Затяните пояс до позвоночника!

14437

Правительству предложили за счет сокращения расходов бюджета не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес.

Затяните пояс до позвоночника!

Председатель попечительского совета Центра прикладных исследований "Талап" Рахим Ошакбаев сообщил abctv.kz, что Центр представит правительству предложения по необходимым изменениям в экономической политике до конца текущего года. Но уже сейчас эксперт предложил правительству сократить расходы республиканского бюджета в 2017 году на 600 млрд тенге, что позволит не увеличивать или даже сократить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес. 

Встреча 9 независимых экспертов (Рахим Ошакбаев, Жарас Ахметов, Магбат Спанов, Галым Хусаинов, Мурат Темирханов, Шухрат Садыров, КанатНуров, Меруерт Махмутова и Расул Рысмамбетов) с премьер-министром РК Бакытжаном Сагинтаевым состоялась 28 сентября. В ходе встречи эксперты представили свое видение проблемных вопросов казахстанской экономической политики.

По словам г-на Ошакбаева, встреча прошла по инициативе премьера, который внимательно выслушал всех приглашенных и высказал свою готовность к дальнейшему открытому и конструктивному диалогу с неправительственным сектором.

"Коллеги озвучили свои экспертные мнения, которые касались проведения институциональных реформ, проблем финансового сектора, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной политики, вопросы волатильности обменного курса и многое другое. В силу плотного графика, выступления были очень краткие 5-10 минут, но каждый из нас имел возможность в это время изложить Бакытжану Абдировичу свои акценты, которые представлялись каждому наиболее важными с его точки зрения", - сказал он.

В частности, правительству было предложено: как минимум, не увеличивать, а, как максимум, постепенно сокращать расходы бюджета за счет неэффективных трат и законодательно зафиксировать максимально допустимый размер расходов республиканского бюджета в процентах от ВВП (предварительное предположение – на уровне 16,5%).

"Провести так называемый бюджетный маневр. Суть бюджетного маневра проста – не повышать налоговую нагрузку на МСБ (или даже снизить ее) за счет оптимизации расходов бюджета. По нашим расчетам при плановых расходах республиканского бюджета на 2017 год в объеме 8,6 трлн тенге потенциал оптимизации составляет порядка 600 млрд тенге.

Чтобы понять, есть ли резервы для проведения такого маневра, можно привести следующие цифры: в 2015 году от 1,4 млн субъектов предпринимательства, которые пользуются специальным налоговым режимам поступило налогов на 94 млрд тенге", - сообщил Рахим Ошакбаев.

Для сравнения он привел цифру, что по проекту бюджета на 2017 год целевое перечисление только в АО "НК "Астана ЭКСПО-2017" составит 77 млрд тенге. То есть только одна бюджетная строка на содержание нацкомпании сопоставима с налоговыми поступлениями 1,4 млн предпринимателей.

При этом он предлагает сэкономленные средства направить в том числе на образование. "Говоря о возможном бюджетном маневре, нельзя забывать о приоритете развития человеческого капитала. В Казахстане 5 млн детей в возрасте до 15 лет (что примерно 55% от всего текущего экономически активного населения). В этом аспекте критически недофинансированной остаётся система образования, перед которой стоит сложнейший вызов дать конкурентоспособное образование миллионной армии детей, чтобы они не пополнили ряды неквалифицированной рабочей силы и не попали в порочный круг бедности", - сказал эксперт.

Таким образом, считает он, за счет оптимизации других статей, либо целевого трансферта Нацфонда необходимо как минимум в два раза увеличить расходы на образование, особенно школьное. Также требуется повышение заработной платы учителям (их зарплата на 30% ниже, чем средняя по стране), модернизация педагогического образования и многое другое.

"Также очевидно, что расходы бюджета сейчас являются критическими для поддержания даже таких низких темпов роста экономики, какие сейчас есть у нас. И безусловно, для здорового развития их должны заместить частные инвестиции и рост кредитования. Но ни кредитование, ни частные инвестиции не станут вновь расти, пока не будет решена проблема непредсказуемости и высокой волатильности курса тенге и качества ссудного портфеля. Это тема для отдельного сложного разговора", - сообщил Рахим Ошакбаев.

Потенциал оптимизации лежит в сокращении финансирования квазигосударственного сектора, в том числе сокращении расходов на малоэффективные, по его мнению, государственные программы поддержки предпринимательства, консалтинговые услуги, государственные задания и в сокращении расходов на содержание госаппарата.

