Ждать лучшего момента или менять: куда идет авторынок Казахстана

2332

​Казахстанцы выбирают новые китайские автомобили вместо подержанных.

Ждать лучшего момента или менять: куда идет авторынок Казахстана Фото: Antoni Shkraba/Pexels

Казахстанцы все реже покупают подержанные автомобили, отдавая предпочтение новым — в частности, китайским маркам. Этот тренд становится все более заметным на фоне роста цен на "вторичке" и предложений по льготному автокредитованию. По словам эксперта Алексея Алексеева, у китайских автопроизводителей получилось предложить продукт, который сегодня объективно выигрывает по соотношению цены и доступности. В тектонических изменениях на авторынке Казахстана разбирался inbusiness.kz.

Китайские машины вместо б/у

Автоэксперт Алексей Алексеев отметил, что китайские бренды в последние годы активно завоевывают казахстанский рынок за счет недорогих новых автомобилей. По его словам, сегодня за сумму в районе 7 миллионов тенге можно приобрести абсолютно новый китайский автомобиль с гарантией на три-пять лет, и такие предложения есть у многих марок. Это, считает эксперт, влияет на менталитет покупателей и их отношение к выбору машины.

"Человек, наверное, за 7 миллионов лучше купит такую, чем подержанную. То есть меняется менталитет у нас, меняется отношение к автомобилю. Китайский автопром создал как раз-таки вот это новое отношение, когда современные автомобили, новые, могут стоить недорого", — пояснил Алексеев.

Тем не менее он подчеркнул, что говорить о "зависшем" вторичном рынке было бы неверно — он продолжает жить, хотя и находится под давлением. Одним из факторов давления на рынок подержанных авто стал приток китайских машин, привезенных не только официальными дилерами, но и через так называемый серый импорт.

"Китайский автопром у нас есть, да, и плюс еще есть "серый" рынок: люди сами, есть какие-то мелкие компании, или частники возят уже, особенно это началось с 2022 года, активно возят автомобили из Китая", — рассказал автоэксперт.

Он напомнил, что дополнительный стимул для развития "серого" импорта дала отмена визового режима с Китаем — теперь любой желающий мог поехать в соседнюю страну, купить авто и привезти его в Казахстан. Правда, до поры до времени.

По словам Алексеева, государство отреагировало на эту ситуацию, приняв новые законы и правила ввоза. Это, по его мнению, в скором времени должно немного стабилизировать рынок и уменьшить количество сделок по "серому" импорту.

Вторичный рынок авто замер, но не умер

Говоря о вторичном рынке, Алексеев убежден, что он не только не умер, но и не исчезнет никогда. По его словам, несмотря на временные колебания спроса, большая часть автомобильных сделок в стране все равно совершается именно на этом рынке.

Он пояснил, что в стране на сегодняшний день зарегистрировано порядка 5,6 миллиона автомобилей. При этом ежегодно продается около 200 тысяч новых машин — эти показатели сохраняются последние два года. В то же время объем рынка подержанных автомобилей составляет около 800 тысяч, а возможно, и больше — примерно миллион единиц в год. Это автомобили, которые меняют владельцев, и этот процесс продолжается стабильно.

"Вторичный рынок у нас не умер и никогда не умрет, потому что он в любом случае жив. Большую часть автомобилей казахстанцы покупают именно на вторичном рынке", — подчеркнул Алексей Алексеев.

Он отметил, что активность на рынке может замедляться в зависимости от экономических факторов, но не исчезает. Так, после пандемии, когда из-за глобального кризиса возник дефицит новых автомобилей, спрос на подержанные машины резко вырос. Это вызвало стремительный рост цен — особенно в период с осени 2022 года по весну 2023 года. Цены повышались почти каждый месяц. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2021 году. Рынок оказался переоцененным.

По словам эксперта, в тот момент на вторичный рынок сильно повлияла нехватка новых авто. Люди увидели растущий спрос и начали активно продавать свои машины, зачастую устанавливая завышенные цены.

"Были такие ситуации, когда пятилетние автомобили продавались по цене новых. Но это была уникальная ситуация, она не будет повторяться постоянно. Просто тогда рынок отреагировал на дефицит, и цены выросли", — объяснил он.

Алексеев также добавил, что после резкого подорожания рынок начал замирать. Причина — неадекватно высокие цены, по которым покупатели не были готовы приобретать автомобили. Продавцы просили за свои машины либо столько же, сколько стоили новые, либо почти как за аналогичную модель в автосалоне. По мнению эксперта, здесь свою роль сыграл и менталитет казахстанцев.

"У нас такой менталитет — мы никогда не снижаем цену. Уже если цена достигла какого-то уровня, там она и держится. Поэтому у многих машины "зависают" — они выставлены на продажу, но не продаются, потому что цена завышена. Когда ко мне обращаются с жалобой, что не могут продать автомобиль, я всегда говорю: значит, ваша цена неадекватна", — отметил он.

Алексеев напомнил, что за это время дефицит полупроводников и новых автомобилей уже прошел. Соответственно, рынок начал стабилизироваться, но завышенные ожидания продавцов все еще мешают нормальному обороту на вторичке.

Автоэксперт напомнил, что год назад, в апреле, рынок автомобилей находился в состоянии затишья. По его словам, тогда на снижение продаж жаловались даже официальные дилеры — сделки практически не происходили. Подобные паузы на рынке случаются периодически, и зачастую они связаны с ожиданиями самих покупателей.

"У нас еще бывает такое, что рынок замирает — люди чего-то ждут. Либо резкого изменения курса доллара, либо каких-то экономических или политических событий. В такие моменты рынок просто "встает", — пояснил эксперт.

Что тормозит развитие вторичного авторынка

Чтобы вторичный рынок автомобилей в Казахстане начал оживать, нужны два ключевых фактора: снижение цен и рост доходов населения. Это простая формула: чем доступнее машины, тем выше спрос. Однако у казахстанского вторичного авторынка есть своя специфика. По словам эксперта, рынок стремительно стареет, а новых автомобилей в стране по-прежнему не хватает.

"У нас в год продается около 200 тысяч новых машин — это очень мало. На фоне того, что в стране сейчас в обороте 5,6 миллиона автомобилей, этого явно недостаточно. Если взять Китай, там средний возраст машины — 5 лет. А у нас… я точно не скажу, но в автопарке еще очень много машин старше 30 лет. Это влияет и на безопасность, и на общее развитие рынка", — отмечает эксперт.

Более того, в Казахстане автомобили с 30-летним стажем не воспринимаются как "старыe", а в глазах многих это вполне рабочее средство передвижения. И в этом заключается одна из серьезнейших проблем.

"У нас в ходу не просто старые, а и откровенно устаревшие машины. Без подушек безопасности, без базовых систем защиты. Старые "Лады", "Москвичи", древние иномарки, которые при аварии не защищают вообще. К сожалению, ДТП с такими авто часто заканчиваются летально", — подчеркивает он.

Причины — экономические. Люди вынуждены ориентироваться на цену, и безопасность оказывается на втором плане.

"Казахстанцы небогаты. Поэтому стремятся купить машину подешевле. А за дешево, к сожалению, ничего достойного не найдешь. И в итоге страдает безопасность — как личная, так и общественная. Пока доходы населения не вырастут, мы будем оставаться в этом замкнутом круге", – заметил Алексей Алексеев.

Льготные автокредиты, или Почему казахстанцы покупают авто, несмотря на переплату

Льготной государственной программы автокредитования в Казахстане больше нет — ее закрыли несколько лет назад. Как объясняют власти, акценты были смещены на иные приоритеты, в частности на закуп автобусов и общественного транспорта. Следовательно, сегодня не существует ни программы, ни многомесячной очереди на льготный кредит.

Тем не менее рынок отреагировал по-своему: автодилеры начали предлагать клиентам собственные условия. Фактически кредит под 4% стал новой нормой, несмотря на то, что он предоставляется не государством, а коммерческими структурами.

"Буквально все завалены предложениями. Почти каждый автосалон сегодня предлагает 4-процентный кредит от себя, от компании. И с 1 января правила стали еще более мягкими: теперь не нужно доказывать свою платежеспособность. Автомобиль становится залогом, он не принадлежит покупателю до полного погашения, а числится на балансе банка. Поэтому из законодательства исключили автомобильное кредитование как классическое потребительское. Это беспрецедентная ситуация для Казахстана", – заметил эксперт.

На фоне таких условий рынок автомобилей показал небывалый рост. По словам Алексея Алексеева, январь и февраль — традиционно "мертвый сезон" в автопродажах — в этом году стали неожиданно активными. В феврале 2025 года был зафиксирован рекорд: почти 16 тысяч новых машин продано за месяц. По прогнозам, итоги марта также покажут рост, а по году можно ожидать продажи на уровне 230 тысяч новых авто, тогда как в прошлом году было реализовано около 206 тысяч.

"Такого еще не было, чтобы человек мог просто прийти и взять машину под 4% без справок о доходах. В прошлом году, начиная с апреля, когда ввели более жесткие требования к заемщикам, автокредиты давали под 24%, 26%, 28%. Это было очень тяжело для людей. А учитывая, что 70-80% новых автомобилей у нас покупаются в кредит, это становилось непосильной нагрузкой", — подчеркивает автоэксперт.

Однако казахстанцы, по его словам, готовы соглашаться на любые условия, лишь бы получить машину.

"Люди у нас, к сожалению, не очень финансово подкованы. Берут, берут и берут, не всегда понимая, как будут возвращать. Но сейчас хотя бы ставка 4% — это реально спасает. Да, переплата есть, но она несопоставима с тем, что было раньше", – сказал он.

Комментируя условия кредитования под 13%, собеседник отмечает, что и это считается вполне приемлемым.

"13% — это немного, особенно если вспомнить, что совсем недавно было 26-28%. Когда была госпрограмма, ставка составляла 7% годовых. Да, 13% — это больше, чем 4%, но все равно не так критично. Кредит — это, в конечном счете, услуга. Он помогает тем, у кого нет всей суммы. Автосалон получает клиента, а человек — машину. Это честная сделка", – сказал он.

По словам Алексеева, возможность взять автомобиль в кредит под низкий процент — это настоящее благо для покупателей.

"Не нужно иметь на руках 7 миллионов тенге, чтобы купить легковушку или кроссовер. Можно ездить уже сегодня, а платить постепенно. Причем пока человек копит — деньги обесцениваются. А так он берет машину, пользуется ей, а инфляция потом "съедает" часть долга. То есть, по сути, он выигрывает. Мир давно к этому пришел. И мы тоже — и это хорошо", – заметил он.

Немного статистики

По данным бюро национальной статистики, число автотранспортных средств в Казахстане выросло на 8% за 2024 год. В ноябре 2024 года в Казахстане было зарегистрировано 168,3 тысячи автотранспортных средств, что на 7,9% больше, чем в ноябре 2023 года. Среди них количество легковых автомобилей выросло на 5,2%, грузовых – на 31%, а автобусов стало меньше на 14,4%.

На 1 декабря 2024 года общее число зарегистрированных автомобилей в стране достигло 5 694 500 единиц. Из них 88% составляют легковые автомобили, 9,9% – грузовые и 2,1% – автобусы. Впервые зарегистрированные новые легковые автомобили составили 31 149 единиц. Лидерами по числу регистраций стали:

  • Алматы – 6351 автомобиль;
  • Астана – 4300 автомобилей;
  • Шымкент – 3416 автомобилей;
  • Алматинская область – 2869 автомобилей.

Когда менять машину и стоит ли ждать "лучшего момента"

Среди автовладельцев бытует мнение, что нужно "поймать удачный момент", чтобы поменять машину. Однако автоэксперт Алексей Алексеев уверен: если вы уже приняли решение — действуйте. В большинстве случаев откладывать покупку или продажу автомобиля бессмысленно.

"Не бывает плохого времени для смены машины. Плохое время — это глобальный кризис вроде 2008 года, тогда да, нужно переждать. А сейчас — обычное, спокойное время. Если человек собрался менять авто, ему стоит это делать", — советует он.

Тем более что на горизонте — позитивные перемены в автопроме Казахстана. В стране ожидается рост локального производства, что приведет к появлению новых моделей и, вероятно, выгодных условий покупки.

"Скоро откроется завод Astana Motors — там будут выпускать три марки и девять моделей. В Костанае строится новый завод KIA. Производителям будет нужно продавать машины, и я уверен — появятся льготные программы, скидки, хорошие предложения", — поясняет он.

Исходя из этого, можно рассчитывать на оживление рынка и рост конкуренции между брендами, что неизбежно отразится на выгоде для конечного потребителя. Однако и при текущей ситуации откладывать смену авто не стоит.

"Когда вы продаете машину и покупаете новую, вы все равно ориентируетесь на сегодняшние цены. Главное — не продавать вслепую. Сначала найдите машину, которую хотите купить, а потом продавайте свою. Чтобы сделка была плавной: продал — купил. Не стоит просто продать и ждать, что цены упадут, особенно если вам нужно средство передвижения. А положить деньги на депозит в ожидании — это тоже риск", — добавил эксперт.

Таким образом, автовладельцам советуют быть практичными: ориентироваться не на мифическое "лучшее время", а на свои потребности и текущие предложения рынка.

Читайте по теме:

Эти нововведения способны вогнать в депрессию всех казахстанских автомобилистов

Telegram
Тренды авторынка в нашем Telegram-канале Аtameken Business Auto
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться