/img/tv1.svg
RU KZ
Женис Касымбек о тарифах аэропортов: «Мы и так дешевле всех в округе»

Женис Касымбек о тарифах аэропортов: «Мы и так дешевле всех в округе»

Министр по инвестициям и развитию не связывает уход ряда иностранных авиакомпаний с рынка страны и дерегулирование тарифов на услуги аэропортов.

15:32 23 Январь 2018 3014

Женис Касымбек о тарифах аэропортов: «Мы и так дешевле всех в округе»

Автор:

Игорь Воротной

Фото: 2gis.kz

В середине января этого года Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) и ряд отечественных и зарубежных авиакомпаний, в числе которых Air Astana, Qazaq Air, SCAT и Uzbekistan Airways, обратились с открытым заявлением к министерству по инвестициям и развитию. В котором попросили вернуть механизм государственного регулирования на основные услуги казахстанских аэропортов по международным рейсам: по их утверждению, увеличение стоимости этих услуг уже привело к уходу с рынка ряда иностранных авиакомпаний и может сделать нерентабельной деятельность оставшихся на международных направлениях.

Региональный менеджер IATA Джордан Карамалаков охарактеризовал рост стоимости тарифов на услуги в казахстанских аэропортах как «бесконтрольное увеличение», заметив, что основной претензией перевозчиков является не столько сам факт повышения стоимости, сколько его «непредсказуемость» для участников рынка. В свою очередь, в ТОО Airport Management Group, управляющем рядом казахстанских аэропортов, напомнили об основных факторах, влияющих на выполнение/остановку рейсов по тем или иным маршрутам и направлениям для авиакомпаний. 

Во вторник, 23 января, министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, выступая на заседании правительства с докладом по дальнейшему развитию отрасли гражданской авиации в Казахстане, попытался опровергнуть доводы противников дерегулирования этого рынка.

«Буквально неделю назад в СМИ была озвучена информация Международной ассоциации воздушного транспорта и ряда авиакомпаний о том, что отмена госрегулирования тарифов на международных направлениях в аэропортах Казахстана привела к приостановлению полетов ряда иностранных авиакомпаний, – сказал министр. – Хотелось бы отметить, что эта информация не совсем соответствует действительности: решения о прекращении или сокращении частот рядом авиакомпаний были приняты в период времени задолго до изменения политики по тарифообразованию в Казахстане».

Глава ведомства напомнил, что, хотя приказ о дерегулировании был принят летом прошлого года, тарифы в ряде казахстанских аэропортов изменились «только с 1 января текущего года и только по международным направлениям».

«Приводились примеры австрийских и чешских авиалиний, KLM и British Airways, но British Airways и «Чешские авиалинии» прекратили свои полеты в 2015 году, KLM – в 2017 году, за три месяца до принятия новых тарифов, «Австрийские авиалинии» – в 2016 году, – заметил глава министерства. – Все эти решения о прекращении полетов, по информации самих компаний, обусловлены  экономическими причинами исключительно в тот период, и можно привести примеры, когда они сокращали полеты во многих направлениях. Например, KLM одновременно с нами приостановила рейсы в Египет и в ряд других стран».

И подчеркнул, что в стране даже с учетом ухода ряда иностранных игроков «наблюдается стабильный рост международных перевозок»: если в 2013 году они выполнялись по 73 направлениям, то в 2017 году география полетов в Казахстан и из Казахстана в другие страны мира составила уже 96 направлений.

Что касается причин отмены регулирования тарифов аэропортов, то их две. Во-первых, уровень тарифов в казахстанских аэропортах не менялся более 10 лет. Во-вторых, уровень тарифов в стране утверждается в тенге в соответствии с законодательством, и, по словам министра, после перехода на плавающий курс национальной валюты тарифы  аэропортов для международных рейсов снизились почти в два раза.

«Между тем даже сейчас, в новых условиях по аэропорту Астаны тариф на взлет/посадку, то есть на основную услугу, составляет примерно 5,6 доллара, – отметил Женис Касымбек. – Для сравнения, тот же тариф у наших основных конкурентов и соседей по региону выше: в Москве в Домодедово – 11,5 доллара, в Ташкенте – 19,8, в Бишкеке – 18, Новосибирске – 11,5, Екатеринбурге – 17,4 доллара. Для своих авиакомпаний в ряде этих аэропортов есть, конечно, 50-процентные скидки, но даже при этом наши тарифы являются конкурентными».

Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев при этом поручил своему заместителю Аскару Мамину совместно с министерством национальной экономики и министерством по инвестициям и развитию еще раз рассмотреть вопрос уровня тарифов аэропортов на международные перевозки.

«Министр сейчас говорил, что наши тарифы, даже притом, что применили новую тарифную сетку, даже при этом тарифы в два раза ниже. Но, тем не менее, когда борьба идет за полеты между авиакомпаниями и странами, надо будет посмотреть – раз вопрос поднимается, значит, проблемы есть», – сказал глава правительства.

А потом поддержал еще одну инициативу министерства по инвестициям и развитию – в части возможного предоставления 72-часового безвизового режима гражданам Индии: аналогичный режим уже действует в Казахстане для граждан Китая.

«Очень хорошо, что увеличивается транзитный поток, буквально четыре года назад у нас был нулевой поток, а сегодня мы выходим на 800 тысяч человек. Исходя из этого, вопрос относительно 72-часовой остановки для граждан Индии очень актуален», – сказал Бакытжан Сагинтаев.

«Учитывая миллиардное население Индии, поток, который будет переходить через нас, думаю, по этому году, если этот вопрос решим, мы можем перевалить и через миллион пассажиропотока в транзитном направлении. Отрегулируйте вопрос согласования», – поручил он все тому же вице-премьеру Аскару Мамину.

Ранее сообщалось, что Казахстан планирует к 2020 году пропускать через свои аэропорты до 1,6 миллиона транзитных пассажиров в год. По сведениям министерства по инвестициям и развитию, за последние восемь лет, с 2010 по 2017 год, количество транзитных пассажиров казахстанских авиакомпаний выросло более чем в 30 раз – с 20 тысяч до 620 тысяч. В этом году, как указывалось в докладе Жениса Касымбека, транзитный показатель в сфере воздушного сообщения должен вырасти до 900 тысяч человек.

Игорь Воротной