В рамках встречи костанайских предпринимателей с депутатом мажилиса Азатом Перуашевым на базе Палаты предпринимателей региона вновь подняли вопрос расходов на логистику. Проблемы по-прежнему доставляют железнодорожные тупики АО "Центр транспортного сервиса" (ЦТС).
"АО "ЦТС" в 2018 году стало собственником двухкилометрового участка железной дороги (подъездного пути), ведущей в сторону "промбазы" Костаная. Ко многим предприятиям города, а их более 30, железнодорожный путь пролегает через этот участок. И если раньше компании ничего не платили "КТЖ" (АО "Казахстан темир жолы" – Прим. авт.) за прохождение этого участка, то в настоящее время их заставляют заключить договор с АО "ЦТС" и оплачивать им услугу предоставления подъездного пути по тарифу 2250 тенге за вагон/км. Это от 20 до 40 тысяч за вагон с локомотивом", – пояснил суть вопроса заместитель директора по юридическим вопросам Палаты предпринимателей Костанайской области Самат Садвакасов.
Юристы выяснили, что тариф был утвержден центральным антимонопольным органом. Однако эксперты Палаты предпринимателей считают, что сделано это было без дифференциации. То есть в госоргане не были учтены несколько важных параметров: состояние подъездных путей в регионах, расходы на их ремонт и содержание, объем оказываемых услуг и прочее.
"Явно, что до некоторых пор этот кусок (железнодорожный тупик. – Прим. авт.) принадлежал Костанайской железной дороге. Если им тяжело содержать участок, то предложили бы нам его выкупить. Мне за три года дешевле тупики было построить, чем за аренду платить. Да я бы его один купил или в складчину с другими предпринимателями. Мы же обслуживаем тупики, которые у нас есть. 20 лет проблем нет. Есть фирмы, которые специализируются на ремонте и содержании. Мы им ежегодно платим. Но это стоит разумно. Они (ЦТС. – Прим. авт.) ищут такие вот узкие места", – добавил генеральный директор ТОО "БК-Строй" Игорь Ким.
Владельцы железнодорожных тупиков в Костанае в один голос утверждают, что их тарифы значительно ниже, хотя также утвержден антимонопольным органом. В качестве примера в рамках встречи озвучили цифру 1000 тенге за вагон. Есть и более низкие расценки.
"С начала текущего года действует новый Закон "О естественных монополиях, статья 22 которого предусматривает, что увеличение объемов предоставляемых регулируемых услуг является одним из оснований изменения утвержденного тарифа до истечения его срока действия. Тариф для ЦТС был утвержден в 2016 году и будет действовать до 2021 года. Но за прошедшее время количество подъездных путей у АО "ЦТС" увеличилось. Только по нашей области в 2017-2018 годах они стали собственниками ряда подъездных путей в нескольких маневровых районах. Наши предприниматели просят пересмотреть на центральном уровне тариф АО в сторону уменьшения либо делегировать это право местным департаментам КРЕМиЗК (Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. – Прим. авт.). Они бы утвердили тариф с учетом реального положения дел и цен других владельцев подъездных путей в том районе города", – высказал предложение Самат Садвакасов.
Впрочем, предприниматели считают, что интересы ЦТС лоббирует Костанайское отделение железной дороги. Заключение договора на поставку вагонов здесь заключают на основании договора с ЦТС. Более того, несмотря на протяженность используемого участка, с предпринимателей требуют плату за весь отрезок пути.
В пример привели ТОО "Костанайнефтепродукт". Компания при доставке на свою базу вагонов-цистерн из указанного двухкилометрового участка занимает чуть более 300 метров. С учетом принципа "туда-обратно" протяженность занимаемого пути составляет 624 метра. Но по условиям типового договора ТОО должно вносить плату как за использование всего подъездного пути, то есть нести трехкратные траты на логистику.
Юристы отмечают, что типовой договор утвержден приказом министра экономики, но предложения по внесению в него изменений, предусматривающих возможность оплачивать за фактически пройденный путь, пока не реализованы.
Более того, при доставке вагонов одним локомотивом сразу нескольким компаниям Центр транспортных услуг выставляет счет за локомотив каждому предпринимателю отдельно. Здесь, считают костанайцы, необходимо вносить изменения и в методику расчета тарифов.
"Наш оборот около 4,5 тысячи вагонов в год. Представляете, какая нагрузка ложится? С 2013 года мы платили в год где-то 500-600 миллионов на транспортные расходы. Сегодня – 2,5 миллиарда тенге. В пять раз расходы на логистику выросли", – высказал свое мнение директор ТОО "Асалия" Дулат Шахметов.
Аналогичные проблемы предприниматели поднимали в 2017 году. Антимонопольное ведомство подавало на компанию в суд, однако вопрос до сих пор "висит" нерешенным в реестре проблем НПП. Причем споры с АО "Центр транспортного сервиса" возникают в самых разных уголках страны.
Предприниматели предлагают параллельно с работой по снижению тарифа изучить вопрос законности сделки по передаче железнодорожного тупика ЦТС. Азат Перуашев поддержал это предложение. В ближайшие дни НПП направит в адрес депутата документы и обоснования для составления депутатского запроса в адрес министерств. Ведь судебные иски, касающиеся тарифов и соблюдения антимонопольного законодательства, как предприниматели, так и госорганы проиграли.
Татьяна Шестакова