Председатель попечительского совета Центра прикладных исследований "Талап" Рахим Ошакбаев сообщил abctv.kz, что Центр представит правительству предложения по необходимым изменениям в экономической политике до конца текущего года. Но уже сейчас эксперт предложил правительству сократить расходы республиканского бюджета в 2017 году на 600 млрд тенге, что позволит не увеличивать или даже сократить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес.
Встреча 9 независимых экспертов (Рахим Ошакбаев, Жарас Ахметов, Магбат Спанов, Галым Хусаинов, Мурат Темирханов, Шухрат Садыров, КанатНуров, Меруерт Махмутова и Расул Рысмамбетов) с премьер-министром РК Бакытжаном Сагинтаевым состоялась 28 сентября. В ходе встречи эксперты представили свое видение проблемных вопросов казахстанской экономической политики.
По словам г-на Ошакбаева, встреча прошла по инициативе премьера, который внимательно выслушал всех приглашенных и высказал свою готовность к дальнейшему открытому и конструктивному диалогу с неправительственным сектором.
"Коллеги озвучили свои экспертные мнения, которые касались проведения институциональных реформ, проблем финансового сектора, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной политики, вопросы волатильности обменного курса и многое другое. В силу плотного графика, выступления были очень краткие 5-10 минут, но каждый из нас имел возможность в это время изложить Бакытжану Абдировичу свои акценты, которые представлялись каждому наиболее важными с его точки зрения", - сказал он.
В частности, правительству было предложено: как минимум, не увеличивать, а, как максимум, постепенно сокращать расходы бюджета за счет неэффективных трат и законодательно зафиксировать максимально допустимый размер расходов республиканского бюджета в процентах от ВВП (предварительное предположение – на уровне 16,5%).
"Провести так называемый бюджетный маневр. Суть бюджетного маневра проста – не повышать налоговую нагрузку на МСБ (или даже снизить ее) за счет оптимизации расходов бюджета. По нашим расчетам при плановых расходах республиканского бюджета на 2017 год в объеме 8,6 трлн тенге потенциал оптимизации составляет порядка 600 млрд тенге.
Чтобы понять, есть ли резервы для проведения такого маневра, можно привести следующие цифры: в 2015 году от 1,4 млн субъектов предпринимательства, которые пользуются специальным налоговым режимам поступило налогов на 94 млрд тенге", - сообщил Рахим Ошакбаев.
Для сравнения он привел цифру, что по проекту бюджета на 2017 год целевое перечисление только в АО "НК "Астана ЭКСПО-2017" составит 77 млрд тенге. То есть только одна бюджетная строка на содержание нацкомпании сопоставима с налоговыми поступлениями 1,4 млн предпринимателей.
При этом он предлагает сэкономленные средства направить в том числе на образование. "Говоря о возможном бюджетном маневре, нельзя забывать о приоритете развития человеческого капитала. В Казахстане 5 млн детей в возрасте до 15 лет (что примерно 55% от всего текущего экономически активного населения). В этом аспекте критически недофинансированной остаётся система образования, перед которой стоит сложнейший вызов дать конкурентоспособное образование миллионной армии детей, чтобы они не пополнили ряды неквалифицированной рабочей силы и не попали в порочный круг бедности", - сказал эксперт.
Таким образом, считает он, за счет оптимизации других статей, либо целевого трансферта Нацфонда необходимо как минимум в два раза увеличить расходы на образование, особенно школьное. Также требуется повышение заработной платы учителям (их зарплата на 30% ниже, чем средняя по стране), модернизация педагогического образования и многое другое.
"Также очевидно, что расходы бюджета сейчас являются критическими для поддержания даже таких низких темпов роста экономики, какие сейчас есть у нас. И безусловно, для здорового развития их должны заместить частные инвестиции и рост кредитования. Но ни кредитование, ни частные инвестиции не станут вновь расти, пока не будет решена проблема непредсказуемости и высокой волатильности курса тенге и качества ссудного портфеля. Это тема для отдельного сложного разговора", - сообщил Рахим Ошакбаев.
Потенциал оптимизации лежит в сокращении финансирования квазигосударственного сектора, в том числе сокращении расходов на малоэффективные, по его мнению, государственные программы поддержки предпринимательства, консалтинговые услуги, государственные задания и в сокращении расходов на содержание госаппарата.
Эксперт, в частности, считает, что в проекте бюджета 2017 года "не выглядят" столь уж неотложными следующие траты: ЖКХ (субсидирование ставки АО "Байтерек девелопмент" - 11 млрд тенге; увеличение уставного капитала АО "Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов" - 10 млрд тенге; вмешательство в региональную политику (Программа развития регионов и кредитование областных бюджетов) – 209 млрд тенге); здравоохранение: медицинские организации управления делами президента – 12 млрд тенге; вклад в ОО "Назарбаев Университет" - 10 млрд тенге; система социального медицинского страхования – 6 млрд тенге; прирост расходов по обеспечению населения медпомощью – 230 млрд тенге); экономические вопросы (кредитование АО "Аграрная кредитная корпорация" - 60 млрд тенге; кредитование проектов ГПИИР через АО "БРК" - 80 млрд тенге, кредитование АО "БРК-Лизинг" (вагоны) – 19 млрд тенге; кредитование АО "НУХ "Байтерек" - 18 млрд тенге; увеличение уставного капитала АО "КазЭкспортГарант" - 14 млрд тенге).
В частности, напомнил он, новый Фонд обязательного медицинского страхования увеличивает нагрузку на бюджет и планирует брать дополнительные взносы с бизнеса. "К тому же он внебюджетный и по своей природе нарушает принцип консолидированного бюджета, когда все обязательные платежи должны собираться в бюджет и из него тратиться, проходя все процедуры формирования, защиты и контроля использования, предусмотренные для расходов бюджета", - сказал он.
Кроме того, уверен эксперт, Национальный фонд нужно оградить от малоэффективных трат, чтобы иметь возможность инвестировать его в развитие человеческого капитала и инфраструктуру. "Мы готовим свои предложения к новой концепции Нацфонда, где на это будет сделан акцент", - сообщил г-н Ошакбаев.
Он напомнил, что бюджет страны сильно зависит от нефтяных доходов. Так, в 2017 году трансферт из Нацфонда, который формируется в основном за счет продажи нефти, составит 3321,6 млрд тенге или 42% от общей суммы доходов республиканского бюджета. Если к нему прибавить экспортную таможенную пошлину, то получается, что нефтяные доходы составят практически половину доходов бюджета. При этом налоговые поступления в Нацфонд составят всего 1201,6 млрдтенге. Таким образом, порядка 2121 млрд тенге будут направлены из основной части и инвестдохода Нацфонда. "То есть мы продолжаем "проедать" Нацфонд просто на поддержание текущих расходов бюджета", - сообщил эксперт.
За 5 лет (2013-2017) расходы бюджета вырастут на 43%, а ненефтяные доходы увеличатся всего на 21%. В результате, ненефтяной дефицит в 2017 году вырастет уже до 8,1% ВВП (в 2013 году – 5,9% ВВП).
Если сравнивать расходы с ВВП, то в 2013-2016 годы уровень расходов республиканского бюджета (затраты + инвестиции) к ВВП вырос с исторически низких 16,6% до 19,5%. Аналогично по госбюджету - с 19,9% до 22,1%.
Таким образом, рост расходов основан не на росте экономики, а финансируется за счет трансферта из Нацфонда, увеличения заимствований – как за счет внешнего долга, так и за счет АО "ЕНПФ", а также за счет увеличения налоговой и квазиналоговой нагрузки на предпринимательство.
Чем грозит такая несбалансированность бюджета, когда он в высокой степени зависит от нестабильных нефтяных доходов и трансферта с Нацфонда?
"Упрощенно говоря, если цены на нефть будут низкими, то мы можем быстро истощить Нацфонд и в будущем встать перед необходимостью резкого сокращения расходов бюджета. Кроме того, исходя из исторического опыта, в будущем при возникновении угрозы дестабилизации финансового сектора может быть принято решение об очередной докапитализации банков за счет средств Нацфонда, а также очередном вливании денег в квазигоскомпании, многие из которых имеют сложности в обслуживании своих значительных долгов. Следовательно, нагрузка на Нацфонд может быть большей, чем простое ежегодное финансирование расходов бюджета через гарантированные трансферты и он может истощиться быстрее", - полагает Рахим Ошакбаев.
Если проблема с бюджетной устойчивостью и ростом расходов бюджета решена не будет, то в конечном итоге это уже приведет к росту налоговой нагрузки.
Эксперт напомнил, что уже приняты решения касательно уменьшения порога для регистрации в качестве плательщика НДС, что сделает сотни тысяч малых предпринимателей плательщиками НДС. "Вводятся дополнительные пенсионные отчисления для работодателей 5%, отчисления на обязательное медицинское страхование 2% в 2017 году с поэтапным повышением до 5% в 2020 году. Таким образом, заметно растет налоговая нагрузка на фонд оплаты труда. Появляются все новые обязательные платежи для бизнеса, которые формально не являются налогами, но реально увеличивают нагрузку", - констатировал он.
Рахим Ошакбаев также прокомментировал снижение позиции Казахстана в глобальном индексе конкурентоспособности с 42 на 53 место. По его мнению, к этому привели "ошибки экономической политики" государства. "Мы же об этом давно начали говорить: монетарная, бюджетная политики, неимоверный рост госсектора и многое другое", - сказал эксперт abctv.kz.
Саян Абаев