Комитет государственных доходов внедряет принципы "зеленого коридора" для добросовестного бизнеса.
Об этом заявил в ходе круглого стола "Реформирование налоговой системы и совершенствование таможенного администрирования", организованного советом иностранных инвесторов при президенте РК председатель комитета государственных доходов министерства финансов Даулет Ергожин.
Он отметил, что главой государства Нурсултаном Назарбаевым в своих выступлениях зачастую отводится особое внимание развитию инвестиционной привлекательности Казахстана. Перед всеми государственными органами ставятся задачи максимально эффективно использовать выгодное географическое положение страны, наличие природных и минеральных ресурсов и политическую стабильность. Все эти факторы на сегодня обеспечены либеральным законодательством, что создает огромные возможности развития и поддержки привлечения иностранных инвестиций.
По словам, Даулета Ергожина, комитет государственных доходов, созданный с целью повышения эффективности работы в части обеспечения поступлений доходов в бюджет, принимает все необходимые меры для непосредственного снижения административной нагрузки на бизнес.
"При формировании подходов в администрировании мы основываемся на принципах работы, сочетающих в себе качество администрирования с максимальным соблюдением интересов плательщиков" - заявил он. Основным фактором который должен обеспечить достижение успеха на этом направлении должен стать разрабатываемый Кодекс государственных доходов, который по замыслу авторов должен объединить Налоговый и Таможенный кодексы. "Коротко остановлюсь на инициативе, к которой мы приступили с 1 января (2016 года) — это разработка объединенного Кодекса государственных доходов, с установлением единого механизма администрирования налогов и таможенных платежей, унификацией налоговых и таможенных процедур и оптимизацией бизнес-процессов администрирования", — заявил Даулет Ергожин
Необходимость объединения, по его мнению, вызвана тем, что в Казахстане сейчас существует наличие определенных законодательных различий в процедурах налогового и таможенного администрирования. "Различия есть в порядке учета, взимания, проведения контроля, апелляций, оказания услуг и т.д. То есть, процесс администрирования сейчас разнится", — пояснил глава КГД.
Помимо этого, по его оценке, из ныне существующего порядка администрирования "можно безболезненно 30% бизнес-процессов выкинуть, до 50% можно оптимизировать".
Что же касается конкретных примеров и достижений, то Даулет Ергожин рассказал, что значительно сокращено количество документов при совершении экспортно-импортных операций, теперь при экспорте товаров необходимо 3 документа (транспортная накладная, коммерческий инвойс, таможенная декларация на экспорт), при импорте – 5 документов (транспортная накладная, коммерческий инвойс, таможенная декларация на импорт, сертификат соответствия, документ на транзит (в случае транзита товаров).
Еще одна важная инновация – принцип "зеленого коридора". В настоящий момент, как пояснил Даулет Ергожин, кардинально пересмотрены подходы к применению системы управления рисками, внедрен механизм категорирования участников ВЭД, они разделены на три категории: с низким, средним и высоким уровнем риска.
При этом введен "бонус" для участников ВЭД низкой категории риска - они проходят таможенное оформление по так называемому "зеленому коридору", то есть без применения форм таможенного контроля. В настоящий момент в группу "низкого риска" отнесено порядка 5 % всех участников ВЭД, однако на них приходится треть всего объема импорта в стоимостном выражении и более 40 % в весовом, а также 23% всей уплаты платежей.
"Результаты внедрения механизма категорирования - увеличилась средняя цена в долларах США за 1 кг веса-нетто товара на 13% и отношение уплаченных пошлин к таможенной стоимости на 9 %", - сообщил Даулет Ергожин. Кроме того, совместно с Комитетом по инвестициям МИР РК подписан приказ о предоставлении списка инвесторов в приоритетных секторах экономики, которые могут для реализации инвестиционных проектов пользоваться "зелёным коридором" при таможенном контроле товаров, а также совместно с НПП реализован проект "Зеленый коридор для 300 крупных налогоплательщиков", в рамках которого для таких налогоплательщиков таможенный контроль осуществляется на посттаможенном этапе, а не на этапе очистки товара.
Еще одна новинка заключается в том, что с учетом возможностей использования стратегического расположения Казахстана между Европой и Азией в 2015 году на казахстанско-китайской границе начата реализация проекта "Доверие". Суть проекта - повышение конкурентоспособности и привлекательности маршрутов в сообщении Казахстан – Китай, Китай – Центральная Азия и Китай – Европа, поддержка скоростного международного железнодорожного маршрута "Китай – Европа" и транзитного перемещения грузов. В частности, в целях дальнейшего совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры страны запланированы мероприятия по модернизации инфраструктуры приграничных пунктов пропуска. Как сообщил Даулет Ергожин, имеется договоренность о предоставлении технического займа от КНР на реконструкцию и техническое оснащение пунктов пропуска на казахстанском участке таможенной границы ЕАЭС. По его словам, решения по модернизации пунктов пропуска предусматривают комплексный подход в развитии их инфраструктуры и технического оснащения. Так предполагается, полное исключение контакта сотрудников таможни и участников ВЭД, а мониторинг прохождения таможенных процедур будет производиться централизованно в онлайн режиме в диспетчерском управлении КГД.
Кроме того, в настоящий момент, активно применяются процедуры предварительного информирования (автомобильным транспортом ввозится 94 % товаров, железнодорожным транспортом 70 % товаров). А также с 1 января 2015 года органы государственных доходов в целях сокращения контролирующих органов и облегчения прохождения таможенного контроля на казахстанском участке внешней границы наделены правом осуществлять функции транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля и сейчас готовятся поправки в законодательство чтобы закрепить эти функции за комитетом государственных доходов.
Александр Константинов