/img/tv1.svg
RU KZ
РТС 1 548,88 KASE 2 381,23
DOW J 29 354,01 Hang Seng 27 610,72
FTSE 100 7 454,77 Пшеница 560,60
Железнодорожное лобби. Акт второй

Железнодорожное лобби. Акт второй

Предприниматели Костаная продолжают безуспешную борьбу с тарифами и условиями предоставления услуг АО «Центр транспортного сервиса».

06 Февраль 2019 11:34 4356

Железнодорожное лобби. Акт второй

Автор:

Татьяна Шестакова

Фото: Татьяна Шестакова

Новости

Сегодня
18:58

Президент Казахстана подписал многостороннюю конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям

Сегодня
18:56

В 2020 году в Казахстане запланировано произвести 984 тысячи тонн битума

Сегодня
18:26

В военчасти на юге Казахстана после самовольного ухода контрактника пропало оружие

Сегодня
18:16

Генпрокуратура предостерегает казахстанцев от участия в несанкционированных митингах

Сегодня
18:11

Посмертное донорство: как поступят с нашими телами?

Сегодня
18:05

Сакен Шаяхметов назначен заместителем акима Павлодарской области

Сегодня
17:50

Премьер Белоруссии поблагодарил казахстанского коллегу за эвакуацию белорусов из КНР

Сегодня
17:25

Казахстан передал Таджикистану охранное оборудование для исправительных учреждений

Сегодня
17:10

Индекс доллара США вблизи максимального за последние три года уровня

Сегодня
16:50

Запуск завода Tesla в Германии могут отложить на шесть-девять месяцев

Все новости

В рамках встречи костанайских предпринимателей с депутатом мажилиса Азатом Перуашевым на базе Палаты предпринимателей региона вновь подняли вопрос расходов на логистику. Проблемы по-прежнему доставляют железнодорожные тупики АО «Центр транспортного сервиса» (ЦТС).

«АО «ЦТС» в 2018 году стало собственником двухкилометрового участка железной дороги (подъездного пути), ведущей в сторону «промбазы» Костаная. Ко многим предприятиям города, а их более 30, железнодорожный путь пролегает через этот участок. И если раньше компании ничего не платили «КТЖ» (АО «Казахстан темир жолы» – Прим. авт.) за прохождение этого участка, то в настоящее время их заставляют заключить договор с АО «ЦТС» и оплачивать им услугу предоставления подъездного пути по тарифу 2250 тенге за вагон/км. Это от 20 до 40 тысяч за вагон с локомотивом», – пояснил суть вопроса заместитель директора по юридическим вопросам Палаты предпринимателей Костанайской области Самат Садвакасов.

Юристы выяснили, что тариф был утвержден центральным антимонопольным органом. Однако эксперты Палаты предпринимателей считают, что сделано это было без дифференциации. То есть в госоргане не были учтены несколько важных параметров: состояние подъездных путей в регионах, расходы на их ремонт и содержание, объем оказываемых услуг и прочее.

«Явно, что до некоторых пор этот кусок (железнодорожный тупик. – Прим. авт.) принадлежал Костанайской железной дороге. Если им тяжело содержать участок, то предложили бы нам его выкупить. Мне за три года дешевле тупики было построить, чем за аренду платить. Да я бы его один купил или в складчину с другими предпринимателями. Мы же обслуживаем тупики, которые у нас есть. 20 лет проблем нет. Есть фирмы, которые специализируются на ремонте и содержании. Мы им ежегодно платим. Но это стоит разумно. Они (ЦТС. – Прим. авт.) ищут такие вот узкие места», – добавил генеральный директор ТОО «БК-Строй» Игорь Ким.

Владельцы железнодорожных тупиков в Костанае в один голос утверждают, что их тарифы значительно ниже, хотя также утвержден антимонопольным органом. В качестве примера в рамках встречи озвучили цифру 1000 тенге за вагон. Есть и более низкие расценки.

«С начала текущего года действует новый Закон «О естественных монополиях, статья 22 которого предусматривает, что увеличение объемов предоставляемых регулируемых услуг является одним из оснований изменения утвержденного тарифа до истечения его срока действия. Тариф для ЦТС был утвержден в 2016 году и будет действовать до 2021 года. Но за прошедшее время количество подъездных путей у АО «ЦТС» увеличилось. Только по нашей области в 2017-2018 годах они стали собственниками ряда подъездных путей в нескольких маневровых районах. Наши предприниматели просят пересмотреть на центральном уровне тариф АО в сторону уменьшения либо делегировать это право местным департаментам КРЕМиЗК (Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. – Прим. авт.). Они бы утвердили тариф с учетом реального положения дел и цен других владельцев подъездных путей в том районе города», – высказал предложение Самат Садвакасов.

Впрочем, предприниматели считают, что интересы ЦТС лоббирует Костанайское отделение железной дороги. Заключение договора на поставку вагонов здесь заключают на основании договора с ЦТС. Более того, несмотря на протяженность используемого участка, с предпринимателей требуют плату за весь отрезок пути.

В пример привели ТОО «Костанайнефтепродукт». Компания при доставке на свою базу вагонов-цистерн из указанного двухкилометрового участка занимает чуть более 300 метров. С учетом принципа «туда-обратно» протяженность занимаемого пути составляет 624 метра. Но по условиям типового договора ТОО должно вносить плату как за использование всего подъездного пути, то есть нести трехкратные траты на логистику.

Юристы отмечают, что типовой договор утвержден приказом министра экономики, но предложения по внесению в него изменений, предусматривающих возможность оплачивать за фактически пройденный путь, пока не реализованы.

Более того, при доставке вагонов одним локомотивом сразу нескольким компаниям Центр транспортных услуг выставляет счет за локомотив каждому предпринимателю отдельно. Здесь, считают костанайцы, необходимо вносить изменения и в методику расчета тарифов.

«Наш оборот около 4,5 тысячи вагонов в год. Представляете, какая нагрузка ложится? С 2013 года мы платили в год где-то 500-600 миллионов на транспортные расходы. Сегодня – 2,5 миллиарда тенге. В пять раз расходы на логистику выросли», – высказал свое мнение директор ТОО «Асалия» Дулат Шахметов.

Аналогичные проблемы предприниматели поднимали в 2017 году. Антимонопольное ведомство подавало на компанию в суд, однако вопрос до сих пор «висит» нерешенным в реестре проблем НПП. Причем споры с АО «Центр транспортного сервиса» возникают в самых разных уголках страны.

Предприниматели предлагают параллельно с работой по снижению тарифа изучить вопрос законности сделки по передаче железнодорожного тупика ЦТС. Азат Перуашев поддержал это предложение. В ближайшие дни НПП направит в адрес депутата документы и обоснования для составления депутатского запроса в адрес министерств. Ведь судебные иски, касающиеся тарифов и соблюдения антимонопольного законодательства, как предприниматели, так и госорганы проиграли.

Татьяна Шестакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Железнодорожная продукция казахстанских производителей на местном рынке осталась невостребованной

Экибастузские предприятия готовы пойти на крайние меры – сокращение людей.

30 Январь 2020 14:01 3107

Железнодорожная продукция казахстанских производителей на местном рынке осталась невостребованной

Фото: Шолпан Абдрахманова

Колеса катятся в Россию

Новый год не принес перемен экибастузскому ТОО «ПРОММАШ.KZ». Часть производства, ориентированная на выпуск стрелочных переводов, бездействует. А вот производство железнодорожных колес работает с мощностью 200 тыс. штук в год, но только благодаря российским потребителям.

По словам директора ТОО Дмитрия Матасова, предприятие от полной остановки спасает только экспорт.

«Заявок на новый год, как, впрочем, и прошлый, от «Казахстан темир жолы» (КТЖ) не поступало. Мы более года сохраняем коллектив, который задействован на производстве стрелочных переводов, но сейчас подходит такая черта, когда возможности исчерпаны. Кого-то переучиваем, задействуем на другом производстве. Но это 330 человек, половину придется сокращать, если ситуация не изменится. У всех семьи, мы это понимаем, поэтому данный процесс максимально долго откладывали», – сообщил inbusiness.kz Дмитрий Матасов.

По его словам, представители компании постоянно находятся в столице, участвуют в совещаниях с КТЖ, слушают обещания, но на том все и заканчивается.

«Объяснение одно – отсутствие денег. При этом колеса и стрелочные переводы покупают на Украине, в Китае, России. А ведь наш завод был построен по госпрограмме непосредственно для нужд КТЖ  – это наш основной потребитель. Что касается стрелочного производства, то идет целенаправленный закуп через некую коммерческую фирму, которая не имеет никаких сертификатов соответствия. Она выигрывает тендер на заведомо сжатые сроки, в которые необходимо произвести определенный объем продукции. Наша версия такова: все было заранее обговорено и лежало на складах», – говорит директор.

Данный вопрос на контроле у местных чиновников. Во всяком случае, по информации руководителя отдела промышленности управления индустриально-инновационного развития Павлодарской области (УИИР) Анара Айтказина, сейчас изучается вопрос ценообразования и конкурентоспособности продукции.

«Есть правила закупок у «Самрука», где написано, что все госзакупки осуществляются из одного источника на общих основаниях, то есть все имеют равные возможности. Хотим посмотреть цену и насколько наши производители могут снизить», – уточнил руководитель отдела.

Все на выход?

В начале января, по информации руководителя УИИР Бауржана Каменова, коллективы трех экибастузских заводов по производству продукции для железной дороги – ТОО «ПРОММАШ.KZ», ТОО RWS Binding (производство элементов рельсовых скреплений) и ТОО RWS Concrete (производство преднапряженного бруса) написали письмо главе региона о грядущих сокращениях в коллективах. Речь идет о более 1 тыс. человек. В нем, в частности, говорится:

«Общая стоимость наших инвестиций в данные заводы составила более 70 млрд тенге. Производственные мощности рассчитывались исходя из потребностей государственных предприятий Казахстана. Реализация проектов в рамках развития железнодорожного кластера направлена на создание высокотехнологичного импортозамещающего производства и цифровизации. Со II квартала 2019 года заводы находились на вынужденном простое в связи с отсутствием подтвержденной заявки АО «НК «КТЖ». Ввиду отсутствия заявок на 2020 год мы предпринимаем шаги начальной стадии сокращения трудового коллектива», – отмечается в обращении.

В письме говорится о том, что нацкомпания «КТЖ» и ее дочерние компании с конца 2018 года не размещают заказы на экибастузских предприятиях, а производят закупки аналогичной продукции в Китае, Турции, Украине, России.

«Невзирая на то, что 2020 год в республике объявлен годом поддержки отечественного производителя, мы не имеем представления о перспективах 2020 и 2021 годов. В то же время национальной железнодорожной компанией проводится через частные посреднические компании усиленная работа по привлечению поставок продукции зарубежных производителей, проводятся тендеры на заранее невыполнимых условиях, которые выигрывают компании-однодневки», – отмечается в письме.

По информации источника, новосибирское ЗАО «Трансметаллснаб» зашло в группу экибастузских предприятий. Основным видом деятельности российского предприятия является комплексное снабжение промышленных предприятий материалами верхнего строения пути. Возможно, в ближайшее время вслед за колесами в Россию отправятся и другие комплектующие.

Новые перспективы вагоностроительной компании

Еще одно простаивающее экибастузское предприятие железнодорожной отрасли – вагоностроительная компания. В последний раз здесь выпускали продукцию в 2018 году – при плановой цифре 2 тыс. единиц было произведено 652 вагона и 83 универсальных платформы вместо 270 запланированных. С тех пор завод стоит.

Как рассказал inbusiness.kz генеральный директор ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания» Берикбай Амиржанов, на совещании в Нур-Султане, состоявшемся в начале недели, речь шла о возобновлении производства.

«На совещании в столице подняли вопрос по производству платформ, но не тех, что мы производили прежде, а больших. Речь идет о длиннобазных платформах под морские контейнеры. До этого мы выпускали платформы 14-15 метров, новые составят 25 метров. Мы ни от чего не отказываемся и готовы осваивать новую продукцию», – отметил гендиректор.

Но для запуска производства необходимо получить лизинговое финансирование. Вопрос должен решиться до конца I квартала.

Шолпан Абдрахманова

Павлодарские перевозчики не поделили пассажиров

Поводом разбирательств между городскими автобусами и маршрутными такси стал интервал движения.

09 Декабрь 2019 15:29 1487

Павлодарские перевозчики не поделили пассажиров

Фото: Шолпан Абдрахманова

Руководство автопарков пожаловалось, что маршрутки забирают у них большую часть пассажиров.

По данным экспертов Палаты предпринимателей, ежедневно до 300 автобусов малого класса выходят на маршруты, оставляя коллег – большие автобусы — без пассажиров. В итоге те терпят убытки.

Руководитель сектора пассажирского транспорта отдела ЖКХ Марат Асылбеков в ходе встречи в Региональной палате предпринимателей отрицал конфликт интересов владельцев разных автопарков, так как автобусы малого класса обслуживают только 12 из 33 городских маршрутов. Три года назад их якобы вообще оттеснили на второстепенные улицы. 

Директор ТОО «Павлодарский автокомбинат» Александр Панченко, один из крупных перевозчиков в городе, считает, что автобусы малого класса должны занимать в маршрутной сети не более 30%.

«Я считаю, что количество автобусов малого класса необходимо уменьшить еще на 30%. В них запрещено перевозить стоящих пассажиров, но они продолжают это делать. В связи с большим количеством маршруток у нас просто не остается пассажиров», – заявил руководитель автопарка.

В итоге местные власти с 1 декабря мониторят движение маршрутных такси. Аким города Кайпат Нукенов лично проехал по городским маршрутам в утренние часы и час пик и, по его словам, претензий от транспортников не услышал. Также не увидел на остановках и большого скопления горожан в ожидании транспорта.

В Павлодаре восемь официальных предприятий-перевозчиков. Ежедневно на маршруты выходит 538 машин, из них 165 автобусов большого класса, 109 трамваев и 264 автобуса малого класса.

Держи интервал

Камнем преткновения является интервал движения. Чтобы не оставить без пассажиров большие автобусы, было решено увеличить его для малого класса с пяти до восьми минут. И это вызвало серьезное недовольство со стороны маршрутных такси.  

Городские власти организовали встречу с перевозчиками, чтобы урегулировать спорные вопросы.

По словам водителя маршрутного автобуса ТОО «ТФ «Таксомотор» Данияра Кусаинова, от такой «реформы» прежде всего страдают пассажиры, которые вынуждены ездить в переполненном общественном транспорте.

Директор автобусного парка № 1 Вадим Ковальчук считает, что если все водители будут соблюдать правила, то проблем не будет ни у кого.

«Автобусы большого класса ходят до одиннадцати вечера,  малого класса снимаются в восемь-девять вечера. Мы все правила соблюдаем, но из-за того, что автобусы малого класса работают вне графика, у нас снизился пассажиропоток, мы теряем деньги, наши коллективы также должны кормить семью и выплачивать кредиты», – отметил директор автопарка.

Руководитель ТОО «Таксомотор» Виктор Янковский согласился с тем фактом, что в часы пик по многочисленным обращениям пассажиров уменьшил интервал между маршрутками до двух минут. 

«Мое предложение, как перевозчика, оставить интервал движения прежним», – подытожил руководитель парка.

По мнению акима города Кайрата Нукенова, прежде всего, необходимо установить на автобусах малого класса GPS-треккеров, и открыть единую диспетчерскую, с помощью которой можно будет отследить тот транспорт, который отклоняется от графика.

Ну а чтобы окончательно определиться с временным промежутком, местные власти дали еще 10 дней на проведение мониторинга, чтобы окончательно поставить точку в вопросе об интервале движения.

К слову, у городских властей входит в правило нововведения, связанные с общественным транспортом, вводить в зимний период. Так, несколько лет назад один из бывших акимов области решил убрать с центральных улиц автобусы малого класса. Пассажирам был предложен новый их график движения в декабре.

С января следующего года автобусы малого класса ждет еще одно изменение: они должны будут так же, как и автобусы большого класса, трамваи, возить все льготные категории пассажиров. Транспортным компаниям такие перевозки возмещаются из городского бюджета.

Шолпан Абдрахманова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: