/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 435,65 Brent 36,55
Жилье в Казахстане: спрос не восстановится до конца года

Жилье в Казахстане: спрос не восстановится до конца года

Снижением активности, стагнацией цен и сужением ипотеки отразился коронакризис на рынке жилой недвижимости.

09:20 16 Июль 2020 12950

Жилье в Казахстане: спрос не восстановится до конца года

Автор:

Динара Куатова

Спрос на жилье в Казахстане сохраняется, но вероятность его восстановления до докризисного уровня до конца года мала. Вливания в строительную отрасль и льготную ипотеку помогут расшевелить рынок, однако осуществить амбициозные планы по вводу 15 млн квадратных метров в 2020 году будет сложно, прогнозируют авторы обзора Halyk Finance.

Спрос потерял платежеспособность

После отмены чрезвычайного положения в стране, во время которого количество сделок купли-продажи жилой недвижимости обвалилось на 81,5%, полугодичный показатель пошел на восстановление.

«По итогам июня снижение сделок за полугодие скорректировалось до -16.3%, что говорит о присутствии довольно значительного спроса на жилье», – отмечают аналитики.

Меньше всего продажи шли в Нур-Султане, где операции упали на 30%. В Алматы спад зафиксирован на 18%, Шымкент в минусе на 14%. Самое незначительное снижение отмечается в Западно-Казахстанской области – 2%.

«Наличие высокого спроса на жилье при приемлемых низких ставках в ближайшие месяцы приведет к увеличению сделок с недвижимостью, хотя очевидно, что спрос не сможет восстановиться до докризисного уровня в текущем году», – полагают эксперты.

Стоит отметить, что в 2019 году объем сделок с недвижимостью достиг исторического максимума, в частности, в указанный период в стране было заключено 320 тысяч договоров. Годовой прирост тогда отмечался на уровне 21%.

Амбиции невыполнимы?

В текущем году планируется нарастить объемы ввода жилья с 13 млн до 15 млн квадратных метров. Нарастив темпы строительства на 15%, правительство рассчитывает, что отрасль станет локомотивом роста экономики. Но шансы на исполнение намеченной цели не очень велики.

«На наш взгляд, это сверхамбициозная задача, учитывая, как развивается ситуация с коронавирусом. Тем не менее очевидно, что существенные вливания в строительство жилья и льготную ипотеку будут задавать тон на рынке недвижимости и положительно скажутся на общем экономическом росте посредством стимулирования строительной активности, приобретения жилья и в смежных сферах», – считают обозреватели Halyk Finance.

Ипотека ужалась

На ипотечном рынке ограничительные меры, связанные с ковидом, ожидаемо ужали объем выданных жилищных займов. За первые пять месяцев текущего года показатель упал на пятую часть при одновременном незначительном росте ставки кредита с 8,1% годом ранее до 8,3%.

Если же говорить об апрельских данных, то, по сведениям Halyk Finance, объем выдачи ипотеки предсказуемо рухнул в три раза, с 54 млрд тенге (в марте) до 18 млрд тенге. В мае выдача кредитов заметно активизировалась и достигла 37 млрд тенге, но это все еще в два раза ниже мая прошлого года.

Ковид остановил цены

На ценах COVID-19 сказался стагнацией. С начала года цены на жилую недвижимость на первичном рынке в Казахстане выросли лишь на 1,7%, до 298 тысяч тенге за квадратный метр.

В Нур-Султане и Алматы средняя стоимость жилья оставалась неизменной, составив 373 и 357 тысяч тенге за квадратный метр соответственно.

На вторичном рынке ситуация выглядела несколько лучше, отмечается в исследовании. Так, в первом полугодии текущего года вторичка подорожала на 4,6%. Однако при этом в Нур-Султане жилье подешевело почти на 5%, а в Алматы стоимость жилья не изменилась.

«Отличие двух крупнейших рынков жилья в республике заключается в том, что в Нур-Султане цены на вторичном рынке на 7% ниже, чем на первичном, в то время как в Алматы, наоборот, на вторичном рынке жилье продается на 3% дороже первичного», – поясняют авторы обзора.

В разрезе регионов по средней стоимости новостроек после столицы и южного мегаполиса расположился Атырау – 324 тысячи тенге за квадратный метр. Самая низкая стоимость жилья среди городов отмечена в Кызылорде, Петропавловске и Таразе – 140 тысяч за квадратный метр.

«Стоимость недвижимости между столицей и данными городами различается в 2,7 раза. Что касается динамики цен, то в июне текущего года цены на жилье были выше июня прошлого в большинстве городов страны – в 11 из 17, в двух городах цены оказались ниже (Актау и Усть-Каменогорск), еще в четырех городах цены остались прежними», – отмечают аналитики.

Напомним, ранее сообщалось, что в Казахстане замедляется строительство жилья. В январе-мае текущего года в республике в эксплуатацию было введено 4,07 млн квадратных метров жилой недвижимости. Тогда как в аналогичном периоде прошлого года площадь сданных новостроек составляла 4,6 млн квадратных метров.

Динара Куатова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Дом за один евро в Италии

Итальянские малонаселенные города привлекают иностранные инвестиции, продавая заброшенные дома за один евро.

07 Август 2020 08:12 2442

Дом за один евро в Италии

В мире уже давно наблюдается тенденция роста мегаполисов и вымирания маленьких городов. Молодежь в поисках работы или нового образа жизни стремится в крупные города, тем самым еще больше нагнетая плачевную экономическую ситуацию в периферии. Неравномерное развитие – актуальная проблема для многих государств, и Италия нашла интересное решение.

Согласно Worldometer, на сегодняшний день в Италии 69,5% населения проживает в крупных городах. Ежегодно Рим и Милан лидируют в демографических рейтингах, в то время как жизнь покидает поселения вроде сицилийского городка Самбука. После разрушительного землетрясения в 1968 году многие люди покинули Самбуку. Вместо восстановления сломанных домов местные на социальные и страховые выплаты переехали в более преуспевающие города. С тех пор сицилийский город переживал трудные времена, пока мэрия не решила продавать те самые разрушенные дома за  евро. Обесцененные дома привлекли иностранных любителей теплого климата и красивых видов южной Италии. Они привезли с собой новые деньги и рабочие места, ведь дома необходимо было реконструировать, а затем помогать за ними ухаживать. Согласно условиям покупки новые владельцы обязаны вложить в реконструкцию дома минимум 5600 долларов, используя местную рабочую силу или материалы. В реальности в среднем на реконструкцию уходит до 60 000 долларов. Если же новый владелец в течение двух лет с момента покупки не ремонтирует свои новые владения, то его ждет штраф в размере 20 000 евро. С начала программы в Самбуке было продано 16 домов, а летом 2019 года туда уже стали приезжать туристические автобусы.

В среднем дом за один евро с учетом реконструкций, налогов и нескольких перелетов в год обходится покупателю в 76 001 доллар (источник: Business Insider).

Другие маленькие поселения также решили реализовать данную стратегию, среди них Зунголи возле Неаполя, Муссомелли в Сицилии и ряд других деревень. Конечно, учитывая привлекательность Италии для туризма, далеко не все страны могут успешно повторить данный опыт. Однако для многих малонаселенных пунктов привлечение иностранцев может стать шансом на спасение, а мало что привлекает так же сильно, как дешевое имущество.

Асель Тиес


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Как пандемия и карантин отражаются на рынке офисной недвижимости

Собственники коммерческой недвижимости потеряли около 20 млрд тенге за каждый месяц простоя.

