Комитет транспорта МИР РК совместно с акиматом ЮКО запустили акцию "Жасыл өнімге – жасыл жол" (Зеленой продукции – зеленый коридор).
25 августа с автостоянки села "Куркелес" Сарыагашского района ЮКО отправился автокараван из 24 машин с плодоовощной продукцией общим весом около 300 тонн. Так стартовала акция, организованная Комитетом транспорта Министерства по инвестициям и развитию (МИР) РК, призванная обеспечить беспрепятственный пропуск автотранспорта с плодоовощной продукцией из ЮКО по территории РК.
"Основная цель проведения акции "Жасыл өнімге – жасыл жол" - это обеспечение беспрепятственной и бесперебойной доставки скоропортящейся плодово-ягодной и овощной продукции с территории Южно-Казахстанской области в другие регионы страны путем уменьшения остановок и проверок транспорта, а также создания благоприятных условий для отечественных перевозчиков. Плодоовощная продукция имеет свойство быстро портиться, в этой связи ее необходимо быстро, в оперативном порядке, без лишних остановок доставить до пункта назначения", - отметил начальник управления Комитета транспорта МИР РК Талгат Есенгельды.
С целью исключения повторных проверок в пути следования каждое автотранспортное средство будет проверено инспекторами транспортного контроля в пункте формирования автокараванов с проставлением в сопроводительных документах отметки о проведении транспортного контроля.
"Наши инспекторы на мобильных постах взвешивают транспортные средства, при соответствии их установленным законодательством весовым параметрам, в частности, соблюдении максимально допустимой массы машины в 40 тонн, выдают акт взвешивания. С ним перевозчик далее едет по территории всей республики и больше не подвергается последующему контролю и проверкам. То есть он проверяется всего один раз, получает документ и беспрепятственно следует с ним до конечного пункта", - пояснил он механизм акции abctv.kz.
Данные об автокараванах, номера транспортных средств передаются на ситуационный центр комитета. Оттуда в онлайн-режиме - по всем областям. "Таким образом, они взвешиваются один раз и без препон отправляются в нужную точку, в пути их больше никто не задерживает", - повторил руководитель инспекции транспортного контроля по Южно-Казахстанской области Руслан Бексеитов.
Он добавил, что сегодня государством уделяется большое внимание развитию сельского хозяйства и поддержке аграриев. "В нашей стране порядка 40 % населения живет в сельской местности. Чтобы их труд был выгоден экономически, необходимо доставлять производимую ими продукцию вовремя в свежем виде в другие регионы и страны. Такую задачу ставит перед собой нынешняя акция", - сказал abctv.kz Руслан Бексеитов.
По его данным, в рамках прошлогодней акции было организовано 26 автокараванов, которые перевезли в общей сложности около 9 тыс. тонн плодоовощной продукции из ЮКО. Сегодня первой партией этого года отправился автокараван из 24 машин с общим весом около 300 тонн. В акции участвуют четыре района ЮКО - Казыгуртский, Сарыагашский, Шардаринский и Мактааральский.
Караваны планируется отправлять по мере формирования, партиями, два раза в неделю. Между тем, как отметил Талгат Есенгельды, перевозчики могут не дожидаться формирования партий и выезжать в путь сразу же после прохождения процедуры взвешивания и получения акта в специально отведенном акиматом ЮКО месте, которым определена автостоянка села "Куркелес" Сарыагашского района, откуда и стартовала акция.
Именно в этом месте, в простонародье именуемом пятачком, по словам г-на Бексеитова, сложилась налаженная система из цепочки "поле - перевозчик - потребитель". "То есть производители приходят сюда и говорят, к примеру, что у них есть 10 тонн арбузов, которые нужно перевезти покупателю в какую-то точку. Они договариваются с перевозчиками, едут на поле, загружают продукцию, снова возвращаются сюда. Транспортное средство взвешивается и отправляется отсюда по нужному направлению", - пояснил он.
Акция "Жасыл өнімге – жасыл жол" в этом году продлится в Казахстане до конца октября. Ожидается, что объемы зеленой продукции, которая попадет в свежем виде на прилавки магазинов, будут выше прошлогодних.
Основанием для таких прогнозов служат успешные итоги работы аграриев региона в этом году. Так, по данным облакимата, объем валовой продукции сельского хозяйства за шесть месяцев 2016года составил 123 млрд тенге, что на 2,0 % больше соответствующего периода 2015 года. В том числе было произведено продукции растениеводства на 19,8 млрд тенге (101,1%). За первое полугодие местные земледельцы собрали 350 тыс. тонн овощей, 120 тыс. тонн картофеля и 240 тыс. тонн бахчевых. В аграрных районах области в текущем году посажено картошки и овощей на 52,3 тыс. га, бахчевых культур - на 59,1 тыс. га. Планируется, что до конца года будет собрано 890 тыс. тонн овощей, 1,4 млн. бахчевых и 256 тонн картофеля.
Участвуя в акции, перевозчики смогут доставить свой груз примерно в два раза быстрее, чем в обычном режиме. Об этом заявили как представители профильного ведомства, так и перевозчики, уже участвовавшие в прошлогогодней акции.
Предприниматель-перевозчик из Мактааральского района ЮКО Бахтияр Оразалы поделился с abctv.kz, что раньше дорога занимала гораздо больше времени, в среднем на сутки-полторы, из-за бесконечных остановок и проверок. При этом он признал, что причиной проблем нередко были и сами водители, так как перегружали транспорт выше нормативов. В связи с чем он выразил большую благодарность от имени перевозчиков Комитету транспорта МИР за изменение соответствующих нормативов.
"В прошлом году во время акции мы подняли от имени перевозчиков наболевший вопрос об увеличении норм провоза. У нас в Казахстане предельная общая масса автотранспортного средства, перевозящего скоропортящуюся продукцию, была определена в 38 тонн, тогда как в других соседних странах она была 40 тонн. По нашей просьбе казахстанскую норму увеличили до 40 тонн. Для нас две дополнительные тонны продукции на каждую фуру - большое подспорье, так как каждые две тонны не остаются на земле. Они работают на нас, приносят нам дополнительный доход", - сказал он.
В этот раз Бахтияр Оразалы отправил 150 тонн продукции, в том числе арбузы, дыни, различные виды фруктов. Предприниматель надеется получить определенный доход и предлагает проводить такие акции побольше и подольше.
На вопрос, почему нужная для поддержки отечественных производителей и перевозчиков работа носит акционный, а не системный характер начальник управления Комитета транспорта МИР РК ответил следующим образом: "Акция - это условное название. Она стала традиционной и проводится системно на регулярной основе уже больше десяти лет. Она идет во время поспевания и сбора урожая - с июля-августа по октябрь, проводить ее в другие периоды смысла нет. Фактически, это уже постоянно действующий механизм, просто по традиции мы ежегодно открываем и объявляем о начале акции".
При этом он подчеркнул, что при запуске нынешней акции комитет напоминает перевозчикам и отправителям плодоовощной продукции о недопустимости нарушения транспортного законодательства и соблюдения установленных весовых параметров автотранспортных средств для передвижения по автомобильным дорогам РК.
Клара Ларина, Сарыагаш-Шымкент.