Земельный вопрос стал предметом обстоятельного обсуждения на последнем заседании совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции палаты предпринимателей Южно-Казахстанской области (ЮКО). Симптоматично, что ему были посвящены оба вопроса повестки дня. Как констатировал директор палаты предпринимателей ЮКО Аскар Абубакиров, несмотря на то, что земельный вопрос постоянно поднимается, он не находит должного решения и остается самым главным направлением жалоб местных бизнесменов.
Так, за первое полугодие 2017 года на рассмотрение отдела по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров палаты предпринимателей ЮКО поступило 294 обращения, из них наибольшее количество обращений, 24%, связано с земельными отношениями.
Как признал заместитель директора РПП ЮКО Кайрат Акенов, по сравнению с предыдущими годами есть положительная динамика. Так, в 2014 году земельные вопросы составляли около 60-65% от всех жалоб предпринимателей.
"В результате активного содействия местных исполнительных органов эти нарушения намного уменьшились. Однако они как были, так и остались на первом месте", – отметил он.
Земля преткновения
В частности, основная часть обращений этого года пришлась на несвоевременное вынесение акиматом Шымкента постановлений об изменении целевого назначения земельного участка, предоставлении дополнительного отвода земельного участка и продлении договора аренды земельного участка.
Начальник отдела по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров РПП Сабира Адамбекова привела несколько характерных примеров нарушения сроков рассмотрения заявлений об изменении целевого назначения земельного участка (до 30 календарных дней) и принятия решений местного исполнительного органа о предоставлении права на него (до семи рабочих дней с момента поступления землеустроительного проекта).
Так, в ИП Жусипова просили отвести дополнительный земельный участок под расширение бизнеса, предприниматель прошел все необходимые процедуры, в июле прошлого года подал заявление о принятии акиматом Шымкента постановления с приложением землеустроительного проекта.
В феврале 2017 года отдел земельных отношений города утвердил земельно-кадастровое дело на участок. Однако постановлением акимата города от 7 марта решение городской земельной комиссии было отменено из-за наличия на испрашиваемом земельном участке канализационной линии.
"Хотя из имеющейся ситуационной схемы землеустроительного проекта усматривается, что канализационная линия проходит вдоль границы между имеющимся и испрашиваемым участками, что не может быть преградой для строительства объекта, – прокомментировала г-жа Адамбекова. – Более того, до строительства застройщик принимает меры по получению разрешения на строительство, разрабатывает соответствующие документы, рабочий проект, архитектурно-проектные задания, где в обязательном порядке указанные документы касательно застройки объекта будут подвергнуты согласованию с заинтересованными органами, в том числе и с ТОО "Водные ресурсы-Маркетинг".
На рассмотрении палаты предпринимателей находится еще целый ряд жалоб на несвоевременность принятия постановлений горакимата. К примеру, 14 июля 2016 года городская земельная комиссия удовлетворила заявление ИП Жунис об изменении целевого назначения земельного участка. Однако через четыре месяца отдел земельных отношений города приостановил подготовку проекта постановления акимата "ввиду наличия незаконно построенного объекта".
Как пояснила выступающая, земельный участок был предоставлен под строительство павильона из легкой конструкции, не требующей согласования с санитарно-эпидемиологическими службами. И, по данным РПП, пристройка к существующей химчистке была сделана в основном (на 80%) из металлопластика.
В двух других рассмотренных случаях причиной приостановки проекта постановления было указано отсутствие документов, хотя на самом деле землеустроительные проекты предпринимателей были утверждены руководителем отдела земельных отношений еще в 2015 году.
Аренда отменяется
Также был предан огласке случай отказа в продлении договора аренды земельного участка ТОО "Агрофирма "Кара су", используемого для выращивания сельскохозяйственной продукции. Первоначальный срок временного возмездного землепользования участками площадью 201,69 гектара и 30,31 гектара по договору от 2011 года был определен до июля 2014 года. До окончания срока действия договора бизнесмен подал заявление о продлении договора аренды земельного участка, однако ему отказали.
"Основанием для отказа в продлении договора аренды земельного участка послужило заключение отдела архитектуры и градостроительства города о наличии по генплану города Шымкента проекта по строительству жилых домов, – проинформировала начальник отдела. – Данный вывод городской земельной комиссии и отказ в продлении договора аренды мы считаем необоснованным по следующим основаниям.
Во-первых, в соответствии со статьей 37 Земельного кодекса РК землепользователь, надлежаще исполнивший по договору обязательства, имеет преимущественное право на продление договора на новый срок. Во-вторых, заявление субъектом предпринимательства было подано не в целях выкупа земельного участка, а для продления срока аренды. В-третьих, земельный участок государством не освоен по сегодняшний день. Более того, следует учесть, что по действующему земельному законодательству минимальный срок предоставления земельного участка во временное возмездное пользование для целей крестьянского и фермерского хозяйства составляет не менее 10 лет".
Кто чинит препятствия?
Резюмируя рассмотренные истории, а также те, о которых рассказали сами пришедшие на заседание совета бизнесмены, докладчица подчеркнула, что все они свидетельствуют о создании административных барьеров субъектам предпринимательства со стороны госорганов.
Между тем пришедший на заседание заместитель акима Шымкента Нуралхан Кушеров (к слову, чиновник такого ранга присутствовал на заседании совета впервые. – Прим. авт.) опроверг неправомерность претензий к "облегченному" характеру пристройки к химчистке. По его утверждению, там налицо капитальное строительство. В доказательство замакима представил фотографии этого объекта.
"Разрешение было получено под легкую конструкцию, а здесь железобетонная постройка, – сказал он. – Поэтому этот материал мы приостановили, передали в ГАСК для изучения, проведения технической экспертизы и вынесения заключения".
Причину приостановки работы по другим делам он сперва указал изначальную – отсутствие землеустроительного проекта, однако после утверждения обратного экспертами РПП пообещал изучить их более полно и обстоятельно разобраться.
Впрочем, как заметил Кайрат Акенов, нарушения со стороны недобросовестных предпринимателей, конечно, не исключаются.
"Но когда у предпринимателей в наличии утвержденный землеустроительный проект, а процесс принятия постановлений затягивается до года-полутора, то есть сроки грубо нарушаются, здесь имеет место системная проблема в госорганах", – уверен он.
Как он предполагает, скорее всего, нарушения допускаются со стороны структурных подразделений, отделов.
"Вероятно, это не вина акима или замакима и проблема кроется в исполнителях, – солидарен с этим мнением заместитель председателя совета, руководитель адвокатской конторы "Лекс-Сервис" Мелес Сейтжанов. – Очевидно, что механизм в госорганах недоработан. Необходимо исключить нарушения и сделать все возможное, чтобы облегчить жизнь предпринимателей. Система должна работать как часы".
Замакима заверил, что госуслуги в этом направлении оказываются на достаточном уровне и исполнители максимально стараются выдерживать сроки: "За восемь месяцев этого года во фронт-офис акимата Шымкента поступило 50 тысяч обращений, из них 22 тысячи касались земельных вопросов, и только одно обращение было возвращено".
Член совета Владимир Накисбаев тем временем обратил внимание на сам факт вынесения обсуждения земельных вопросов для рассмотрения на заседании совета: "Это значит, что бизнесмены не решили вопрос на предыдущих этапах. Не стоит забывать, что предприниматель идет в палату как в суд, как в последнюю инстанцию. Раз он пришел в палату, это свидетельствует о том, что ни в акимате, ни в прокуратуре, ни в РОВД ему до этого не помогли".
Для решения проблемы и оптимизации процесса РПП предложила возобновить активно применявшуюся в прежние годы практику работы так называемых контактных групп. Они позволяют без официальной переписки на уровне переговоров или встреч с первыми руководителями компетентных органов решать вопросы бизнеса и зарекомендовали себя как эффективный инструмент быстрого реагирования на обращения, действенный способ взаимодействия с госорганами.