Эксперт, в частности, считает, что в проекте бюджета 2017 года "не выглядят" столь уж неотложными следующие траты: ЖКХ (субсидирование ставки АО "Байтерек девелопмент" - 11 млрд тенге; увеличение уставного капитала АО "Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов" - 10 млрд тенге; вмешательство в региональную политику (Программа развития регионов и кредитование областных бюджетов) – 209 млрд тенге); здравоохранение: медицинские организации управления делами президента – 12 млрд тенге; вклад в ОО "Назарбаев Университет" - 10 млрд тенге; система социального медицинского страхования – 6 млрд тенге; прирост расходов по обеспечению населения медпомощью – 230 млрд тенге); экономические вопросы (кредитование АО "Аграрная кредитная корпорация" - 60 млрд тенге; кредитование проектов ГПИИР через АО "БРК" - 80 млрд тенге, кредитование АО "БРК-Лизинг" (вагоны) – 19 млрд тенге; кредитование АО "НУХ "Байтерек" - 18 млрд тенге; увеличение уставного капитала АО "КазЭкспортГарант" - 14 млрд тенге).

В частности, напомнил он, новый Фонд обязательного медицинского страхования увеличивает нагрузку на бюджет и планирует брать дополнительные взносы с бизнеса. "К тому же он внебюджетный и по своей природе нарушает принцип консолидированного бюджета, когда все обязательные платежи должны собираться в бюджет и из него тратиться, проходя все процедуры формирования, защиты и контроля использования, предусмотренные для расходов бюджета", - сказал он.

Кроме того, уверен эксперт, Национальный фонд нужно оградить от малоэффективных трат, чтобы иметь возможность инвестировать его в развитие человеческого капитала и инфраструктуру. "Мы готовим свои предложения к новой концепции Нацфонда, где на это будет сделан акцент", - сообщил г-н Ошакбаев.

Он напомнил, что бюджет страны сильно зависит от нефтяных доходов. Так, в 2017 году трансферт из Нацфонда, который формируется в основном за счет продажи нефти, составит 3321,6 млрд тенге или 42% от общей суммы доходов республиканского бюджета. Если к нему прибавить экспортную таможенную пошлину, то получается, что нефтяные доходы составят практически половину доходов бюджета. При этом налоговые поступления в Нацфонд составят всего 1201,6 млрдтенге. Таким образом, порядка 2121 млрд тенге будут направлены из основной части и инвестдохода Нацфонда. "То есть мы продолжаем "проедать" Нацфонд просто на поддержание текущих расходов бюджета", - сообщил эксперт.

За 5 лет (2013-2017) расходы бюджета вырастут на 43%, а ненефтяные доходы увеличатся всего на 21%. В результате, ненефтяной дефицит в 2017 году вырастет уже до 8,1% ВВП (в 2013 году – 5,9% ВВП).

Если сравнивать расходы с ВВП, то в 2013-2016 годы уровень расходов республиканского бюджета (затраты + инвестиции) к ВВП вырос с исторически низких 16,6% до 19,5%. Аналогично по госбюджету - с 19,9% до 22,1%.

Таким образом, рост расходов основан не на росте экономики, а финансируется за счет трансферта из Нацфонда, увеличения заимствований – как за счет внешнего долга, так и за счет АО "ЕНПФ", а также за счет увеличения налоговой и квазиналоговой нагрузки на предпринимательство.

Чем грозит такая несбалансированность бюджета, когда он в высокой степени зависит от нестабильных нефтяных доходов и трансферта с Нацфонда?

"Упрощенно говоря, если цены на нефть будут низкими, то мы можем быстро истощить Нацфонд и в будущем встать перед необходимостью резкого сокращения расходов бюджета. Кроме того, исходя из исторического опыта, в будущем при возникновении угрозы дестабилизации финансового сектора может быть принято решение об очередной докапитализации банков за счет средств Нацфонда, а также очередном вливании денег в квазигоскомпании, многие из которых имеют сложности в обслуживании своих значительных долгов. Следовательно, нагрузка на Нацфонд может быть большей, чем простое ежегодное финансирование расходов бюджета через гарантированные трансферты и он может истощиться быстрее", - полагает Рахим Ошакбаев.

Если проблема с бюджетной устойчивостью и ростом расходов бюджета решена не будет, то в конечном итоге это уже приведет к росту налоговой нагрузки.

Эксперт напомнил, что уже приняты решения касательно уменьшения порога для регистрации в качестве плательщика НДС, что сделает сотни тысяч малых предпринимателей плательщиками НДС. "Вводятся дополнительные пенсионные отчисления для работодателей 5%, отчисления на обязательное медицинское страхование 2% в 2017 году с поэтапным повышением до 5% в 2020 году. Таким образом, заметно растет налоговая нагрузка на фонд оплаты труда. Появляются все новые обязательные платежи для бизнеса, которые формально не являются налогами, но реально увеличивают нагрузку", - констатировал он.

Рахим Ошакбаев также прокомментировал снижение позиции Казахстана в глобальном индексе конкурентоспособности с 42 на 53 место. По его мнению, к этому привели "ошибки экономической политики" государства. "Мы же об этом давно начали говорить: монетарная, бюджетная политики, неимоверный рост госсектора и многое другое", - сказал эксперт abctv.kz.

Саян Абаев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться