Яркие образы плакатной живописи сопровождают человечество уже полтора века. Расцвет этого жанра, родившегося еще в эпоху древнего мира, наступил в XIX веке, когда технологический прогресс позволил плакату стать самым массовым жанром искусства, сделав его непременным атрибутом повседневной жизни человечества.
Яркость картинки и хлесткость плакатных слоганов позволили этому виду искусства стать настоящим оружием в битве за сознание общества в самых разных аспектах, начиная от театральных афиш и революционной пропаганды и заканчивая рекламой газировки или инструктажем по технике безопасности.
На выставке, организатором которой стал Союз художников Республики Казахстан, представлено около сотни плакатов мастеров живописи из почти десяти стран. Идея организации подобной экспозиции назревала уже давно, но в силу разных обстоятельств смогла состояться только сейчас.
Для петербургского художника Игоря Гущина плакат несет в себе более глубокий смысл из-за его простоты, лаконичности и емкости.
"Плакат, по моему мнению, является таким видом искусства, в котором художник одной картинкой может рассказать очень много. Плакат должен быть словно выстрел – громкий, хлесткий, заставляющий обратить внимание на себя. По своей сути плакат должен быть настоящим инструментом, меняющим наше сознание. Специально к этой выставке я подготовил работы, посвященные художникам, где постарался привнести в плакат философский смысл, хочу, чтобы, глядя на мои плакаты, зритель задумался".
Алматинский художник Жумагазы Сагимбаев пришел на выставку в качестве зрителя. Ему, работающему в других жанрах искусства, плакатная живопись, тем не менее, очень близка. Графические работы Жумагазы Султановича часто перекликаются по сути с жанром плаката.
Долгие годы плакат был одним из самых главных, самых распространенных видов искусства для нашей страны. Жанр монументализма был целой эпохой, в которой творило множество художников и скульпторов. Смена эпохи, начало новой эры вроде как немного задвинуло жанр плаката на задворки искусства, но новые тренды и цифровые технологии позволили плакатной живописи вновь вернуть свои позиции в глазах зрителя.
"Казалось, плакат, как жанр искусства, стал никому не нужен. После эпохи Союза изменились приоритеты, – рассказала inbusiness.kz на открытии экспозиции участник выставки, алматинская художница Лидия Дроздова. – Новое время, как я считаю, может стать для плакатов эпохой возрождения. В нашем обществе, которое привыкло молчать, идти на поводу у политиков, плакат должен стать символом обновления, заставляющим людей задуматься, заставляющим меняться людей и системы. Плакат всегда был и остается до сих пор олицетворением того, чем живет общество. Плакат – словно вспышка – выхватывает из всего многообразия только главную мысль, отсекая все лишнее".
Несмотря на кажущуюся простоту и лаконичность, жанр плакатной живописи уже больше полутора веков является, пожалуй, самым популярным видом живописи, взрастившим художников с мировыми именами и давшим обществу еще несколько направлений искусства. Творчество знаменитого американского художника Энди Уорхола начиналось именно с плакатов, которые он рисовал для витрин магазинов в Нью-Йорке. Творчество художника открыло новый стиль живописи поп-арт, который стал символом "эпохи потребления".
А для художника Каната Сырлыбаева главными идеями остаются проблемы общества. Его работы часто кричат о том, о чем большинство предпочитает просто промолчать. Его плакаты – словно индикаторы боли и переживаний казахстанцев.
Экспозиция выставки "Искусство плаката", организатором и идейным вдохновителем которой стал член Союза художников Казахстана Ахтанов Сагидулла, продлится до 11 декабря. Выставка, несомненно, станет ярким событием не только для любителей искусства, но и для людей, неравнодушных к проблемам нашего общества. Выставка открыта для посещения все дни недели, кроме вторника, с 11:00 и до 19:00 по адресу: проспект Достык, 44.
Максим Морозов