Компенсация в минус
Второй вопрос повестки дня был связан с нарушениями, допускаемыми госорганами при изъятии у бизнесменов земельных участков для государственных нужд. В связи с поступлением в РПП обращений предпринимателей с просьбой оказать помощь в защите прав и законных интересов в этом направлении эксперты провели выборочный мониторинг и анализ проводимого местным исполнительным органом города изъятия земельных участков для государственных нужд.
Как отметила Сабира Адамбекова, Закон РК "О государственном имуществе" предписывает обязательное указание сроков и даты принудительного отчуждения участков для государственных нужд. Однако в выборочно полученных постановлениях акимата города Шымкента об изъятии земельных участков за 2015, 2016 и 2017 годы они не были указаны.
"Из изученных документов предпринимателей следует, что ряд из них получили выплату возмещения ущерба по земельным участкам и построенным объектам предпринимательства в срок от восьми месяцев до более года, – сообщила докладчица. – Хотя по закону она должна производиться единовременно, не позднее месяца со дня подписания договора о выкупе земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд либо со дня вступления в законную силу решения суда".
Так, к примеру, предпринимательница Айдарова (имя не было озвучено) получила компенсацию за изъятый участок размером 0,8869 гектара в апреле этого года. Хотя постановление акима Шымкента о его изъятии для госнужд было принято еще в марте прошлого года. Тем временем, указала Адамбекова, строительные материалы в 2015 году подорожали на 50%, в 2016, 2017 годах – на 15-20%. А ведь бизнесвумен планировала построить там склады и магазин.
В подобной ситуации оказался и предприниматель Жапбашев: постановление акима города об изъятии его земельного участка принято в феврале 2016 года, потом была оценка, подписание договора о выкупе, деньги он получил лишь в конце апреля 2017 года.
"В этих и других подобных случаях пострадали бизнесмены. Они вложились, намеревались построить объект. Сидели месяцы и более в ожидании – изымут или нет? Потеряли время, за которое их вложения обесценились. А там, где уже был действующий бизнес, еще и наработанная клиентура", – обобщил Кайрат Акенов.
"Таким образом, из-за допущенных нарушений при применении Закона РК "О государственном имуществе" субъекты предпринимательства не только лишаются имущественных прав на недвижимое имущество, но сталкиваются с созданными преградами по дальнейшей реализации предпринимательской деятельности из-за затягивания выплаты денежной компенсации, с проблемой, связанной с инфляцией строительных материалов и так далее", – констатировал замдиректора РПП.
Где проблема зарыта
"Позитив здесь в том, что не было ни одного обращения на незаконность изъятия участков, – высказался г-н Накисбаев. – Суть проблемы только в одном – затягивании сроков выплаты компенсации. Надо разобраться, почему это происходит. Получается, что до процесса выплаты денег из бюджета все правильно, а здесь начинаются проблемы".
Замакима Шымкента Кушеров пояснил процедуру: "Чтобы получить деньги из бюджета, надо защитить их перед маслихатом. Маслихат даст деньги на изъятие только в том случае, когда предоставлен полный пакет документов, то есть оценка, согласие и так далее. Если пакет документов неполный, деньги на эти цели не выдадут. Вопрос могут отложить до следующего обсуждения. То есть нередко в затягивании сроков виноваты сами предприниматели".
Кроме того, как добавили собравшиеся, деньги на компенсацию не всегда успевают заложить в текущий бюджет.
Исходя из названной на заседании суммы, в прошлом году акимат Шымкента выплатил компенсацию по отчуждению в сумме 2 миллиардов 572 миллионов тенге – члены совета предложили поставить вопрос перед маслихатом о создании ежегодного резервного фонда примерно в таких пределах. Таким образом, заложенная в бюджет целевая сумма в два-три миллиарда тенге позволит без промедлений расплачиваться с субъектами предпринимательства.
Кроме того, совет рекомендовал провести совместно с прокуратурой мониторинг нарушений по изъятым у бизнесменов региона земельным участкам. После решено еще раз вернуться к этому вопросу на совете, чтобы вместе обсудить и разработать меры по устранению и недопущению впредь нарушений в этой сфере.
Клара Ларина, Шымкент