Жалобу на недостроенный тоннель отправили в Вашингтон

14077

Недостроенный автобан ЗЕ-ЗК рано делать платным.

Жалобу на недостроенный тоннель отправили в Вашингтон

Один километр – один тенге, филиал национальной компании "КазАвтоЖол" провел в Шымкенте и Туркестанской области общественные слушания по внедрению платы за проезд по международной трассе ЗЕ-ЗК, передает корреспондент Inbusiness.kz.

Сейчас речь идет о платном проезде по двум участкам автомагистрали: Шымкент – Тараз и Шымкент – Кызылорда.

Как отмечают представители компании, на новых дорогах будет внедряться "открытая" система взимания платы. Она подразумевает полное отсутствие шлагбаумов на платных участках. Проезд автомобилей будет фиксироваться на контрольных арках при помощи специальных камер и оборудования. На участке Шымкент – Тараз таких арок установлено четыре, а на участке Шымкент – Кызылорда семь. Для местных жителей проезд по дорогам ІІ-ІІІ техническим категориям будет бесплатным. На трассах І категории жителям прилегающих к дороге районов предлагается льготный проезд по годовому абонементу стоимостью 1000 тенге. При этом казавтожоловцы не отрицают, что трасса, которая уже весной должна стать платной, совсем не в идеальном состоянии, а кое-где даже не достроена.

"По всей сети имеются, где-то просадка. Больше всего проблем на мосту через Арысь. Там на деформационных швах незначительные просадки. Эти работы можно выполнить в рамках текущих ремонта. Данные участки уже завершены и будут устраняться проведением конкурсов за счет бюджета. Все еще на реконструкции последний участок на границе с Жамбылской областью в Тюлькубасском районе – строительство тоннеля, который мы планируем завершить в текущем году. Когда мы проводили слушания в Тюлькубасском районе, было получено предложение, чтобы именно на этом участке дороги пока не внедрять оплату до завершения тоннеля", – отметил заместитель Туркестанского областного филиала национальной компании "КазАвтоЖол" Нуржан Беков.

Именно этот участок трассы в районе села Шакпакбаба в Тюлькубасском районе Туркестанской области, где вот уже седьмой год строят тоннель, представители общественной мониторинговой группы проекта ЗЕ-ЗК не просто считают самым проблемным, но и противоречащим идее безопасности. Автобан сейчас проходит прямо через аул, возмущается руководитель группы Бауржан Исалиев. Он даже направил от имени жителей села обращение в инспекционный совет Всемирного банка в Вашингтоне, так как именно этот финансовый институт является инвестором грандиозного проекта.

"Мы даже были вынуждены обратиться в Вашингтон, в инспекционный совет Всемирного банка. Они наше заявление зарегистрировали, я уведомление получил. Суть претензий в том, что трасса незаконченная приносит ущерб. В 2017 году там был потоп в связи с ливневыми дождями и причинен материальный ущерб восьми домохозяйствам. Выплатили одному 120 тысяч. Вода поднялась на высокий уровень и затопила даже жилые дома. Но у нас закон о гражданской защите не позволяет оплачивать ущерб хозпостроек, а только жилых. Поэтому люди остались без компенсаций. Но, так как это проект инвестиционный Всемирного банка, они должны действовать в рамках правил, которые предписывают: "никакого ущерба жителям", а если он есть – компенсировать полностью. Один из жителей потратил на все строительство 2,5 млн тенге, и это только один. И потом трасса проходит через село – там много ДТП", – говорит руководитель общественной мониторинговой группы проекта Западная Европа – Западный Китай Бауржан Исалиев.

Стоит отметить, что тоннель с переменным успехом строится с 2014 года. Первоначально за него взялась иранская компания и обещала сдать в эксплуатацию в конце 2015 года. Затем после череды трудностей стройку заморозили на год и вновь возобновили уже с новым азербайджанским подрядчиком, который обещал сдать объект в конце мая 2019 года. Теперь новые сроки – конец 2021 года. Однако на общественных слушаниях "КазАвтоЖол" сообщили, что тестовую эксплуатацию участков Шымкент – Тараз и Шымкент – Кызылорда начнут уже в апреле этого года.

В Казахстане первой платной дорогой стал автобан Нур-Султан – Щучинск. Уже больше семи лет эта первоклассная магистраль обслуживается и улучшается за счет сборов за проезд. В 2019 году в стране были запущены еще три платных участка – Нур-Султан – Темиртау, Алматы – Капшагай и Алматы – Хоргос.

Мира Бахытова, Шымкент


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться