Производство юрт наладил павлодарский предприниматель в исправительном учреждении АП-162/2. В прошлом году РГП "Енбек Павлодар" заключило договоры об оказании услуг с представителями малого и среднего бизнеса по изготовлению строительных материалов, изделий из ПВХ, по металло- и деревообработке, производству сливов и желобов из оцинкованной стали, выпуску строительных материалов, швейных изделий и изготовлению юрт.
Производственная база расположена в пригороде Павлодара – Кенжеколе, а вот вся основная работа перенесена в зону. Каждый из работников, а их здесь шестеро, получают зарплату, равную 26 тыс. тенге.
"Дело не в деньгах, а в том, что они не прогуливают и не опаздывают на работу. У меня на промбазе в Кенжеколе дефицит с рабочей силой", – говорит Вячеслав Гайдучок. В месяц ИП "Павлодар юрта" может изготовить пять-шесть юрт. Спрос, по заверению предпринимателя, на них есть. "Конечно, юрты не расходятся как горячие пирожки, но работаем, находим клиентов. Были заказы и с Российской Федерации. Пробуем выйти на дальнее зарубежье. На сегодня основные заказчики, кроме Павлодара, Астана и Усть-Каменогорск. Приобретают как госструктуры, так и частники. Сегодня появилось новое направление: вместо декоративных беседок во дворе дома ставят юрту. Бюджетная шестиканатная стоит порядка 750 тысяч тенге. Базовая комплектация юрты – дерево и войлок, водонепроницаемая ткань. Остальное убранство – по желанию заказчика. Войлок – от отечественного производителя. Продвигаем теплые полы, освещение, какие-нибудь модные фишки", – делится предприниматель.
Если говорить о ноу-хау, оно тоже имеется:
"Наша технология отличается тем, что мы делаем юрты из клеевого шпона, она существовала в бывшем Союзе. Был такой комбинат в городе Уштобе. Но развалился, технология была утеряна, мы ее возродили и теперь этим занимаемся. В Казахстане мы единственные, кто использует клеевой шпон, он надежен и гибок".
К слову, на вопрос, почему он вдруг занялся юртами, Вячеслав Гайдучок ответил просто:
"Я родом из Майского района (казахское население здесь составляет 86%. – Авт.), и этим все объясняется. Кроме того, я занимался заготовкой и переработкой шерсти, делали кошму. Правда, на сегодня оно приостановлено. Необходимо перевооружение и выходить на другой уровень. Технологии на месте не стоят. Сегодня войлок дешевле купить, чем производить с нашим оборудованием".
Не так давно предприниматель решил взять под свое крыло местных ремесленников. Так появился проект Qazaq yurt, который объединил разных умельцев.
"Я оказался на собрании ремесленников в музее, там была поднята проблема отсутствия у них помещения, где бы они могли реализовать свой товар. Решил взяться. Обратился в областной отдел туризма и предложил свои услуги, что мы готовы взять их под свое крыло. Помогли. Пока у нас изделия от 15 ремесленников. Что касается цены, то ее предлагает сам производитель, плюс торговая накрутка. В ближайшее время к нам на реализацию должно поступить седло из кожи, серебра и инкрустации стоимостью миллион тенге. Думаю, быстро уйдет. Говорю так, потому что у нас юрты за 30 тысяч долларов быстро уходили", – говорит Вячеслав Гайдучок.
До конца июня предприниматель открывает юрточную зону отдыха, где все будет выдержано в национальном стиле: пока три юрты, алтыбаканы, национальная кухня, бассейн и сакские бани. Последнее становится модным в Казахстане.
Марина Попова
Фото автора