Персидского залива через Казахстан.
С ростом интереса к казахстанско-китайскому погранпереходу появилась необходимость в дополнительных способах транспортировки грузов. Компания – оператор терминала, PTC Holding, проинвестировала 9,2 млрд тенге в строительство второй очереди Dostyk TransTerminal и новой железнодорожной инфраструктуры – 13 км полотна.
Как отметил председатель правления PTC Holding, компании – инвестора проекта, Тимур Карабаев, инфраструктурные проекты, подобные этому, призваны прежде всего расширять транспортную потенциальную возможность перевалки с узкой колеи на широкую. Новая инфраструктура позволяет переваливать контейнерные грузы с поезда, пришедшего с узкой колеи (1435 мм), на широкую (1520 мм). Приходящий по узкой колее состав не нужно делить на две или три части. Его можно загружать на широкую колею целиком. Новая инфраструктура дает возможность собственникам вагонов отстаиваться на путях в ожидании прибытия груза.
"От количества перегрузочных мест, насколько они современные и правильно работают, зависит объем транзита, который идет из Китая в Европу, Россию и обратно. Эпидемия коронавируса показала важность всех логистических цепочек и поставок. Запуск первой очереди Dostyk TransTerminal в прошлом году показал, что можно ускоренными темпами восстановить потенциальный объем грузоперевозок и нарастить его. Нашей компанией было принято решение не откладывать в долгий ящик и запустить строительство второй очереди”, – сказал Тимур Карабаев.
Примененная на второй очереди терминала "сквозная технология" сокращает временные затраты при формировании составов и подаче вагонов на терминал. Она также позволяет формировать монопоезда.
“Уникальность терминала заключается в том, что он работает по сквозной технологии. Заходя из Китая по узкой колее, происходит перегруз контейнеров. Перегруженные контейнеры уходят вдоль магистрали. Мы же построили примыкание на 19-м разъезде, оно дает возможность идти в обход станции Достык, когда мы своими маневровыми локомотивами затаскиваем порожние и груженые вагоны и формируем составы у себя. На самой станции Достык есть свои терминалы, но с такой инфраструктурой, с примыканием к магистральным путям и с большими возможностями по отстою вагонов есть только один терминал – наш Dostyk TransTerminal", – подчеркнул председатель правления PTC Holding.
Компания PTC Holding ведет активную работу по увеличению своего парка. На сегодняшний день она инвестирует деньги в покупку фитинговых платформ.
Генеральный директор “ОТЛК ЕРА” Алексей Гром считает проект значимым для всех стран ЕАЭС. По его словам, открытие нового терминала – это точка роста не только для Казахстана, но и для всего Евразийского экономического союза.
“Речь идет о сопряжении двух крупнейших экономик мира – Юго-Восточной Азии, Китая, европейской экономики, стран Евросоюза. Создание таких инфраструктурных проектов мотивирует всю промышленность нашего континента и транспортную индустрию. Это важное событие. Я думаю, что и компании, и люди со всех уголков Евразии скоро это почувствуют на примере новых объемов перевозок, которые будут осуществляться на новых скоростях и с новыми технологиями, сопровождаться цифровым обеспечением”, – сказал Алексей Гром.
Представитель “ОТЛК ЕРА” отметил, что компания уже сейчас готова нарастить объемы своих перевозок через Dostyk TransTerminal.
С успешным открытием терминала компанию PTC Holding поздравил генеральный директор ТОО Pantos Logistics Kazakhstan Джо Ёнг Хён.
“Для нас большая честь присутствовать на церемонии открытия терминала. Последнее время наблюдаются глобальные изменения в сфере логистики. Ранее перевозки из азиатских стран в Европу выполнялись в основном по морю, но сейчас мы знаем альтернативные маршруты, как железная дорога. И сегодня по-настоящему исторический день. Компания PTC Holding внесла значимый вклад в развитие транзитного потенциала Казахстана, который является связующим звеном между Европой и Азией. Искренне поздравляю с наших партнеров”, – сказал Джо Ёнг Хён.
13-километровый участок железнодорожной инфраструктуры, связывающий вторую очередь Dostyk TransTerminal с магистралью, передан на баланс "Казахстан темир жолы". Он станет обычным тарифным участком железной дороги, оснащенным по всем нормативам национальной компании. Предполагается, что участок будет активно развиваться в связи с ростом транзитного грузопотока из Китая в Европу и в обратном направлении.
В последующем количество подъездных путей на этом разъезде может увеличиться. В компании PTC Holding говорят о вводе в эксплуатацию в последующем еще как минимум двух очередей "сквозного" терминала в связи с ростом грузопотока по направлению Европа – КНР. А в будущем на терминале планируют принимать не только контейнерные, но и иные виды грузов.
Рынок транзита контейнерных грузов через Казахстан из Китая в Европу – один из самых быстрорастущих сегментов логистики. Несмотря на карантин, при снижении перевозок в традиционных сегментах Казахстану удалось нарастить транзитные перевозки контейнерных грузов на 32% по сравнению с 2019 годом. В 2020-м объем перевезенных через территорию Казахстана контейнерных грузов составил 876 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент) против 664 тыс. ДФЭ годом ранее. А по итогам 2021 года объем контейнерных перевозок установил новый рекорд – 1 млн 066 тыс. ДФЭ с ростом на 22% по отношению к 2020 году.
Мария Галушко