/img/tv1.svg
RU KZ
Жандарбек Бекшин: «Со следующего года мы намерены ужесточить контроль за фальсификатом»

Жандарбек Бекшин: «Со следующего года мы намерены ужесточить контроль за фальсификатом»

О злостных нарушителях и фальсифицированной продукции, выявленной в 2017 году, рассказал председатель КООЗ.

18:08 27 Декабрь 2017 3683

Жандарбек Бекшин: «Со следующего года мы намерены ужесточить контроль за фальсификатом»

Автор:

Алина Альбекова

Фото: primeminister.kz

Председатель комитета охраны общественного здоровья министерства здравоохранения Жандарбек Бекшин напомнил, что в июле 2017 года Казахстан в лице комитета был выбран председателем Кодекса Алиментариус – свода пищевых международных стандартов в европейском регионе. Во многом благодаря выполнению всех требований ВТО по контролю и показателям безопасности продукции. По его данным, количество несоответствующей техрегламенту продукции за последние три года уменьшилось в три раза. Если в 2015 году эта цифра была на уровне 30,1%, по итогам уходящего года она снизилась до 10,2%, что повлекло за собой снижение заболеваемости кишечными и паразитарными заболеваниями на 11,5%, в том числе сальмонеллёзом и дизентерией.

«В рамках дерегулирования бизнеса и в целях снижения нагрузки на него в текущем году нами проводилась работа по внедрению эффективных бесконтактных форм контроля за бизнесом. Мы внедрили камеральный контроль по безопасности ввозимых в страну продуктов питания, парфюмерно-косметической продукции и игрушек, что позволило нам контролировать ситуацию и принимать меры», – прокомментировал он в рамках брифинга в СЦК.

По его данным, в 2017 году было закуплено и исследовано более 33 тысяч наименований пищевой продукции и товаров промышленной группы на сумму 60 миллионов тенге. Контрольный закуп был произведен в 40 тысячах объектах торговли по всей республике, с учетом всех товарных позиций, включая молочную, мясную и рыбную продукцию, мясо птицы, кондитерские изделия, продукты детского питания, специализированную пищевую продукцию, БАДы, фрукты, овощи, соки, безалкогольные и алкогольные напитки, а также питьевую воду. По итогам проведенного анализа в специальных лабораториях было подытожено: 10,2% продукции не соответствует требованиям техрегламентов, а процент несоответствующей пищевой продукции составил 8,1%, из которых 14% фальсифицированной продукции. Большая часть фальсификата приходится на молочную и масложировую продукцию, такую как сгущенное молоко, сливочное масло, йогурты и майонезы, где натуральный молочный жир часто заменяется растительными жирами или пальмовым маслом. Так, из исследованных 493 проб молочной и масложировой продукции, фальсифицированной признаны 142 наименования, или 29% продукции. В основном это производители Российской Федерации – 61%, Республики Беларусь, Украины, Франции и Кыргызской Республики – в среднем 15%.

Что касается мясной продукции, в комитете отмечают: работа по контролю за содержанием по определению остаточных количеств антибиотиков ведется. Только за текущий год исследовано более 2600 проб мясных консервов, колбасных изделий, птицеводческой продукции, молочных продуктов. И в одиннадцати пробах было выявлено превышение содержания антибиотиков левомицетиновой и тетрациклиновой группы.

По данным Жандарбека Бекшина, в целях устранения выявленных нарушений в 2017 году выдано более 1300 предписаний, возбуждено 1024 дела об административных правонарушениях, вынесено 304 постановления суда, снято с реализации на предприятиях торговли более 20,5 тонны продукции, наложено штрафов на общую сумму более 24,6 миллиона тенге.

Отметим, контролем охвачены детские игры и игрушки, парфюмерно-косметическая продукция, товары легкой промышленности, средства личной гигиены, бытовая химия, продукция для детей и подростков, мебельная и химическая продукция, материалы, контактирующие с пищевой продукцией, а также табачные изделия. Процент несоответствующих товаров в этих группах составил 36%.

Обеспокоенность председателя КООЗ вызывает количество небезопасных и некачественных игрушек, которое снизилось за год всего на 0,4%. На сегодняшний день, по его данным, 35,6% детской игрушечной продукции не отвечают требованиям технического регламента. Из них нарушения по физико-химическим и токсикологическим показателям установлены в 4,7%, остальные 95,3% приходятся на нарушение правил маркировки.

Жандарбек Бекшин сообщил, что в отобранных пробах игрушек обнаружены формальдегид, стерол и фенол в завышенных концентрациях. К примеру, это китайская многофункциональная кукла «Карапуз» из серии Hello Kitty и мягконабивная игрушка «Лава», белорусская настольная игрушка «Циферка» и российский подарочный набор «Весенняя прогулка» от производителя – завода по переработке пластмасс «АЭЛИТА», а также игрушка из пластмассы «Лягушка с лягушатами» от производителя –  завода «Огонек».

Следует учитывать, что на рынок Казахстана основная доля детских игрушек завозится из-за рубежа. Согласно статданным, внешний товарооборот детскими товарами приходится на производства таких стран, как Китай (65%), Россия, Республика Беларусь, Узбекистан, Кыргызстан, Украина (23%) и неизвестного происхождения (12%). Также причиной поступления на рынок некачественных детских игрушек является бесконтрольный ввоз в страну игрушек мелкими партиями, ручной кладью. Незначительный процент несоответствия приходится на отечественного производителя.

Главный санврач страны привел примеры нарушителей, таких как ИП Курбатов Я. А. (ВКО), ИП Хасенов Е. Е. (ВКО), ТОО AVTODOS (г. Алматы), ТОО SILK WAY EXPRESS (г. Алматы), ТОО «Интернэшнл Компани» (г. Алматы), и попросил реализаторов детских игрушек быть бдительными и требовать от поставщиков документы соответствия и безопасности.

«Внедрение камерального контроля за ввозом игрушек позволило выявить 43 участника внешнеэкономической деятельности, которыми ввезено более пяти тонн продукции, это порядка 28 тысяч наименований детских игрушек, из них зарегистрировано сертификатов соответствия только на 146 наименований. В суд направлены иски в отношении семи участников ВЭД, по решению суда наложено штрафов на сумму более 2,5 миллиона тенге, временно приостановлена деятельность пяти участников внешнеэкономической деятельности, снято с реализации более 1,5 тонны игрушек, которые могли попасть в оборот и в первую очередь в руки наших детей», – отметил он.

И тут же добавил: в целях усиления контроля за ввозом продукции, предназначенной для детей, комитетом инициирована и принята законодательная основа по запрету ввоза детских игрушек под режимом условного выпуска. Это значит, что впредь игрушки на таможенных постах будут пропускать только при наличии сертификатов соответствия, а не на стадии таможенной очистки.

«Мы вынуждены пойти на такие жесткие меры, потому что видим, что поставщики и производители не сильно озабочены безопасностью продукции», – объяснил он.

По его словам, на данном этапе прорабатывается вопрос реализации товаров для детей только в специализированных магазинах, павильонах, объектах при магазинах, исключающих загрязнение и порчу игрушек, так как это особый товар, который должен находиться под особым контролем и реализовываться в надлежащих гигиенических условиях. Наряду с этим планируется применение зарубежного опыта, когда при завозе игрушек на территорию РК поставщик заблаговременно направляет в соответствующие органы список планируемой к завозу продукции (игрушек) и ДПС на нее и заранее согласовывает разрешение на ввоз.

Более того, для полного охвата территорий камеральным контролем за ввозимой продукцией на следующий год будет внедрена информационная система во всех территориальных подразделениях комитета. Совместно с национальной палатой предпринимателей «Атамекен» на законодательной основе разрабатывается механизм информирования населения посредством реестров несоответствующей продукции, добросовестных производителей и участников ВЭД, которые планируется разместить на сайте комитета.

Алина Альбекова

Ожидания и реальность: как работает обязательная медстраховка

Исследование inbusiness.kz о том, как страховая система здравоохранения столкнула права пациентов и обязанности врачей.

29 Январь 2020 08:12 10804

Фото: Максим Морозов

– Обязательно зайдите на прием к заведующей! – нежнейшим голосом сказала медсестра, но прозвучало это как-то зловеще…

– Зачем к заведующей? – принимая из рук медсестры конверт с рентгеновским снимком, молодая женщина еле устояла на подкашивающихся ногах.

– Просто заведующая хочет с вами переговорить, – любезно объяснила медсестра.

«Такая забота о здоровье», – не в силах сдерживать приступы сильного кашля, женщина отправилась на поиски нужного кабинета. В коридорах – неутихающий гул из людских голосов, кашля, чихания, шарканья ног и хлопанья дверей. Кабинет заведующей нашелся не сразу. Дверь в кабинет была перекрыта очередью…

Жительница Усть-Каменогорска Жанна К. подхватила пневмонию в канун нового 2020 года (здесь и далее имена некоторых героев изменены по их просьбе). Пневмония – это опасная инфекция, передающаяся воздушно-капельным путем. Протекать болезнь может по-разному, а основные симптомы – это затрудненное дыхание и усиливающийся кашель (в некоторых случаях высокой температуры может не быть). Сам пациент не сможет определить, пневмония у него или нет – диагноз должен поставить врач на основе осмотра, рентгена и анализов. Врач должен назначить лечение. Если качественная медпомощь не будет оказана вовремя, болезнь может закончиться летально.

