Подобная методика пока действует только в отношении маршрутов, которые субсидируются государством. Теперь представители транспортного органа намерены распространить эту практику и на коммерческие маршруты. В том числе осуществляемые на поездах "Тулпар-Talgo".
Как отметил в ходе пресс-конференции председатель Комитета транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Асет Асавбаев, данные поезда не финансируются из государственного бюджета. Они запущены национальным перевозчиком по своему усмотрению как альтернатива к существующим стандартным поездам. Поэтому для покрытия убытков перевозчик самостоятельно ведёт ценовую политику на проезд.
"По фактам в СМИ и в целом мы сейчас разбираемся в вопросах ценообразования. Речь не идёт о том, что все билеты дорогие. Речь идёт о том, что, когда мест мало, стоимость резко возрастает. Но насколько обоснован этот резкий рост – мы сейчас с этим разбираемся совместно с "КТЖ". Мы законодательно вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность не имеем права. Если бы это был субсидированный маршрут – это был бы другой разговор. Но это коммерческий маршрут. Тем не менее, подобный рост цен нас тоже не устраивает. В связи с чем мы планируем законодательно регламентировать методику определения стоимости, в том числе на коммерческом маршруте", – пояснил Асет Асавбаев.
Он уточнил, что на всех социально значимых поездах применяется система динамического ценообразования. При раннем планировании перевозок пассажирам предоставляется возможность выкупить проездной документ со скидкой до 25%.
Всего в Казахстане эксплуатируется 2600 вагонов. Их уровень износа составляет 45,9%. Это те вагоны, которые функционируют свыше 20 лет. Для сравнения, в начале 2010 года износ составлял более 70%. Ситуация изменилась после принятия в конце 2016 года законодательных поправок, в рамках которых если ранее обновление вагонов производилось только за счёт средств субсидий, то теперь с перевозчиками заключаются договоры сроком на 20 лет, в которых они берут на себя обязательство каждый год покупать определённое количество вагонов.
"Не все выполняют это требование. Как только сроки договора пройдут – мы расторгнем его. Наши условия жёсткие. На тот момент, пока мы определим нового перевозчика, конечно, наш национальный перевозчик должен продолжить обслуживание на имеющихся вагонах, но это будет до определения нового перевозчика", – подчеркнул Асавбаев.
С начала 2018 года обследован 101 состав по исполнению обязательств перевозчиками и выявлено около 800 нарушений стандарта. В рамках договоров перевозчики были оштрафованы на сумму свыше 55 млн тенге.
Кроме того, органами транспортного контроля за 10 месяцев текущего года проверено 830 пассажирских поездов. По итогам этих проверок было выявлено порядка 2366 нарушений требований законодательства и зафиксировано более 1000 фактов провоза безбилетных пассажиров.
Кроме обновления технического парка, возникают и вопросы качества предоставляемых услуг. По аналогии с воздушным транспортом создана система оповещения пассажиров при опоздании поездов более чем на три часа, которая будет полноценно функционировать с 1 января 2019 года.
На сайте bilet.railways.kz внедрена функция "лист ожидания". Если в предполагаемом поезде отсутствуют свободные места, пассажир может оставить личные данные. При появлении мест ему будет отправлено сообщение на электронную почту и в личном кабинете.
Запущен единый круглосуточный колл-центр по рассмотрению обращений пассажиров на базе номера 1433. По нему можно сообщать в случае нарушения правил перевозок в поездах, наличия фактов провоза пассажиров без проездного документа, ненадлежащего состояния постельных принадлежностей.
"Колл-центр хорош тем, что пассажир может, не дожидаясь своего приезда, сразу же сообщить, и в течение трёх часов меры будут предприняты со стороны перевозчика. Зачастую те нормы и требования, которые прописаны в правилах, игнорируются. Поэтому мы пересмотрели этот регламент и упростили его. Также мы заметили, что перевозчики не всегда отвечают на поставленные вопросы. Поэтому в колл-центре поставили соответствующую систему, по которой мы будем постоянно контролировать исполнение обязательств перевозчиками. Результаты этой системы позволят нам более жёстче применять штрафы к тем перевозчикам, которые получают субсидии и при этом не обеспечивают должного качества, и второй момент – мы будем проводить соответствующий рейтинг в результате поступающих жалоб", – отметил Асавбаев.
Всего органами транспортного контроля за 10 месяцев текущего года проверено 830 пассажирских поездов и выявлено 2366 нарушений требований законодательства. За это время железнодорожным транспортом перевезено более 19 млн пассажиров.
Айсулу Тимурова