RU KZ
Зерновые расписки ушли в электронный формат

Зерновые расписки ушли в электронный формат

09:03 31 Март 2016 2897

Зерновые расписки ушли в электронный формат

Автор:

Александр Константинов

Депутаты сената парламента Казахстана приняли во втором чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования зернового рынка».

«Основной целью законопроекта является совершенствование правового регулирования зерновых расписок, являющихся документом учета зерна и ценной бумагой, подтверждающей право собственности на зерно, сделанное владельцем на хлебоприемные предприятия, а также финансовым инструментом для привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс страны», – заявил, представляя законопроект сенатор Женис Нургалиев.

Напомним, что данный законопроект был одним из самых «долгоиграющих» в парламенте. Мажилис одобрил его еще в 2014 году, после чего он весь прошлый год находился в работе в верхней палате парламента.  В целом законопроектом вносятся изменения в Кодекс об административных правонарушениях, законы РК «О зерне», «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», «О разрешениях и уведомлениях». На стадии принятия законопроекта мажилисом он предполагал  несколько  ключевых поправок. Это, во-первых, внесение в ГК и закон «О зерне» положений, при которых возможно в судебном порядке ввести временное управление на ХПП. Они регулируют рассмотрение судами в порядке особого производства дел о введении и досрочном завершении временного управления, а также сам механизм принятия судом решения по этим процедурам. Однако в сенате из текста законопроекта были исключены нормы по вопросам временного управления хлебоприемным предприятием или хлопкоперерабатывающей организацией в связи с принятием Гражданского процессуального кодекса.

Кроме того, предлагается отнести хлебоприемные пункты к организациям публичного интереса, обязанным публиковать годовую финансовую отчетность и аудиторский отчет на интернет-ресурсе депозитария финансовой отчетности. Так же на стадии  прохождения законопроекта через сенат были переработаны нормы по вопросам совершенствования системы электронных расписок. В частности, предлагается с целью исключения фактов выпуска зерновых расписок на несуществующие объемы зерна ограничить выпуск зерновых расписок технической емкостью хранения хлебоприемного предприятия. Также предусматривается переход на бездокументарную (электронную) форму выпуска зерновой расписки с использованием информационной системы, интегрированной с информационными системами госорганов для обеспечения актуальности данных реестра, в которой будет автоматизирован учет зерновых расписок, их держателей и сделок/операций с зерновыми расписками. Для поддержания в актуальном состоянии данных государственного электронного реестра зерновых расписок и обеспечения информационной безопасности при ведении реестра предусматривается определение правительством регистратора зерновых расписок.

«Первоначально мы планировали, что будут иметь хождение одновременно и бумажные и электронные зерновые расписки, однако в результате поправок принято решение, что хождение будут иметь только электронные. Официально закон вступит в силу через три месяца, а те бумажные зерновые расписки, которые были выпущены ранее, будут действительно до 2020 года», - сообщил atameken.info министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков. Как известно, сам институт зерновых расписок был внедрен в Казахстане в 2012 году. Но при существующей системе обращения зерновых расписок отсутствует эффективная система мониторинга наличия и движения зерна на ХПП. Так, по данным Комитета государственной инспекции в АПК Минсельхоза РК, в 2008–2010 годах необеспеченных расписок было выписано на 55,5 тыс. тонн, недостача составила 180,55 тыс. тонн зерна, а общий ущерб, причиненный предпринимателям, составил 7 млрд тенге.

«По сути, вопросы надлежащего ведения учета зерна зависят от добросовестности работников самих ХПП. Наиболее приемлемым инструментом для недопущения таких фактов является ведение Государственного электронного реестра зерновых расписок», – считает Асылжан Мамытбеков. По его словам, государственный электронный реестр автоматизирует процесс регистрации зерновой расписки на ХПП, регистрации лабораторных данных и позволит проводить мониторинг бланков строгой отчетности.

Как заявил министр сельского хозяйства, «зерновая расписка без ее регистрации в электронном реестре будет недействительной. Кроме того, государственный реестр будет в автоматическом режиме блокировать попытки регистрации зерновых расписок, превышающий объем технической емкости конкретного ХПП». Например, если ХПП обладает суммарной технической емкостью в 100 тыс. тонн, то будет невозможно зарегистрировать зерновую расписку на 101-ю тысячу тонн.

Оплачивать принятый механизм будут сами ХПП. Их расходы в ценах 2014 года разработчики оценивали в 23 млн тенге. Которые будут складывались из 0,1 млн тенге в год за сопровождение системы зерновых расписок, 0,9 млн тенге за сопровождение электронных весов, и в случае отсутствия таковых расходы на их приобретение составят в среднем 22 млн тенге.  Помимо расходов на весы и их обслуживание, владельцы ХПП будут вынуждены ежедневно отчитываться о движении зерна на своем предприятии. Что касается бюджета, то введение института электронных зерновых расписок обойдется в ценах 2014 года, по расчетам Минсельхоза, в 19,147 млн тенге. Из них порядка 9 млн тенге предполагалось направить на обучение пользователей, и около 10 млн тенге – на ежегодное техническое и технологическое обслуживание госреестра.

По мнению, как авторов законопроекта, так и экспертов, внедрение этих новаций позволит упорядочить ситуацию в отрасли и возродить интерес финансового сектора, в частности банков, к использованию зерновой расписки как инструмента залога. Так, по данным мониторинга обращения зерновых расписок за период 2002 по 2010 год, по зерновым распискам товаропроизводители получили кредиты банков второго уровня на сумму 492,5 млрд тенге, или от 3 до 4 млрд долларов. По мнению сенаторов, «вносимые изменения и дополнения позволят обеспечить прозрачность движения зерновой расписки, и, в конечном счете, повысить доверие к зерновой расписке как к финансовому инструменту для привлечения кредитов банков второго уровня в зерновой сектор экономики Казахстана». «Сейчас в силу того, что в системе было много нарушений, доверие банков к зерновым распискам как залоговому инструменту не то чтобы исчезло, просто серьезно вырос дисконт, закладываемый на риск. Иногда он доходит до 50%. С внедрением же электронного реестра и наведением порядка зерновая расписка станет эффективным инструментом залога, причем, по моему мнению, дисконт по ней не должен превышать размера депозитных ставок, поскольку еще ни разу за всю историю нашей независимости зерно, в частности пшеница, осенью и зимой не стоило дороже, чем весной», – считает экс-глава аграрного комитета мажилиса парламента Ромин Мадинов.

 

Александр Константинов