Врачи об этом знают, но все равно, в рамках каких-то своих внутренних протоколов и в ущерб больному заставляют бегать по кабинетам: пройти скрининг-обследование, зайти на прием к заведующей, только для того чтобы начальница повторила уже известный пациенту диагноз. Таких случаев, когда медперсонал принимает решения не в интересах больного, а руководствуясь внутренними протоколами, немало. Как будто главное не результат лечения, а количество оказанных медицинских услуг и пройденных кабинетов…

Часть 1. НЕ быстро или НЕ бесплатно

Теперь, с января 2020 года, в стране заработала страховая система здравоохранения. Глава минздрава Елжан Биртанов обещал, что зарплаты врачей вырастут, а пациентов будут лечить лучше, бесплатно снабжать лекарствами и всеми видами диагностики…

Но, по сути, изменилось немногое. Все те же коридоры, битком набитые посетителями, обязательные к исполнению протоколы и отказы в своевременном обследовании и лечении.

«Систему ОСМС просто неправильно поняли. Люди думают, что все должно стать лучше, чем раньше. Но на самом деле в рамках ОСМС пока все осталось так же, как и было. Пройдет некоторый промежуток времени, прежде чем ситуация выровняется», – объясняет директор ТОО «Независимый консалтинг медицинского сообщества» Даурен Нурсапанов.

Опираясь на закон «Об ОСМС» Нурсапанов считает: быстро и при этом бесплатно получить квалифицированную помощь в поликлинике не получится, записываться к узким специалистам, быть может, придется за месяцы вперед, все зависит от нагрузки врача.

«Очень много людей нуждаются в консультации узкого специалиста, но доктор работает в медучреждении всего четыре часа, по нормативам прием длится 20 минут. За это время специалист не всегда успевает принять всех, и поэтому идет запись на другой день. Так образуется длинная очередь, но от количества прикрепленного населения», – описывает ситуацию Нурсапанов и добавляет, что преимущества у ОСМС, конечно же, есть, к примеру, можно бесплатно сделать магнитно-резонансную томографию, чего раньше не было, пройти КТ диагностику, получить услуги стоматолога: «ОСМС дает расширенный пакет услуг, ранее не предусмотренных в ГОБМП. Да, придется ждать, потому что поставщиков медуслуг, которые работают в системе ОСМС, у нас на самом деле мало».

Проще говоря, бесплатная медпомощь и диагностика доступна только в длинной очереди. Нужна, к примеру, человеку операция, а ему говорят: «Ждите». Можно ждать неделю, можно месяц, можно полгода или год. Актюбинец Артем Головня, который получил страшные ожоги, пытаясь вытащить из огня пенсионера, уже восемь месяцев ждет, когда ему оформят квоту в ожоговый центр Нур-Султана или Алматы.

Впрочем, всегда есть возможность все сделать оперативно, но за деньги.

Врачи в поликлиниках так и говорят пожилым людям, нуждающимся в операции: «система ОСМС не отрегулирована, может быть, только в апреле все начнет работать как надо, а пока по-прежнему платные медуслуги и обязательные благодарности никто не отменял».

Часть 2. Объем для частной клиники

Жительница Алматы Камила Н. уже в январе этого года лечила от отита десятилетнюю дочку.

«Я обзвонила несколько частных лор-клиник, чтобы записать ребенка на лечение. А мне говорят, что не работают по системе ОСМС, и называют сумму, в которую обойдется прием и диагностика».

Счет, который выписали за прием, диагностику и лечение в частной лор-клинике, женщина описывает как «космический».

«Преимущества ОСМС для частных клиник пока незаметны, так как тарифы все так же мизерные. Минздрав обещает, что поднимет тарифы, но пока этого не сделал. Если у нас прием врача высшей категории стоит 6 тысяч тенге, то государство оценивает эту услугу в 500-700 тенге. Поэтому хорошим частным клиникам работать по системе ОСМС пока не очень интересно», – в беседе с корреспондентом inbusiness.kz рассказал исполнительный директор сети ЛОР Центров «Ай-медикус» Алмат Нурбаев.

«Люди думают, что можно пойти в любую частную клинику и потребовать бесплатное обследование и лечение. Нет, так это не работает, – говорит Даурен Нурсапанов. – Получить лечение у узкого специалиста можно только по назначению участкового врача и только в той клинике, с которой у медучреждения, к которому прикреплен пациент, заключен договор».

Не совсем понятно и как распределяются объемы (читай финансы) между медицинскими учреждениями. По словам самих медиков, любая клиника может внести себя в базу поставщиков медицинских услуг, но не факт, что объемы получат все. В ФМС (Фонд медицинского страхования) работает специальная комиссия, которая следуя каким-то правилам, распределяет эти самые объемы между медицинскими учреждениями.

Из официального ответа минздрава на запрос inbusiness.kz, следует, что оплата медицинских услуг производится не по факту их оказания, а по плану.

Процесс планирования включает следующие этапы:

  • оценка прогнозной потребности населения в медицинской помощи в рамках ГОБМП (гарантированного объема бесплатной медицинской помощи) и в системе ОСМС;
  • планирование объемов медицинских услуг в рамках ГОБМП и в системе ОСМС;
  • определение объемов бюджетных средств в рамках ГОБМП и прогнозного объема затрат для оплаты медицинской помощи в системе ОСМС;
  • формирование плана закупа медицинских услуг в рамках ГОБМП и в системе ОСМС.

«По какому принципу в комиссии планируют, кто будет получать, а кто нет, – непонятно. Поэтому далеко не все медицинские учреждения оказывают услуги в рамках обязательного страхования. Возможно, основной объем делится между государственными поликлиниками, а остальное оставляют частным», – рассуждает Нурбаев.

Из-за непонятного распределения объемов людей стали откреплять от одних поликлиник и прикреплять в другие, причем без их ведома.

«На основании публикаций в социальной сети Facebook по городу Алматы наблюдается массовое нарушение прав пациентов по перераспределению. Со слов пациентов, их прикрепляют к частным медорганизациям без их ведома, более того, в нарушение норм законодательства РК», – написала на своей странице в Facebook председатель городского общества инвалидов «Подранки-Шарасыздар» Галия Тобатаева.

Часто поликлиники отказывают в прикреплении. В алматинской поликлинике медцентра управления делами президента РК (в народе совминовская) желающим прикрепиться отвечают, что «акция по прикреплению давно прошла, кто успел, тот успел». При этом новые пациенты (из числа тех, кто успел по акции) не получат столько же услуг, сколько ранее прикрепленный контингент (высокопоставленные чиновники), для которых у поликлиники есть своя скорая помощь, услуги массажа, санаторное лечение, стоматология и пр., что для обычных полисов ОСМС доступно лишь за отдельную плату.

Есть и еще один не менее интересный момент. Если зайти на сайт госзакупок,  можно увидеть, что в рамках ГОБМП в 2020 году государство выделило 104 млрд тенге, а в рамках ОСМС – 55 млрд.

Однако поликлиники, не разобравшись в страховой системе, постарались взять тендеры в рамках ОСМС. Тендеры в рамках ГОБМП медучреждения интересовали в меньшей степени. Но уже первый месяц работы показал, что такой выбор был ошибкой. Работающие люди не ходят по поликлиникам, частые посетители медучреждений – это пенсионеры, инвалиды, дети и другие, относящиеся к 15 льготным категориям граждан, взносы за которых платит государство.

Часть 3. Деньги фонда

Ежегодно на здравоохранение в Казахстане выделяется очень низкий процент от ВВП –3,5%. Как считают специалисты, на такие деньги построить качественную систему здравоохранения невозможно. К примеру, в Германии и США на здравоохранение тратят 11,1 и 17,1% от ВВП соответственно.

С 2011-го по 2018 год число больничных организаций в Казахстане сокращалось почти каждый год. В 2011 году в стране работало 1009 больниц, а в 2018-м – только 788 (к слову, в 1991 году в стране было 1805 больничных организаций). Сокращение количества больниц сопровождалось многочисленными жалобами на низкие зарплаты врачей и высокую нагрузку.

Если более детально посмотреть статистику медицинских услуг,  больничными организациями в третьем квартале 2019 года оказано услуг на 189 583,5 млн тенге (или 56,1%). Организации, занимающиеся общей врачебной практикой, за этот же период оказали услуги на 45 491,7 млн тенге (или 13,5%).

Экспертная оценка гласит, такая статистика может свидетельствовать только об одном: казахстанцы по большей части не лечатся, а спасаются. То есть обращаются к врачам в самый последний момент, для лечения острых, запущенных болезней.

В 2015 году был принят закон, делающий систему здравоохранения страховой, чтобы пациенты могли получать всю необходимую медпомощь, а врачи – высокую зарплату.

Два с половиной года (с июля 2017-го) Фонд медицинского страхования (ФМС) получал страховые взносы от населения и готовился к тому, чтобы решительно изменить здравоохранение в лучшую сторону.

На что тратились эти деньги – неизвестно, тем не менее, каждый год ФМС отчитывается, сколько млрд собрал. К примеру, общая сумма поступлений за шесть месяцев 2017 года – 32,1 млрд тенге, а в декабре 2019 года поступления в фонд медицинского страхования составили 12,6 млрд тенге. То есть поступления в фонд растут, только ситуация в отечественной медицине в лучшую сторону не меняется.

Между тем общая численность работников фонда по состоянию на 31 декабря 2018 года составила 615 человек. Из них ключевой управленческий персонал состоит из восьми членов правления фонда во главе с министром здравоохранения Биртановым, общая сумма вознаграждения ключевого управленческого персонала составила 190 млн тенге за 2018 год…

Катерина Клеменкова

77% лекарств должны продавать по рецепту врача

В Казахстане пытаются взять под контроль продажу лекарств без назначения.

27 Май 2019 15:59 7267

Фото: sputniknews.kz

Аспирин в помощь

На сегодня в Казахстане насчитывается 7792 наименования зарегистрированных лекарственных препаратов. Из них по рецепту врача продаются 6033, без рецепта – 1759, сообщила в ходе брифинга и. о. руководителя Департамента фармации по Павлодарской области Алия Шугаипова. Речь идет об антибиотиках, сердечно-сосудистых препаратах, содержащих наркотические и психотропные вещества, для лечения желудочно-кишечного тракта и прочем.

«Без рецепта разрешено отпускать из аптек витамины, капли в нос, сиропы, травяные чаи, сборы, некоторые противопростудные и обезболивающие лекарственные средства», – отметила спикер.

Стоит заметить, что данный запрет действует более 16 лет, но только сегодня эта проблема стала очень актуальна. Дело в том, что 15 апреля текущего года вышел приказ Министерства здравоохранения об изменении в предыдущем аналогичном документе – «Об утверждении правил выписывания, учета и хранения рецептов». Прежде  на лекарственные средства, отпускаемые в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, сроки хранения рецептов составляли три года. Теперь все рецепты, выписанные врачом, остаются в аптеке и также хранятся в течение трех лет.

В начале года в столице Казахстана запущен проект «Астана выбирает здоровье», который приглашал к соблюдению действующих правил реализации медпрепаратов по рецептам. Инициативу поддержали и другие регионы республики. А это означает, что очереди в поликлиниках могут значительно возрасти, ведь теперь заболевшим придется в обязательном порядке посещать врача. По словам спикера, ожидается, что со следующего года назначения врача можно будет получить в электронном виде. Но это коснется только больных с хроническими заболеваниями. 

Ударит по бизнесу?

Сегодня чиновники от медицины пока могут уповать только на сознательность фармацевтов. Дело в том, что ни Управление здравоохранения, ни департамент Комитета фармации не имеют права проверять деятельность аптек без поступления жалоб от потребителей. А последние этого делать не спешат.

Тем не менее, в прошлом году было составлено 14 административных дел, из них восемь материалов по нарушениям правил реализации лекарственных средств. Аптеки были оштрафованы за отпуск препаратов без рецепта. Взыскание составило от 70 до 100 МРП, что составляет от 176750 до 252500 тенге. С начала года одна аптека уже наказана за нарушение Кодекса РК о здоровье народа и системе здравоохранения.

В планах Министерства здравоохранения к 2020 году лишить фармацевтов физической возможности продавать лекарства незаконно и получить возможность проверять частные аптеки. Помочь в этом должна цифровизация сферы. Планируется, что на амбулаторном уровне врачи будут забивать электронные рецепты в информационную систему. К следующему году Министерство здравоохранения планирует подключить все розничные аптеки к данной программе. Тогда врачи, сидя в поликлиниках, будут выписывать рецепт, пациент будет приходить в аптеку, те будут смотреть в базе выписанный рецепт и отпускать препарат.

Всего в Павлодарском регионе работает около 300 аптек, из них на долю областного центра приходится львиная часть – порядка 70%, из них только в трех занимаются изготовлением лекарств по индивидуальным рецептам.

Шолпан Абдрахманова