Запуск третьего авианосца, автор Labubu вошел в топ богатейших и запрет чипов: главное в КНР

235

Inbusiness.kz собрал обзор ключевых новостей Китая за минувшую неделю.

Запуск третьего авианосца, автор Labubu вошел в топ богатейших и запрет чипов: главное в КНР Фото: pixabay.com

3 ноября

nytimes.com: Starbucks продаст 60% своего бизнеса в Китае частной инвестиционной компании

Starbucks сообщила в понедельник, что согласилась продать до 60% своих розничных операций в Китае частной инвестиционной компании Boyu Capital в рамках сделки стоимостью 4 миллиарда долларов. В соглашении говорится, что Boyu и Starbucks будут управлять там почти 8000 магазинами в рамках совместного предприятия. Starbucks будет владеть своим брендом и лицензировать интеллектуальную собственность новой компании, говорится в заявлении.

Starbucks заявила, что ожидает, что стоимость ее розничного бизнеса в Китае превысит 13 миллиардов долларов, включая выручку от продажи, оставшиеся 40 процентов акций компании и ожидаемую сумму лицензионных сборов в течение следующего десятилетия.

Сегодня Китай является вторым по величине рынком для Starbucks, на долю которого приходится около 8% выручки. На конец июня в Китае насчитывалось 7828 магазинов по сравнению с 17 230 в Соединенных Штатах.

Но в последние годы потребители в Китае все чаще отворачиваются от иностранных брендов, поскольку они стали более внимательно относиться к затратам и интересоваться местными конкурентами.

Ряд китайских сетей, таких как Luckin Coffee, ChaGee и HeyTea, наводнили регион, предлагая латте с кокосовым молоком, молочный чай "боба" с сырным кремом и сладкие фраппе из жасминового чая, часто со значительными рекламными акциями.

Для Starbucks, которая отказалась от участия в ценовой войне на латте и холодный кофе, продажи в одном магазине за последние пару лет снизились, как и ее доля на китайском рынке.

В прошлом месяце Starbucks сообщила, что ее квартальная выручка по всему миру выросла на 5,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 9,6 миллиарда долларов. Но чистая прибыль снизилась на 85%, до 133 миллионов долларов.

cgtn.com: В 2026 году Китай запустит к орбитальной станции космический корабль нового поколения

В Государственном космическом управлении КНР рассказали о плане запусков на 2026-й. Для смены экипажей на китайской орбитальной станции в следующем году запланированы пуски пилотируемых космических кораблей "Шэньчжоу-22" и -23.

На обоих кораблях будет по трое космонавтов, причем один космонавт из экипажа "Шэньчжоу-22" останется на орбите для проведения эксперимента по пребыванию в космосе на один год. В 2026-м Китай также запустит грузовой корабль "Тяньчжоу-10" для снабжения орбитальной станции. Еще одна важная миссия – запуск космического корабля нового поколения "Мэнчжоу-1". Он разработан на базе всесторонней модернизации модели "Шэньчжоу" и предназначен для доставки экипажей на орбитальную станцию. Первый запуск позволит проверить работоспособность всех систем космического корабля.

4 ноября

reuters.com: Китай планирует мероприятия по увеличению импорта и обещает "взаимовыгодное сотрудничество"

Во вторник Китай объявил об инициативе по увеличению импорта, позиционируя себя как крупную рыночную возможность, несмотря на то, что его положительное сальдо торгового баланса с другими странами растет на фоне трений с Соединенными Штатами.

В то время как поставки промышленных товаров из Китая в мир растут, его вклад в мировой спрос гораздо менее значителен, поскольку импорт практически не растет, что, по мнению динамичных экономистов, усиливает торговую напряженность за рубежом и дефляционное давление внутри страны.

Министр торговли Ван Вэньтао заявил, что программа "Большой рынок для всех: экспорт для Китая" будет включать в себя 10 крупных мероприятий с участием пяти-шести стран в год, направленных на то, чтобы сделать Китай "лучшим экспортным направлением" и "открыть взаимовыгодное сотрудничество".

Ван объявил об этих событиях на церемонии, на которой присутствовал премьер-министр Ли Цян, в Шанхае накануне Китайской международной выставки импорта (CIIE), которая проходит с 5 по 10 ноября в финансовом центре страны, Шанхае.

Сама программа CIIE была создана председателем КНР Си Цзиньпином в 2018 году для продвижения принципов свободной торговли Китая и противодействия критике его положительного сальдо торгового баланса со многими странами.

В прошлом это мероприятие подвергалось критике со стороны таких организаций, как Европейская торговая палата, которая в 2023 году заявила, что это скорее "политическая демонстрация", чем ведение бизнеса, и что положительное сальдо торгового баланса Китая с такими странами, как Европа, на самом деле продолжает расти.

Ожидается, что положительное сальдо торгового баланса Китая в этом году побьет рекорд 2024 года и составит примерно 1 трлн долларов, поскольку экспортеры компенсируют падение продаж в США из-за повышения тарифов в США, продавая больше продукции остальному миру – часто в убыток в погоне за долей рынка.

В сентябре экспорт в США сократился на 27% в годовом исчислении, в то время как поставки в Европейский союз, Юго-Восточную Азию и Африку выросли на 14%, 15,6% и 56,4% соответственно.

cgtn.com: В Китае открыли 5 новых портов для въезда иностранных туристов

В Китае открыли еще 5 точек въезда для иностранных туристов – в том числе в Гуанчжоу на юге Китая, Сянгане и на мосту Сянган – Чжухай – Аомэнь. Таким образом, в Китае общее количество портов, принимающих иностранцев, выросло до 65.

При въезде для граждан 55 стран действует 10-дневный безвизовый режим. Также новые меры упрощают поездки между материковой частью Китая, Сянганом, Аомэнем и островом Тайвань.  Кроме того, Китай возобновит групповые туры для своих граждан в Канаду. Ожидается, что решение будет способствовать дальнейшему потеплению в китайско-канадских отношениях. В МИД КНР заявили, что Китай готов развивать сотрудничество с Канадой в сфере туризма и надеется на обеспечение безопасных и комфортных условий для китайских туристов. Напомню, в 2023-м власти Китая ограничили групповые туры в Канаду на фоне охлаждения двухсторонних отношений.

report.az: Создатель игрушек Labubu вошел в десятку богатейших людей Китая

Создатель сети магазинов Pop Mart, известный по игрушкам Labubu, Ван Нин вошел в десятку самых богатых миллиардеров Китая с состоянием в 22,3 млрд долларов. Как передает Report, об этом свидетельствует рейтинг Forbes.

Лидерами списка стали основатель ByteDance (владелец TikTok) Чжан Имин с состоянием 65,5 млрд долларов, глава производителя напитков Nongfu Spring Чжун Шаньшань (58,7 млрд долларов) и руководитель Tencent (разработчик WeChat) Ма Хуатэн (52,2 млрд долларов).

В десятку также вошли глава Xiaomi Лэй Цзюнь ($46,2 млрд), глава компании-разработчика онлайн-игр NetEase Уиллиам Дин (42,4 млрд долларов), создатель онлайн-платформы Pinduoduo и владелец интернет-магазина Temu Колин Хуан (37,9 млрд долларов), основатель компании-производителя бытовой техники Midea Group Хэ Сянцзянь ($27,9 млрд), создатель Alibaba Group Джек Ма (25,7 млрд долларов) и глава автопроизводителя BYD Ван Чуаньфу (24,5 млрд долларов).

Замыкает десятку самых богатых миллиардеров Китая создатель игрушек Labubu Ван Нин.

5 ноября

reuters.com: Китай запрещает использование иностранных чипов искусственного интеллекта в государственных центрах обработки данных

Правительство Китая выпустило руководство, требующее от новых проектов центров обработки данных, которые получили какие-либо государственные средства, использовать только чипы искусственного интеллекта отечественного производства, сообщили Reuters два источника, знакомых с этим вопросом.

В последние недели китайские регулирующие органы предписали таким центрам обработки данных, которые готовы менее чем на 30%, удалить все установленные иностранные чипы или отменить планы по их приобретению, в то время как проекты, находящиеся на более продвинутой стадии, будут решаться в каждом конкретном случае, сообщили источники.

Этот шаг может стать одним из самых агрессивных шагов Китая по устранению иностранных технологий из своей критически важной инфраструктуры на фоне паузы в торговых конфликтах между Вашингтоном и Пекином и достижению его стремления к самообеспечению чипами искусственного интеллекта.

Доступ Китая к передовым чипам искусственного интеллекта, в том числе производимым Nvidia, стал ключевым моментом разногласий с США, поскольку эти две страны борются за доминирование в области высокопроизводительных вычислительных мощностей и искусственного интеллекта.

Президент США Дональд Трамп заявил в интервью, вышедшем в эфир в воскресенье после переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином на прошлой неделе, что Вашингтон "позволит им иметь дело с Nvidia, но не с точки зрения самых передовых чипов".

Однако последний шаг Пекина разрушит надежды Nvidia на восстановление доли китайского рынка, в то же время предоставив местным конкурентам, включая Huawei, еще одну возможность увеличить продажи чипов.

По словам источников, неясно, распространяется ли это руководство на всю страну или только на определенные провинции. Источники не указали, какие китайские регулирующие органы издали этот приказ. Они отказались назвать свое имя из-за деликатности вопроса.

Помимо Nvidia, другие иностранные производители микросхем, которые продают чипы для центров обработки данных в Китай, включают AMD (AMD.O), открывает новую вкладку, и Intel (INTC.O), открывает новую вкладку.

Администрация киберпространства Китая и Национальная комиссия по развитию и реформам, два самых влиятельных регулирующих органа Пекина, не ответили на запросы о комментариях. Nvidia и AMD не ответили, в то время как Intel отказалась от комментариев.

carnewschina.com: Volkswagen инвестирует в Китай 200 миллионов долларов в разработку собственной системы на кристалле

Volkswagen China объявил о стратегическом инвестировании более 200 миллионов долларов в независимое проектирование и разработку технологии "Система на кристалле" (SoC) в Китае. Этот шаг, представленный на 8-й Китайской международной выставке импорта, знаменует собой ключевой шаг в стратегии автопроизводителя “В Китае и для Китая”.

Разработкой собственных чипов займется Carizon, совместное предприятие Cariad, компании-разработчика программного обеспечения Volkswagen, и китайской компании по производству интеллектуальных технологий вождения Horizon Robotics. По словам Хана Санчу, генерального директора Cariad в Китае, эти стратегические инвестиции подчеркивают приверженность Volkswagen созданию собственной вертикально интегрированной программно-аппаратной системы, от интеллектуальных алгоритмов вождения и электронных и электрических архитектур до SoC.

По прогнозам, массовое производство и поставка первого SoC начнутся в течение ближайших трех-пяти лет, а вычислительная мощность каждого чипа составит от 500 до 700 ВТ. Ожидается, что этот чип улучшит процесс принятия решений в режиме реального времени, повысит безопасность и стабильность работы интеллектуальных систем управления, особенно при использовании высоких частот.

Серийное производство первой усовершенствованной системы помощи водителю от Carizon запланировано на 2025 год, что завершит первый этап независимых исследований и разработок Volkswagen Group в области интеллектуального вождения в Китае. Запуск SoC собственной разработки официально знаменует начало “Второго этапа”, на котором Volkswagen продолжит укреплять свои научно-исследовательские возможности в области интеллектуального вождения, ускоряя масштабируемое массовое производство и коммерческое внедрение.

Первоначально эти чипы будут интегрированы в китайские модели Volkswagen Group, оснащенные функциями автономного вождения L3 и выше. Это позволит VW China продолжить локализацию основных технологий и добиться вертикальной интеграции программного и аппаратного обеспечения, от алгоритмов до микросхем.

Эти инвестиции основаны на ранее объявленном инвестиционном плане Volkswagen Group (Китай) на сумму более 100 млрд юаней (14 млрд долларов США) на 2020 год, направленном на глубокую интеграцию в экосистему индустрии интеллектуальных электромобилей Китая. Группа также учредила Volkswagen China Technology Company (VCTC), свой крупнейший научно-исследовательский центр за пределами Германии, который уже сократил циклы выпуска продукции более чем на 30% и оптимизировал затраты на 40%.

В середине октября китайские СМИ iYiou сообщили, что Cariad China находится на пути к завершению массового производства и поставок новой электронной архитектуры CEA, “мозга и центральной нервной системы” для автомобилей Volkswagen следующего поколения в Китае, к 2025 году. Начиная с 2026 года, первые модели, оснащенные архитектурой CEA и усовершенствованными функциями помощи водителю, разработанными компанией Carizon, будут поставляться китайским заказчикам. К 2027 году концерн планирует выпустить более 20 электрифицированных моделей, а к 2030 году – около 30 полностью электрических моделей, что ускорит переход к эре интеллектуальных подключенных транспортных средств.

6 ноября

thompsonhinesmartrade.com: Президент Трамп издает указы, касающиеся тарифных ставок в Китае

После встречи президента Дональда Трампа и председателя КНР Си Цзиньпина, состоявшейся 31 октября 2025 года, президент Трамп 4 ноября 2025 года издал два указа, касающихся снижения некоторых тарифов в отношении Китая.

В своем первом исполнительном указе президент Трамп изменил пошлины на импорт из Китая. В феврале и марте 2025 года в ответ на неспособность Китая остановить поставки фентанила в Соединенные Штаты президент Трамп ввел адвалорные тарифы в размере 10%, которые затем были увеличены до 20%, на импорт из Китая. В ответ на недавнее обещание Китая прекратить этот поток фентанила, включая усилия по контролю за поставками некоторых химических веществ-прекурсоров в Северную Америку, президент Трамп объявил, что с 10 ноября 2025 года он снижает тариф до 10%.

Во втором исполнительном указе президент Трамп изменил взаимный тариф на импорт из Китая. Начиная с апреля 2025 года, с несколькими последующими изменениями, президент Трамп ввел адвалорные тарифы в размере 34% на импорт из Китая, которые были ненадолго увеличены до 125% после ответных мер Китая, а затем снижены до 10% после двусторонних переговоров.

7 ноября

aljazeera.com: Третий китайский авианосец "Фуцзянь" поступает на военную службу

Новейший китайский авианосец официально вступил в строй после длительных ходовых испытаний, сообщают китайские государственные СМИ. Эксперты заявляют, что корабль поможет крупнейшему в мире военно-морскому флоту расширить сферу влияния Пекина за пределы его собственных вод.

Председатель КНР Си Цзиньпин в среду поднялся на борт авианосца "Фуцзянь", названного в честь китайской провинции, расположенной напротив Тайваня, для инспекционной поездки в город Санья на юге провинции Хайнань, сообщило в пятницу государственное информационное агентство "Синьхуа".

По сообщениям государственных СМИ, на церемонии ввода в эксплуатацию и вручения флага присутствовали более 2000 представителей военно-морских сил Китая и подразделений, занимающихся строительством авианосцев.

"Фуцзянь" – третий авианосец Китая, но его первая модель, спроектированная и построенная собственными силами.

Синьхуа: Китай готов вместе со странами АСЕАН противодействовать вызовам в сфере безопасности – минобороны

Китай готов объединять усилия со странами АСЕАН для противодействия вызовам в сфере безопасности и дальнейшего повышения уровня сотрудничества в сфере обороны и безопасности, заявил официальный представитель министерства обороны КНР Цзян Бинь в пятницу.

Он сделал такое заявление, комментируя по просьбе журналистов недавние встречи министра обороны КНР Дун Цзюня с коллегами из стран АСЕАН.

Указав на географическую близость и углубленное переплетение интересов, которые лежат в основе общей безопасности и общего развития, Цзян Бинь отметил, что сотрудничество Китая и АСЕАН в области обороны развивалось как вглубь, так и вширь. В настоящее время наметилось учащение контактов на высоком уровне. Между сторонами проводятся совместные учения, обучение персонала, миссии ООН, борьба с терроризмом, взаимодействие в области военной медицины, спасательные операции и ликвидация последствий стихийных бедствий.

По его словам, во время состоявшихся в Куала-Лумпуре встреч Дун Цзюнь вместе с коллегами из стран АСЕАН достигли консенсуса относительно углубления сотрудничества в области обороны и безопасности, поддержания мира и стабильности в регионе.

Китай неизменно поддерживает центральное место АСЕАН в региональной архитектуре и готов вместе со странами АСЕАН отстаивать мир, отметил Цзян Бинь, подчеркнув давнюю традицию гармоничного сосуществования и принципы диалога и партнерства, а не конфронтации и формирования союзов.

Цель, продолжил он, заключается в создании более тесного сообщества единой судьбы Китай – АСЕАН и построении более прекрасного будущего для региона. 

carnewschina.com: Компания BYD удваивает стоимость аккумуляторов LFP, что является приоритетом безопасности для электромобилей в Китае

На Токийском автосалоне 2025 года Ли Юнфэй, генеральный менеджер по бренду и связям с общественностью BYD, подчеркнул неизменную приверженность компании технологии литий-железо-фосфатных аккумуляторов (LFP) и призвал к доверию к китайскому сектору электромобилей, сообщает IT-home.

Ли подчеркнул, что Китай является самым быстрорастущим и богатым ресурсами рынком для электромобилей, обладающим обширными исследовательскими возможностями и мощной промышленной базой. Несмотря на то, что потенциальные преимущества твердотельных аккумуляторов признаны, Ли отметил, что современные технологии производства аккумуляторов хорошо зарекомендовали себя, поддерживаются комплексной зарядной инфраструктурой и все в большей степени способны удовлетворять потребности потребителей, включая улучшенные характеристики в холодную погоду.

Касаясь вопросов безопасности, Ли отметил, что появляющиеся в Интернете сообщения о пожарах в электромобилях, не использующих литий-ионный фосфат (LFP), способствовали распространению мнения о том, что аккумуляторы EV небезопасны. Он повторил, что потребители, как правило, не делают различий между LFP и тройными литиевыми батареями. Позиция BYD заключается в том, чтобы сохранить LFP в качестве стандарта для всех существующих и будущих моделей.

“Безопасность имеет основополагающее значение. Безопасность – это величайшая роскошь. Безопасность – это основная цель продукта”, – сказал Ли.

Данные за период с января по сентябрь 2025 года показывают, что количество установленных аккумуляторов LFP достигло 493,9 ГВт-ч, что на 42,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что позволило компании занять более 80% китайского рынка и укрепить свои позиции в качестве доминирующего поставщика электромобилей.

Ли также подчеркнул технические преимущества LFP-аккумуляторов, отметив их более длительный срок службы по сравнению с трехкомпонентными литиевыми. Обычно емкость LFP-аккумуляторов превышает 3500 циклов зарядки-разрядки по сравнению с примерно 2000 циклами для трехкомпонентных литиевых аккумуляторов. Элементы LFP также обладают более высокой термической стабильностью, при этом температура теплового выброса превышает 500 °C, по сравнению с температурой ниже 300 °C для тройного литиевого элемента.

Ли предупредил, что некоторые бренды могут продолжать использовать тройной литий для увеличения дальности действия, но он призвал отрасль уделять приоритетное внимание безопасности в качестве базового стандарта.

“Как ключевой участник этого сектора, мы надеемся, что все игроки внесут позитивный вклад и будут уделять приоритетное внимание безопасности в качестве основы”, – сказал он.

8 ноября

carnewschina.com: Экспорт автомобилей из Китая вырос на 14,3%, до 112,7 млрд долларов, за первые десять месяцев 2025 года, установив новый рекорд

По данным Главного таможенного управления, объем экспорта автомобильной промышленности Китая за первые десять месяцев 2025 года составил 798,39 млрд юаней (около 112,8 млрд долларов), что на 14,3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает IT-home. Данные отражают продолжающийся рост китайского экспорта автомобилей, несмотря на замедление роста мировой торговли.

За тот же период общий объем экспорта товаров из Китая достиг 22,12 трлн юаней (3,12 трлн долларов США), увеличившись на 6,2%, в то время как импорт составил 15,19 трлн юаней (2,14 трлн долларов США), что примерно не изменилось по сравнению с предыдущим годом. Автомобильный сектор внес наибольший вклад в рост экспорта, опередив средние показатели по обрабатывающей промышленности. На долю механической и электротехнической продукции приходится более 60% экспорта страны, при этом наибольший прирост приходится на автомобили и полупроводники.

Только в октябре экспорт автомобилей вырос на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как экспорт интегральных схем, согласно таможенным данным, увеличился на 26,9%. Аналитики говорят, что это указывает на сохраняющийся спрос на электрифицированную и высокотехнологичную продукцию на зарубежных рынках. Эта тенденция позволила китайским автопроизводителям расширить свое присутствие в развивающихся регионах, включая Юго-Восточную Азию, Ближний Восток и Латинскую Америку.

Читайте по теме:

Пекин "сблизился" с Дели, получил большую скидку от Ирана и "вычеркнул" электрокары

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться