/img/tv1.svg
RU KZ
Желаемое за действительное

Желаемое за действительное

Не все запланированные в начале года проекты СЭЗ «Павлодар» становятся в итоге реальностью.

11:46 24 Декабрь 2019 2597

Желаемое за действительное

Автор:

Шолпан Абдрахманова

Фото: Шолпан Абдрахманова

Инвестиционный портфель СЭЗ «Павлодар» составляет 38 проектов на общую сумму 283 млрд тенге. Из них 10 действующих предприятий, столько же в процессе строительства, семь проектов начнут строительно-монтажные работы в 2020 году и 11 – в разработке. Таковы итоги уходящего года, озвученные председателем правления СЭЗ Альбеком Несипбековым в ходе совещания.

Правда, в уходящем году особо руководству СЭЗ хвалиться нечем. Намеченные проекты либо идут с переходом реализации на новый год, либо их существование под вопросом.

Человек предполагает

В начале года руководство экономической зоны озвучивало, что ожидается запуск четырех проектов на 5,5 млрд тенге. В частности, планировалось сдать в эксплуатацию производство по переработке нефтяных отходов – ТОО «Северхим», композитных коагулянтов – ПО АSCOR, производство удобрений – ARS Soil и выпуск присадок – ТОО «ЕртісНефтесервис».

Если первые три производства в работе, то последнее – по выпуску противоизносных присадок – еще в августе, по отчетам, находилось на стадии реализации и активного строительства. На сегодня проект остановлен, несмотря на то, что вложено в него уже около 200 млн тенге.

Данное предприятие должно было стать первым в стране по выпуску данной продукции. Объем инвестиций оценивался в 900 млн тенге с проектной мощностью 2,5 тыс. тонн в год.

Но возник некий конкурент из Российской Федерации, который зашел на казахстанский рынок даже еще не продуктом, а пока только ценой и так напугал учредителей, что те остановили все работы, заняв выжидательную позицию.

«Продукцию конкурента пока никто не видел и не пробовал. Но заявленная им цена будет ниже нашей. В этом случае мы будет неконкурентоспособными. Поэтому хотим посмотреть, что будет предложено рынку, насколько качественный продукт. А пока учредители размышляют над тем, как можно использовать уже приобретенное оборудование, чтобы понести меньше потерь», – сообщил inbusiness.kz генеральный директор предприятия Амангельды Шарипов.

В новый год с новыми проектами

Из десяти заявленных проектов на следующий год реально можно говорить о четырех.

Так, до конца января 2020 года должно запуститься производство по переработке нефтяных отходов – ТОО «Северхим» стоимостью 1,2 млрд тенге, проект реализуется за счет собственных средств. Потребитель – как внутри страны, так и за ее пределами. Сырье будет поставляться в основном с запада Казахстана и частично из России.

ТОО «Вектор – Павлодар» в следующем году намерено выйти на проектную мощность 1 млн штук алюминиевых дисков в год. До конца текущего года здесь произведут 500 тыс. штук. Павлодарское предприятие заключило контракт со сборочным заводом «АзияАвто» на поставку дисков. По словам заместителя директора предприятия Прокопия Кутькина, первая партия объемом 1 тыс. дисков отправлена на предприятие.

В середине следующего года данная компания запустит новый объект – производство покраски алюминиевых дисков стоимостью 5 млрд тенге. Сегодня продукцию для покраски приходится отправлять в Тольятти. По мнению руководства компании, данный проект позволит за счет исключения затрат на логистику снизить себестоимость колесного диска.

Еще один проект, который будет реализован в следующем году, – ТОО PromSteel запустит производство для литься коронок/зубьев, необходимых для экскаваторов, стоимостью 500 млн тенге. Продукция востребована в горно-металлургической отрасли.

И наконец, российское предприятие, ТОО POCC DORCOM KZ, планирует завершить свой проект по горячему цинкованию. Предприятие, создаваемое на частные инвестиции, должны были запустить еще летом прошлого года. Но в ходе подготовки документов, проектирования возросла цена на оборудование за счет изменения тенге по отношению к евро. В результате проект подорожал с 4 млрд до 8 млрд тенге. Увеличилась и проектная мощность объекта – с 40 тыс. до 60 тыс. тонн оцинкованных металлоконструкций в год. Проект из числа востребованных. Особенно есть учесть, что китайская компания планирует наладить в регионе производство дождевальных машин, данное производство для них актуально.

До 2021 года, по данным министерства индустрии и инфраструктурного развития, на территории СЭЗ и индустриальных зон страны планируется ввести 318 проектов на общую сумму более 2,5 трлн тенге.

Шолпан Абдрахманова

https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/AQojmoMm.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/TUKlbKOb.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/4wARrOfH.jpg

Коммуникации еще не завод

Утверждает компания, намеренная построить в Павлодаре завод кальцинированной соды, несмотря на протесты горожан.

13 Октябрь 2020 07:47 1177

Фото: pavon.kz

В Павлодаре подрядчик ведет строительство коммуникаций к будущему заводу кальцинированной соды, несмотря на то, что общественные слушания по его строительству дважды признаны не состоявшимися.

Разгоревшиеся в соцсетях дебаты по данному поводу не замечаются местным властями. Не ведают о строительстве и в департаменте экологии области. Само же ТОО «Павлодар-Сода» сработало на опережение, разослав в СМИ пресс-релизы, где заверяют, что строительство завода пока не ведется, мол, все будет по закону.

«В связи с публикациями о строительстве инженерно-коммуникационной инфраструктуры (ИКИ) поясняем, что оно осуществляется независимо от судьбы проекта завода. ИКИ может быть использована в случае реализации других инвестиционных проектов. Проведение общественных слушаний для подведения ИКИ на индустриальную зону, согласно действующим правилам, не требуется, и ТОО «Павлодар-Сода» является только одним из проектов индустриальной зоны. Никаких строительно-монтажных работ непосредственно по проекту завода не начато», – сказано в сообщении.

При этом на месте стойки размещен баннер, где указано, что ведется строительство внеплощадных сетей и объектов завода по производству кальцинированной соды. Работы должны быть завершены в январе будущего года.

ЮНЕСКО добро не дает

Потребность Казахстана в кальцинированной соде составляет 50 тысяч тонн в год. Вся она импортируется. К слову, идея строительства возникла не вчера, но его высокая стоимость, а год назад она составляла 77 млрд тенге, тормозила реализацию проекта. По словам технического директора ТОО «Павлодар-Сода» Амантая Сабитова, актуальность строительства завода связана с тем, что основной ее поставщик в Казахстан – АО «Башкирская содовая компания» заявило о снижении объемов производства почти в два раза в связи с отсутствием известняка. К слову, новое месторождение известняка, которое планировали разрабатывать, находится в заповедной зоне, его курирует ЮНЕСКО. Разрешения на его разработку нет.

Без альтернативы

Уже дважды общественные слушания по строительству завода были признаны не состоявшимися. Главная претензия со стороны общественных организаций – выбор места и устаревшая технология. Завод мощностью 200 тысяч тонн кальцинированной соды планируют возвести на площадке в черте города. Среди претензий к разработчикам проекта – отсутствие альтернативной площадки. Так, по мнению руководителя ОО «ЭКОМ» Светланы Могилюк, никто не озвучил экономические показатели по альтернативности строительства, решив строить там, где удобно, и без вариантов. Оно и понятно, основной потребитель соды – алюминиевый завод расположен также в черте областного центра.

Новое производство планируется построить по схеме Сольве (Solvay). Общественники считают, что это устаревшая технология, требующая значительного объема воды в процессе производства, планируют брать из Иртыша. Специалист в области капитального строительства Артур Ахметов отмечает, что данный способ производства самый дешевый, но его никак нельзя отнести к «зеленым технологиям». Причина – значительное количество отходов при производстве. И, наконец, еще один немаловажный аспект – куда будут сбрасывать сточные воды? Первоначально речь шла о водоеме Былкылдак, имеющем в донных отложениях тонны ртути. Рассматривался и второй вариант – накопитель-испаритель, принадлежащий ТОО «Павлодарский нефтехимический завод». Но, как выяснилось, никто на это свое добро не давал.

К слову, в феврале текущего года в ходе отчетной встречи акима области Абылкаира Скакова был поднят вопрос о заводе кальцинированной соды. И глава региона тогда отметил, что это серьезный системный вопрос.

«Сейчас в мире идет тренд на борьбу за инвестиции, и наша страна не является исключением. При этом для руководства нашей области приоритетным является поиск качественных инвестиций. И вы правы: это не должно приносить ущерб нашему населению. Мы должны провести аудит новых инвестпроектов, и все проекты, которые могут нанести вред здоровью людей, должны откладываться», – отметил тогда Абылкаир Скаков.

Был ли тот аудит или опять все спишется на пандемию, не известно.

Согласно исследованиям чешской неправительственной организации «Арника» и ее партнеров, изменение закона в пользу инвесторов, внезапное одобрение спорных проектов, незаконное строительство гидроэлектростанций, незаконные вырубки леса, преследование гражданских активистов.

«Это лишь некоторые из случаев нарушения прав человека и разрушения окружающей среды во время карантина, вызванного глобальной пандемией COVID-19», – отмечается в пресс-релизе.

Марина Попова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Как устроен бизнес по переработке аккумуляторов

Павлодарский предприниматель выстроил сеть по утилизации отработанных аккумуляторов и производству свинца.  

22 Сентябрь 2020 11:23 7460

Компания появилась в Павлодаре в 2007 году и первые десять лет занималась только торговлей аккумуляторами. Постепенно расширяясь, к 2017 году предприятие дополнило свою деятельность утилизацией и переработкой аккумуляторов. Создание нового производства обошлось в сумму порядка 250-300 млн тенге. Основная часть пришлась на собственные средства. Однако впоследствии возникла необходимость взять заем на пополнение оборотных средств. Заем удалось взять по государственной программе «Дорожная карта бизнеса», а процентную ставку субсидировать через фонд «Даму». В 2020 году предприятие снова получило кредит на пополнение оборотных средств в размере 50 млн тенге. Ставка по кредиту составила 13%, почти половину которой финансирует государство.

Процесс переработки аккумуляторов выглядит нехитро. Так, из отработанных аккумуляторов удаляют электролит, который нейтрализуется с помощью каустической соды до состояния воды и утилизируется. Далее из него извлекается два вида сырья – в основном это свинец, а также в виде побочного продукта – пластик. В дальнейшем пластик промывается и дробится на фракции, свинец выливают в чушки. Оба вида продукции компания экспортирует в Россию.

«У нас есть сертификат соответствия ГОСТ – на пластик и свинец. Мы продаем не просто лом, это не продажа сырья – это производство продукции первого передела», – рассказал Павел Горбачев, руководитель компании.

Цена на свинец не фиксирована и привязана к торгам на Лондонской бирже металлов (LME). Свинец, к слову, может достигать до 55% от массы самого аккумулятора.Пластик стоит порядка 40 российских рублей за килограмм. На выходе пластик составляет порядка 6% от массы аккумулятора. Таким образом, компании в месяц удается накопить около 10-15 тонн пластика.

Чтобы не перегружать линию производства, компания старается перерабатывать в сутки порядка десяти тонн аккумуляторов. Тогда это выходит в месячный норматив порядка 250 тонн. Кроме павлодарцев, в Казахстане в данной сфере также работает завод в Талдыкоргане, построенный еще в советское время. Объёмы завода, конечно, намного превосходят объемы переработки небольшого частного предприятия, однако при этом ожесточенной конкуренции между двумя предприятиями нет.

«Мы находим свои рынки. Завод, к примеру, слишком большой для каких-то заказов. Мы же более мобильны в этом плане. Поэтому нам нет необходимости воевать в цене. Всегда можно найти свои ниши», – считает Павел Горбачев.

В западных странах автомобилисты сами платят за услуги по утилизации своего аккумулятора, казахстанские реалии другие. Здесь отработанный аккумулятор продается, хотя бы не выкидывается на свалку. Даже в магазине при покупке нового аккумулятора покупателю могут предоставить скидку, если он согласен отдать старый. Зачастую такие аккумуляторы даже не разбирают, а просто экспортируют, к примеру, в Россию на ту же самую переработку. В розницу компания приобретает старые отработанные аккумуляторы по ценам в пределах от 3 тыс. до 15 тыс. тенге. Конечная цена зависит от нескольких факторов, в первую очередь это его масса, что напрямую сказывается на содержании в нем свинца.

На долю розничных поставщиков приходится порядка 30-40% от общего потока аккумуляторов. Точки приема компании функционируют в Павлодаре, Экибастузе, Усть-Каменогорске, Караганде, Семее и Алматы.

Помимо этого, существуют и оптовые поставщики. Например, в прошлом году павлодарский предприниматель заключил договор на покупку старых аккумуляторов с ресайклинг-фирмой. Это компания, которая скупает по Казахстану старые автомобили для их дальнейшей утилизации. Там по нормативу при сдаче авто должен быть в том числе и аккумулятор.

Сейчас общий штат предприятия насчитывает порядка 60 работников, в то время как на производстве работают 12 человек. В ближайшем будущем предприниматель собирается построить небольшой завод, на котором, помимо свинца, можно будет перерабатывать, к примеру, цветные металлы, такие как медь и дюраль.

Пока по понятным причинам неясно, во сколько обойдется строительство завода. Сам же предприниматель оценивает эту сумму примерно в 3-4 млн долларов. К слову, вентиляция и системы очистки воздуха занимают в предварительной смете порядка трети всего бюджета и выходят дороже самого оборудования. В качестве одного из вариантов для будущего строительства рассматривается территория специальной экономической зоны «Павлодар». Там предпринимателю могут предоставить значительные льготы, а также выстроена удобная логистика.

Руслан Логинов

Подпишитесь на наш канал Telegram!