RU KZ
Железнодорожный транзит ускорится

Железнодорожный транзит ускорится

16:47 27 Июнь 2017 8753

Железнодорожный транзит ускорится

Автор:

Жанболат Мамышев

Скорость движения поездов из Китая в Европу возрастет до 1,5 тыс. км в сутки.

Премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев на заседании правительства 27 июня потребовал от подчиненных максимально ускорить процесс прохождения транзитных грузов из Китая в Европу и обратно через территорию Казахстана.

Речь прежде всего идет о самом быстрорастущем сегменте перевозок – контейнерных перевозках железнодорожным транспортом. В 2016 году грузооборот между Китаем и Европой составил 17 миллионов ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент). За часть этого пирога и поборется Казахстан. Ключевой фишкой транзита контейнеров через Казахстан является скорость движения поездов через РК.

«Динамично развивающиеся торговые отношения Китая, стран Юго-Восточной Азии с Европейским союзом создают предпосылки для развития транзитных возможностей Казахстана. Поэтому основным драйвером роста транспортной отрасли мы видим развитие транзитного потенциала Казахстана, и в первую очередь в направлении КНР – ЕС», – сказал министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек.

Доходы транспортных организаций от транзитных перевозок за 2016 год составили 267 млрд тенге, в том числе на ж.-д. транспорте – 222,6 млрд тенге, на воздушном – 44,3 млрд тенге, на автомобильном – 67 млн тенге.

«До 2020 года в соответствии с посланием Главы государства доход от транзитных перевозок составит 1,3 трлн тенге, или порядка четырех миллиардов долларов, в том числе на ж.-д. транспорте – 1,1 трлн тенге, на воздушном транспорте – 134 млрд тенге, на автомобильном транспорте – 66 млрд тенге. При этом по оценкам экспертов Boston Consulting Group кумулятивный вклад в ВВП страны от роста транзитных перевозок в 2020 году составят 5,2 млрд долларов», – сообщил министр.

Казахстан, находясь в жесткой конкуренции за привлечение транзитных грузов, смог создать конкурентоспособный сухопутный маршрут в противовес традиционным международным маршрутам: уже сегодня в Европу грузы из Китая через Казахстан доставляются примерно за 12-15 дней.

Ближайший конкурент в борьбе за транзит между Европой и Китаем, Россия отстает в этом плане на несколько дней. По Транссибирской магистрали доставка товаров из Китая в Европу занимает 18-20 дней.

По Южному морскому пути доставка товаров из Китая в Европу занимает 45-60 дней, по Северному морскому пути, который судоходен только с июня по ноябрь, 33-35 дней.

«Так, объем контейнерных перевозок в направлении КНР – ЕС – КНР в 2016 году обеспечил двукратный рост по сравнению с 2015 годом (составил 105 тысяч ДФЭ). В 2017 году ожидается рост объема транзитных контейнерных перевозок на направлении из Китая в Европу до 250 тысяч контейнеров. В целом в 2017 году по территории Республики Казахстан прогнозируется перевозка транзитным сообщением, в том числе Китай – Европа, Россия – Центральная Азия, более 400 тысяч контейнеров», – сказал г-н Касымбек.

Что касается обратной загрузки контейнерных поездов из Европы в Китай, то по итогам пяти месяцев обратная загрузка составила около 55%, (2016 год – 35%). Казахстан намерен довести этот показатель в среднесрочной перспективе до 70%, что позволит снизить издержки операторов, а также значительно улучшить экономические показатели и привлекательность коридора между Китаем и Европой.

За пять первых месяцев 2017 года перевозки в данном направлении выросли в 2,2 раза (на 32,5 тысячи ДФЭ) к аналогичному периоду 2016 года и составили 59 тысяч ДФЭ. В целом за 2016 год по территории Республики Казахстан в транзитном сообщении перевезено 245 тысяч контейнеров, что в сравнении с 2015 годом больше на 35,3 тысчи контейнеров. Всего объем транзитных контейнерных перевозок за пять месяцев 2017 года составил 119 тысяч ДФЭ, что в 1,5 раза больше (40 тысяч ДФЭ, или на 34%) в сравнении с аналогичным периодом 2016 года.

«До 2020 года общий объем перевозок в транзитном сообщении должен составить более двух миллионов контейнеров», – сказал он.

Для достижения этих показателей, считает министр, необходимо решение ряда системных вопросов, связанных с упрощением и автоматизацией таможенных процедур, созданием единой электронной платформы для государственных органов и транспортных организаций.

«С учетом кратного роста контейнерного потока необходимо увеличить количество фитинговых платформ и контейнеров. Для повышения эффективности транзитных перевозок требуется обеспечение 80-футовыми фитинговыми платформами. Для решения данного вопроса мы сегодня через фонд «Байтерек» применяем такие инструменты, как лизинг, субсидирование процентной ставки и другие», – сказал Женис Касымбек.

Напомним, существующий казахстанский парк преимущественно состоит из 40- и 60-футовых фитинговых платформ.

Вместе с тем премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев засомневался, что транспортные власти выжали максимум из создавшихся возможностей.

«Если по динамике прогнозов смотреть, то к 2020 году по направлению Китай – Европа – Китай мы доведем этот показатель до 800 тысяч плюс еще по направлению Китай – Кавказ – Турция – 300 тысяч, 1,2 млн в сторону Европы наши прогнозы получаются. Это потолок наших возможностей или мы так сдерживающе думаем об этом?» – поинтересовался глава правительства у участников заседания.

Президент АО «НК «Казахстан Темир Жолы» Канат Алпысбаев отметил, что потенциал у Казахстана гораздо выше, но при этом необходимо учитывать специфику перевозимых товаров. Вместе с тем скорость доставки грузов планируется увеличить до 1,5 тысячи км в сутки с текущих порядка 1,1 тысячи км в сутки.  

«Предположим, на сегодня есть большая ниша высокодоходных грузов, которые требуют сокращения сроков доставки до пяти суток. Это требует изменений технологий перевозки железнодорожным транспортом, здесь мы рассматриваем различные варианты с российскими и белорусскими коллегами по постепенному увеличению скорости доставки грузов, на сегодня она составляет порядка 1,1 тысячи км в сутки по нашим территориям, наша задача - довести до 1,5 тысячи км в сутки», – сказал глава КТЖ.

«Консультанты мне говорили, мы об этом с Аскаром Узакбаевичем (первый вице-премьер Аскар Мамин. – Прим. автора) тоже говорили, что прохождение через границу, я имею в виду границу Казахстан – Китай, дольше, чем Китай – Россия, там скорость выше. Аскар Узакбаевич говорит, что это не так. Но вот эксперты Всемирного банка по определению Doing Business будут смотреть не на бумажные показатели, а как быстро транзит проходит через границу. Здесь надо будет обратить внимание, если это так, что у нас скорость меньше, чем в России, несмотря на то, что у нас 15 дней через них, до 20 дней занимает сам путь, мы будем проигрывать», – отметил в связи с этим Бакытжан Сагинтаев.

По мнению премьера, одним из сдерживающих факторов является время оформления грузов на границе.

«И здесь очень важно, Бахыт Турлыханович (министр финансов Султанов. – Прим. автора), чтобы ваши службы тоже внедряли уже элементы цифровизации на границе, мы не можем держать груз на границе. Я понимаю, чисто технически есть перекладывание грузов с одной системы на другую, но то, что от нас зависит, это можно ускорить», – сказал г-н Сагинтаев.

Вместе с тем Канат Алпысбаев заверил, что на границе уже внедрена система предварительного информирования, которая позволяет таможенным органам обрабатывать информацию в электронном виде о том или ином поезде из Китая за двое суток до его физического появления на границе. Кроме того, идет работа по переходу на единую электронную платформу, что позволит значительно сократить время переработки и обслуживания поездов на казахстанско-китайской границе.

В этом вопросе поможет и сотрудничество с крупными транспортно-логистическими компаниями. В частности, речь идет о привлечении КТЖ стратегического инвестора в лице Costco Shipping.

«Costco Shipping является компанией номер один в осуществлении морских перевозок, а также в предоставлении логистических услуг. Конечно, сейчас для нас очень важным аспектом является наличие коммерческого наполнения СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Мы долго обсуждали вопрос синергии с Costco Shipping, потому что здесь может возникнуть вопрос. Все-таки морской перевозчик связывается с сухопутным маршрутом, но именно здесь мы нашли синергию железнодорожных сообщений и морских сообщений, потому что и технологически, и планирование перевозок на рынке одно. Это перевозки из Азии в Европу. Участие Costco Shipping значительно повлияет на улучшение логистического климата», – сказал Канат Алпысбаев позднее на брифинге.

Жанболат Мамышев