/img/tv1.svg
RU KZ
Затяните пояс до позвоночника!

Затяните пояс до позвоночника!

Правительству предложили за счет сокращения расходов бюджета не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес.

22:17 29 Сентябрь 2016 9580

Затяните пояс до позвоночника!

Автор:

Саян Абаев

Председатель попечительского совета Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев сообщил abctv.kz, что Центр представит правительству предложения по необходимым изменениям в экономической политике до конца текущего года. Но уже сейчас эксперт предложил правительству сократить расходы республиканского бюджета в 2017 году на 600 млрд тенге, что позволит не увеличивать или даже сократить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес. 

Встреча 9 независимых экспертов (Рахим Ошакбаев, Жарас Ахметов, Магбат Спанов, Галым Хусаинов, Мурат Темирханов, Шухрат Садыров, КанатНуров, Меруерт Махмутова и Расул Рысмамбетов) с премьер-министром РК Бакытжаном Сагинтаевым состоялась 28 сентября. В ходе встречи эксперты представили свое видение проблемных вопросов казахстанской экономической политики.

По словам г-на Ошакбаева, встреча прошла по инициативе премьера, который внимательно выслушал всех приглашенных и высказал свою готовность к дальнейшему открытому и конструктивному диалогу с неправительственным сектором.

«Коллеги озвучили свои экспертные мнения, которые касались проведения институциональных реформ, проблем финансового сектора, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной политики, вопросы волатильности обменного курса и многое другое. В силу плотного графика, выступления были очень краткие 5-10 минут, но каждый из нас имел возможность в это время изложить Бакытжану Абдировичу свои акценты, которые представлялись каждому наиболее важными с его точки зрения», - сказал он.

В частности, правительству было предложено: как минимум, не увеличивать, а, как максимум, постепенно сокращать расходы бюджета за счет неэффективных трат и законодательно зафиксировать максимально допустимый размер расходов республиканского бюджета в процентах от ВВП (предварительное предположение – на уровне 16,5%).

«Провести так называемый бюджетный маневр. Суть бюджетного маневра проста – не повышать налоговую нагрузку на МСБ (или даже снизить ее) за счет оптимизации расходов бюджета. По нашим расчетам при плановых расходах республиканского бюджета на 2017 год в объеме 8,6 трлн тенге потенциал оптимизации составляет порядка 600 млрд тенге.

Чтобы понять, есть ли резервы для проведения такого маневра, можно привести следующие цифры: в 2015 году от 1,4 млн субъектов предпринимательства, которые пользуются специальным налоговым режимам поступило налогов на 94 млрд тенге», - сообщил Рахим Ошакбаев.

Для сравнения он привел цифру, что по проекту бюджета на 2017 год целевое перечисление только в АО «НК «Астана ЭКСПО-2017» составит 77 млрд тенге. То есть только одна бюджетная строка на содержание нацкомпании сопоставима с налоговыми поступлениями 1,4 млн предпринимателей.

При этом он предлагает сэкономленные средства направить в том числе на образование. «Говоря о возможном бюджетном маневре, нельзя забывать о приоритете развития человеческого капитала. В Казахстане 5 млн детей в возрасте до 15 лет (что примерно 55% от всего текущего экономически активного населения). В этом аспекте критически недофинансированной остаётся система образования, перед которой стоит сложнейший вызов дать конкурентоспособное образование миллионной армии детей, чтобы они не пополнили ряды неквалифицированной рабочей силы и не попали в порочный круг бедности», - сказал эксперт.

Таким образом, считает он, за счет оптимизации других статей, либо целевого трансферта Нацфонда необходимо как минимум в два раза увеличить расходы на образование, особенно школьное. Также требуется повышение заработной платы учителям (их зарплата на 30% ниже, чем средняя по стране), модернизация педагогического образования и многое другое.

«Также очевидно, что расходы бюджета сейчас являются критическими для поддержания даже таких низких темпов роста экономики, какие сейчас есть у нас. И безусловно, для здорового развития их должны заместить частные инвестиции и рост кредитования. Но ни кредитование, ни частные инвестиции не станут вновь расти, пока не будет решена проблема непредсказуемости и высокой волатильности курса тенге и качества ссудного портфеля. Это тема для отдельного сложного разговора», - сообщил Рахим Ошакбаев.

Потенциал оптимизации лежит в сокращении финансирования квазигосударственного сектора, в том числе сокращении расходов на малоэффективные, по его мнению, государственные программы поддержки предпринимательства, консалтинговые услуги, государственные задания и в сокращении расходов на содержание госаппарата.

Эксперт, в частности, считает, что в проекте бюджета 2017 года «не выглядят» столь уж неотложными следующие траты: ЖКХ (субсидирование ставки АО «Байтерек девелопмент» - 11 млрд тенге; увеличение уставного капитала АО «Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов» - 10 млрд тенге; вмешательство в региональную политику (Программа развития регионов и кредитование областных бюджетов) – 209 млрд тенге); здравоохранение: медицинские организации управления делами президента – 12 млрд тенге; вклад в ОО «Назарбаев Университет» - 10 млрд тенге; система социального медицинского страхования – 6 млрд тенге; прирост расходов по обеспечению населения медпомощью – 230 млрд тенге); экономические вопросы (кредитование АО «Аграрная кредитная корпорация» - 60 млрд тенге; кредитование проектов ГПИИР через АО «БРК» - 80 млрд тенге, кредитование АО «БРК-Лизинг» (вагоны) – 19 млрд тенге; кредитование АО «НУХ «Байтерек» - 18 млрд тенге; увеличение уставного капитала АО «КазЭкспортГарант» - 14 млрд тенге).

В частности, напомнил он, новый Фонд обязательного медицинского страхования увеличивает нагрузку на бюджет и планирует брать дополнительные взносы с бизнеса. «К тому же он внебюджетный и по своей природе нарушает принцип консолидированного бюджета, когда все обязательные платежи должны собираться в бюджет и из него тратиться, проходя все процедуры формирования, защиты и контроля использования, предусмотренные для расходов бюджета», - сказал он.

Кроме того, уверен эксперт, Национальный фонд нужно оградить от малоэффективных трат, чтобы иметь возможность инвестировать его в развитие человеческого капитала и инфраструктуру. «Мы готовим свои предложения к новой концепции Нацфонда, где на это будет сделан акцент», - сообщил г-н Ошакбаев.

Он напомнил, что бюджет страны сильно зависит от нефтяных доходов. Так, в 2017 году трансферт из Нацфонда, который формируется в основном за счет продажи нефти, составит 3321,6 млрд тенге или 42% от общей суммы доходов республиканского бюджета. Если к нему прибавить экспортную таможенную пошлину, то получается, что нефтяные доходы составят практически половину доходов бюджета. При этом налоговые поступления в Нацфонд составят всего 1201,6 млрдтенге. Таким образом, порядка 2121 млрд тенге будут направлены из основной части и инвестдохода Нацфонда. «То есть мы продолжаем «проедать» Нацфонд просто на поддержание текущих расходов бюджета», - сообщил эксперт.

За 5 лет (2013-2017) расходы бюджета вырастут на 43%, а ненефтяные доходы увеличатся всего на 21%. В результате, ненефтяной дефицит в 2017 году вырастет уже до 8,1% ВВП (в 2013 году – 5,9% ВВП).

Если сравнивать расходы с ВВП, то в 2013-2016 годы уровень расходов республиканского бюджета (затраты + инвестиции) к ВВП вырос с исторически низких 16,6% до 19,5%. Аналогично по госбюджету - с 19,9% до 22,1%.

Таким образом, рост расходов основан не на росте экономики, а финансируется за счет трансферта из Нацфонда, увеличения заимствований – как за счет внешнего долга, так и за счет АО «ЕНПФ», а также за счет увеличения налоговой и квазиналоговой нагрузки на предпринимательство.

Чем грозит такая несбалансированность бюджета, когда он в высокой степени зависит от нестабильных нефтяных доходов и трансферта с Нацфонда?

«Упрощенно говоря, если цены на нефть будут низкими, то мы можем быстро истощить Нацфонд и в будущем встать перед необходимостью резкого сокращения расходов бюджета. Кроме того, исходя из исторического опыта, в будущем при возникновении угрозы дестабилизации финансового сектора может быть принято решение об очередной докапитализации банков за счет средств Нацфонда, а также очередном вливании денег в квазигоскомпании, многие из которых имеют сложности в обслуживании своих значительных долгов. Следовательно, нагрузка на Нацфонд может быть большей, чем простое ежегодное финансирование расходов бюджета через гарантированные трансферты и он может истощиться быстрее», - полагает Рахим Ошакбаев.

Если проблема с бюджетной устойчивостью и ростом расходов бюджета решена не будет, то в конечном итоге это уже приведет к росту налоговой нагрузки.

Эксперт напомнил, что уже приняты решения касательно уменьшения порога для регистрации в качестве плательщика НДС, что сделает сотни тысяч малых предпринимателей плательщиками НДС. «Вводятся дополнительные пенсионные отчисления для работодателей 5%, отчисления на обязательное медицинское страхование 2% в 2017 году с поэтапным повышением до 5% в 2020 году. Таким образом, заметно растет налоговая нагрузка на фонд оплаты труда. Появляются все новые обязательные платежи для бизнеса, которые формально не являются налогами, но реально увеличивают нагрузку», - констатировал он.

Рахим Ошакбаев также прокомментировал снижение позиции Казахстана в глобальном индексе конкурентоспособности с 42 на 53 место. По его мнению, к этому привели «ошибки экономической политики» государства. «Мы же об этом давно начали говорить: монетарная, бюджетная политики, неимоверный рост госсектора и многое другое», - сказал эксперт abctv.kz.

Саян Абаев