Выставка проходит в Казахстане с 2011 года при поддержке UBI France, торгово-промышленной палаты Турции - ITKIB, ассоциации головных уборов России. Кроме того, компания САТЕХРО, в 2012 году ставшая партнером международной выставочной компании IGEDO, сотрудничает с арагонской ассоциацией текстиля FITCA в Испании, и ассоциацией EMI EnteModaItalia.
О выставке
- Арслан, наверняка идея создания такого выставочного проекта возникла не случайно.
- Да, раньше в Казахстане не было специализированной fashion-выставки по одной простой причине - рынок страны был просто не готов к этому событию. Не было производителей текстиля, одежды, рекламные компании были не развиты, ритейлеры, которые тогда были простыми торговцами, работали не профессионально, не хватало торговых площадей. Но уже тогда был виден высокий потенциал развития индустрии моды в Казахстане. Люди стремились хорошо одеваться, работали над своим стилем и вкусом. Я понял, что fashion-рынок будет быстро расти и профессиональная площадка будет непременно востребована.
- Как изменились масштабы и формат выставки за эти годы?
- Раньше выставка имела в основном ярмарочный характер. Но с 2013 года компания изменила формат на В2В, сделав упор на бизнес-составляющую рынка. В итоге производители товаров получили возможность поиска деловых партнеров на территории всей Центральной Азии. Выставка помогла наладить прочные партнерские отношения между казахстанскими и зарубежными предпринимателями, а также способствовала появлению крупных брендов на рынке Казахстана. Многие иностранные компании нашли себе представительства здесь, открыли филиалы, заключили сделки с дистрибьюторами, агентами, наладили контакт с байерами.
Формат Central Asia Fashion сегодня представлен в трех направлениях: Expo - Business - Show. Это способствует тому, что посетители выставки могут познакомиться с современными fashion-тенденциями не только на стендах участников, а также благодаря модным показам в зоне Show. Бизнес формат выставки представлен деловой программой. В специально организованной зоне Business посетители смогут расширить диапазон профессиональных знаний на тренингах и семинарах, а также стать участниками горячих обсуждений на панельных дискуссиях с экспертами рынка.
Выставочная площадь составляет более 4,5 тыс. квадратных метров, каждый сезон на ней представлено более 150 модных брендов из 16 стран мира.
- Этот год не станет исключением? Сколько участников уже заявлено? Назовите самые известные имена и бренды.
- В этом году ожидается участие около сотни зарубежных модных брендов. Среди них итальянские бренды BLUKEY, CANNELLA, Levante, RINASCIMENTO, RODRIGO, MONTALIANI, турецкие бренды BOVONA, StarTime, LaChere, PHARDI. Не меньшее количество участников ожидается из стран СНГ - России, Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана. Впервые в сезоне Autumn-2016 в выставке примут участие производители из Индии. Участники представят образцы новых коллекций женской и мужской одежды, обуви, модных аксессуаров, детской одежды, головных уборов, нижнего белья, изделий из натуральной кожи и меха.
Выставка ориентирована на профессионалов рынка ритейла и fashion-отрасли. А посетителями в основном становятся владельцы и руководители компаний оптовой и розничной торговли, закупщики, дизайнеры и байеры из шести регионов Центральной Азии: Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана и Азербайджана.
- Если говорить в количественном соотношении отечественных и зарубежных брендов, кому из них наиболее интересна выставка?
- 90% экспонентов выставки – это зарубежные бренды. В числе стран-лидеров по количеству представленных брендов: Турция, Италия, Россия, Молдова, Индия. Казахстанских брендов-производителей меньше. Возможно, они пока не торопятся завоевывать внутренний fashion-рынок страны или чувствуют себя не конкурентоспособными по отношению к западным брендам-участникам. Но, тем не менее, многие из них демонстрируют свой интерес к выставке, хоть и не участвуют.
- Говоря о конкурентоспособности, как вы оцениваете развитие fashion-индустрии в Казахстане? Какие факторы, по-вашему, помогают, а какие мешают ее развитию?
- Нужно отметить, что последние два года fashion-индустрия Казахстана переживает нелегкие времена. В условиях экономического кризиса компаниям приходится оперативно реагировать на происходящие на рынке изменения, оперативно вносить коррективы в свои рабочие планы, чтобы продолжать зарабатывать. Но, несмотря на это, казахстанский рынок по-прежнему очень интересен инвесторам. Это доказывает выход на казахстанский рынок за последний год нескольких крупных зарубежных fashion-игроков. Думаю, экономический кризис даже в какой-то мере способствовал улучшению условий сотрудничества fashion-ритейлеров с ТРЦ. Если раньше были неадекватные арендные ставки по сравнению с качеством торговых площадей и сервисом, то сейчас многие ТРЦ пошли на уступки и разрабатывают со своими арендаторами гибкие условия оплаты арендных ставок, основанные на проценте от оборота.
Тем не менее, в создавшихся условиях тотальной экономии рынок fashion-ритейла Казахстана стремительно продолжает сжиматься. Ритейлеры сокращают торговые площади, объемы закупа, делают перерасчет бюджета, сокращают персонал и в целом уменьшают свое присутствие. Рассуждая глобально, этот процесс можно считать естественным отбором в отрасли, когда на смену слабым и мелким приходят сильные и более амбициозные.
Мода как искусство
- Что интересного в этом году вы, как организаторы, готовите для участников и гостей выставки?
- Мы каждый сезон кардинально меняем оформление и тематику выставки. В этом, осеннем сезоне главной темой выставки станет "Мода как искусство". Таким образом, Сentral Asia Fashion поддерживает мировой тренд, отдавая дань уважения великим классикам большого искусства.
В поддержку главной темы мероприятия будет организована экспозиция работ современной казахстанской художницы и арт-перформера Салтанат Ташимовой. Теперь на вернисаже "В поисках Тенгри" музейные экспонаты высокого искусства живописи будут доступны для всех посетителей выставки. Тему выставки подхватит и специальная фотовыставка "Живое искусство". Посетителям будет наглядно продемонстрировано, как дизайнеры, вдохновившись полотнами художников, используют их для создания принтов в своих коллекциях. Таким образом, большое искусство "выйдет на улицы городов" на платьях, сумках, юбках, куртках, свит-шотах.
Не меньше порадует посетителей и деловая программа мероприятия, которая в очередной раз будет рассматривать самые актуальные вопросы настоящего времени: Каким будет магазин нового поколения? В чем заключается новая идеология торговли? Каковы реальные потребности покупателей в режиме экономии? Что привлекает и что раздражает современных покупателей? Как казахстанцы оценивают состояние личных финансов? Чего опасаются больше всего? Какие тренды реального времени и виртуальной реальности?
Ну а развлекательную часть CentralAsiaFashion обеспечит интерактивный мастер-класс по художественному завязыванию платков и палантинов от дизайнера-стилиста Арай Мусахановой.
Неприбыльная выставка
- Насколько мне известно, выставка Central Asia Fashion была удостоена почетной премии PROfashion Award-2015 в номинации "Лучшая отраслевая выставка года".
- Да. Это был первый призовой трофей нашей компании. "Модный Оскар" или, если официально, престижную премию PROfashionAwards наша выставка получила "за динамичное развитие и профессиональную концепцию". Само мероприятие негласно считается главным событием модной отрасли стран СНГ, символом профессионального признания и ежегодным независимым рейтингом участников fashion-рынка. Один из главных принципов премии – это поощрение тех, кто идет в ногу со временем и, несмотря на сложное состояние рынка, не только остается на плаву, но также ищет новые и нестандартные пути развития. По оценке модных экспертов, Central Asia Fashion не просто соответствует этим принципам, а является своеобразным флагманом. Главная цель "модного Оскара" – подвести бизнес-итоги и с беспристрастием назвать хедлайнеров уходящего года из числа игроков модного бизнеса. Ежегодно в премии принимает участие более 300 компаний индустрии моды и только более десяти удостаиваются публичной награды. В том числе оказались и мы.
- Материальная сторона, пожалуй, не менее важна. Насколько выгодно организовывать выставки подобного направления? Приносят ли они прибыль?
- Говорить о прибыли в период затяжного кризиса – занятие не благодарное. В целом скажу, что выставочным бизнесом могут заниматься только очень терпеливые бизнесмены. Несмотря на такой серьезный для бизнеса срок существования, выставка пока больше тратит, чем зарабатывает. Но мы знаем, что, работая сегодня себе в убыток, мы инвестируем в будущее, которое не за горами. Период становления и разгона для подобных проектов не меньше 10-15 лет. Более того, согласно статистике, с каждым годом происходит качественный и количественный рост участников и посетителей выставки, что свидетельствует о повышении интереса к fashion-рынку Центральной Азии, а также о развитии рынка в целом.
Светлана Умыргалеева