02 Август 2020 08:00 8559

Как пандемия и карантин отражаются на рынке офисной недвижимости

Введение режима ЧП и карантинных мер значительно отразилось на рынке офисной недвижимости. Просьбы арендаторов о скидках и каникулах напрямую сказываются на доходах арендодателей. Большинство компаний оптимизируют рабочие места. В прошлое может уйти традиционная аренда офисных помещений, сменяясь на систему гибких офисов, когда рабочее место, рассчитанное на одного сотрудника, становится доступно еще нескольким. Корреспондент Inbusiness.kz поговорил с ведущими экспертами отрасли и игроком рынка о последних изменениях в сфере офисной недвижимости и перспективах ее восстановления.

Как отмечает директор департамента аналитики ТОО «Оценка собственности» Анна Шацкая, для тех арендаторов, чья деятельность во время ЧП была запрещена, многие арендодатели делали скидки на аренду от 100% до 50%. Арендаторы в этом случае оплачивали только коммунальные и эксплуатационные услуги. Для тех, кто оставался работать, в ряде случаев скидки составляли 15-25%. После отмены ЧП скидки на аренду стали предоставлять в индивидуальном порядке тем компаниям, чей бизнес пострадал и продолжает страдать. По данным департамента аналитики, такие скидки достигают 20-30%.

«В настоящее время средние показатели вакансии в бизнес-центрах Нур-Султана и Алматы достигают 15-35%. За период пандемии они возросли на 10-20%, и тенденция их роста сохраняется. Арендаторы продолжают съезжать в связи с закрытием бизнеса, также отток наблюдается из тех бизнес-центров, которые не идут на скидки», – сказала Анна Шацкая.

По словам специалиста, в период ЧП убытки арендодателей достигали 80-100%. Сейчас в большинстве случаев арендодатели активно занимаются поиском новых арендаторов и в индивидуальном порядке предлагают гибкие условия аренды для удержания существующих. В основном это выражается в снижении ставок аренды либо сокращении арендуемых площадей.

Анна Шацкая отмечает, что, на ее взгляд, для восстановления рынка офисной недвижимости в перспективе понадобится 1,5-2 года.

«Тенденция использования удаленного формата работы сотрудников будет усиливаться наряду с расширением цифровизации, автоматизации бизнеса и дальнейшего перехода на онлайн-формат. Восстановление прежних показателей будет возможным за счет естественного развития сегмента МСБ и появления новых субъектов», – прокомментировала эксперт.

Она добавила, что с большой вероятностью в ближайшие три года рынок офисной недвижимости ожидает стагнация. Это будет выражаться в сокращении и остановке строительства новых проектов, снижении ставок и доходности аренды.

Как отмечает независимый эксперт рынка недвижимости Шахида Садырова, введение ограничительных мер повлияло на доходность и рентабельность рынка недвижимости по-разному. В первую очередь значительно просел рынок гостеприимства, куда входят общепит и гостиницы. Наряду с ними напрямую из-за ввода ограничений пострадали торговые площади в ТРЦ, торговых домах, частично стоит ритейл, где закрытия в карантин и режим ЧП были не абсолютными. Рынок офисной и складской недвижимости в этом списке находятся на третьем месте. Как отмечает специалист, он пострадал меньше относительно других сегментов отрасли.

«Рынок недвижимости сегодня пребывает в состоянии неопределенности из-за пандемии. Основным его игрокам сложно прогнозировать, строить стратегии, вырабатывать политику работы с арендаторами, как в долгосрочной, так и среднесрочной перспективе. Из-за введенного режима ЧП и карантина в адрес управляющих компаний и девелоперов приходится много заявок от арендаторов с просьбой о предоставлении скидок», – говорит Шахида Садырова.

Эксперт отмечает, что пока сложно говорить о том, на сколько конкретно снизились ставки аренды коммерческой недвижимости. Обозначить более точные показатели станет возможным в конце III квартала и к концу текущего года, поскольку скидки носят адресный и временный характер. В целом же новый уровень ставок будет понятен после выхода рынка из острого периода и адаптации его к новым реалиям в более продолжительном промежутке времени.

«Сейчас говорить о конкретной цифре сложно, потому что размер ставок и дисконтов, предоставляемых арендаторам, колеблется от 10% до 60% и варьируется от объекта объекту. Девелоперы и управляющие компании договариваются с арендаторами case by case. Все зависит от истории сотрудничества между двумя сторонами, насколько они лояльны друг к другу и готовы ли вместе выходить из кризиса в ситуации win-win. Играет роль категория, к которой относится арендатор, и то насколько сильно повлиял на него период пандемии и ограничительных мер. Чем больше бизнес теряет доходов, тем меньше он готов и может платить за аренду офисных помещений. Но в этом случае мы все одинаково страдаем, поэтому на рынке сегодня важно уметь договариваться», – объясняет собеседница.

Как правило, скидки удовлетворяются преимущественно в той величине, в которой они запрошены, в связи с тем что ни один из девелоперов или управляющих компаний не хочет оказаться с высокой вакантностью, как в период пандемии, так и в постпандемический период. Это время, когда большая часть бизнеса либо останется на плаву, либо выйдет из рынка, делится рассуждениями независимый эксперт.

Также остается открытым вопрос о том, насколько упал спрос на офисную недвижимость и сколько освободилось площадей. Специалист прогнозирует скачок вакантности как результат оптимизации рабочих мест. Компании, располагавшиеся раньше на больших площадях, сейчас стремятся к тому, чтобы оптимизировать расходы и более эффективно использовать офисное пространство, сокращая площадь и при этом повышая эффективность каждого квадратного метра.

«Мы не видим расторжений договоров арендаторов на очень крупные площади, но видим тенденции к оптимизации занимаемых площадей путем сокращения площадей или переездов в офисы классом ниже. У компаний уже сложились опыт и понимание работы в удаленном формате. Некоторые примеряют на себя умение работать вне офиса в долгосрочной перспективе, как одну из стратегических задач. Это напрямую влияет на рынок офисной недвижимости, потому что из-за оптимизации площадей он проседает», – добавляет Шахида Садырова.

Наиболее гибкие и прогрессивные компании уже переводят часть сотрудников на удаленный формат работы. Другая часть персонала, задачи которых сложно выполнимы вне офиса, остаются работать на местах.

«Время доказало, что постоянное нахождение в офисе требуется только для 10-20% сотрудников. Это позволяет строить более гибкий график для всех. Многие компании уже адаптировали такой формат и будут продолжать работать в нем, что не подразумевает аренды больших площадей. В этом случае у определенных категорий арендаторов площадь может сократиться до 50-80%», – сообщает она.

Эксперт отмечает, что ставки аренды офисной недвижимости придут в среднерыночную норму в постпандемический период для компаний, переживших кризис. Объемы рынка, несомненно, сократятся за счет компаний, которые кризис не переживут и прекратят деятельность, и компаний, оптимизирующих офисные площади.

В новых условиях выиграют те, кто готовы предоставлять гибкие условия аренды по срокам, ставкам, площадям. Больше всего будет цениться мобильность и гибкость условий, когда арендатор в любой момент времени может существенно оптимизировать расходы по аренде и эффективно использовать площади. Шахида Садырова отмечает, что после пандемии человечество в любом случае не вернется к прежней, свободной жизни, что, несомненно, повлияет на снижение объемов рынка коммерческой недвижимости. Люди будут больше ценить удобство, комфорт, доступность инфраструктуры вокруг, для того чтобы ограничить и минимизировать любые передвижения и контакты с окружающими людьми.

«Я более чем уверена, что спрос на гибкие пространства, такие как коворкинг, нетворкинг, пространства готовых офисов, где ставка аренды исходит не из квадратных метров, а из количества рабочих станций, по факту занимаемых компанией, будет расти. Это позволит компаниям быть максимально гибкими в выборе рабочего пространства и в оплате аренды рабочей станции, – делится прогнозами эксперт. – Если мы столкнемся с повторными ограничительными мерами или компания будет быстро расти или сокращаться, она может достаточно быстро и практически безболезненно для себя, без лишних расходов сокращать или увеличивать занимаемую площадь. Поэтому актуальность и спрос на коворкинг и нетворкинг пространства гибких офисов и креативных платформ будет расти. Это вносит ту гибкость, которой не хватает арендаторам в классических схемах аренды площадей с фиксированной ставкой, площадью и сроком аренды».

Независимый эксперт отмечает, что сейчас арендаторам и арендодателям нужно не упираться в традиционную классическую схему. Важно быстро подхватывать новые тренды и тенденции сегодняшнего дня. Время диктует глобальные изменения, и те, кто будет достаточно смелым, для того чтобы адаптировать новые системы и предложить рынку гибкие форматы, останутся в выигрыше. Это новые возможности для управляющих компаний, готовых трансформироваться и адаптироваться под новые реалии.

По словам председателя ассоциации управляющих и сервисных компаний QazProperty Кайрата Кокенова, ситуация на рынке офисной недвижимости в связи с пандемией достаточно сложная. Весной, в период ЧП, в стране была полностью приостановлена деятельность объектов коммерческой недвижимости. По расчетам ассоциации, рынок потерял порядка 20 мдрд тенге доходов за каждый месяц карантина.

«Как субъекты бизнеса, мы несем во время карантина операционные затраты: по фонду заработной платы, обязательства перед банками по займам, по налогам в бюджет, перед поставщиками коммунальных слуг. Усиление санитарно-эпидемиологических норм и требований к объектам коммерческой недвижимости в стране значительно увеличило стоимость клининговых расходов. Такие расходы не компенсируются арендаторами, это расходы управляющих компаний», – сказал председатель.

Расходы на коммунальные услуги в период карантина превысили 413 млн тенге, при этом заполняемость объектов в данный период была около 15%. Помимо убытков от недополученных доходов от аренды, БЦ вынуждены содержать персонал (инженеры, уборщицы, охрана), оплачивать коммунальные платежи за частично пустые объекты и проводить санитарную обработку.

«Рынок офисной недвижимости в Нур-Султане пострадал меньше от пандемии, чем в Алматы. Здесь расположено больше государственных и квазигосударственных компаний, в Алматы среди арендаторов больше малого и среднего бизнеса», – подчеркнул председатель QazProperty.

Чтобы сохранить арендаторов, арендодатели предоставляют скидки по аренде офисных помещений. Арендаторам, деятельность которых запрещена, приостановлена или ограничена, разрешено оплачивать только эксплуатационные затраты.

«Всем остальным управляющие компании предоставляют скидку в среднем до 50% от арендной ставки в зависимости от направления бизнеса. Если мы понимаем, что у клиента «живой» бизнес, но он потерял часть контрактов из-за пандемии, то ведем переговоры и снижаем до 50% от ставки аренды», – объясняет собеседник.

По словам Кайрата Кокенова, если бы банки, коммунальные предприятия, налоговые органы пошли на уступки арендодателям, арендаторы офисов смогли бы получить отсрочку по оплате.

«На эту сумму мы бы сделали скидку арендаторам, потому что хотим их удержать. Но мы не сможем давать скидки ниже тех расходов, что имеем сами. На текущий момент льготу по налогообложению нам не утвердили в полной мере, поэтому расходов очень много. При полной льготе на налог в месяц для одного бизнес-центра управляющие компании смогли бы сэкономить 2 млн тенге. Выселять старых арендаторов, просить освободить офисы – не выход. Сложно будет найти новых. Рынок сжался. Сейчас все ждут, когда завершится карантин, чтобы восстанавливать работу и деятельность», – говорит он.

Кайрат Кокенов добавил, что рост вакансий в бизнес-центрах на 30% связан с закрытием малого бизнеса, у которого отсутствовала финансовая подушка. Средний и крупный бизнес продолжают работу, но им понадобится время на восстановление. Предприниматели языковых центров, туристических агентств, кабинеты психологов будут освобождать офисы. Это сегмент C, B-класса.

«В этом году, скорее всего, большинство арендаторов будут занимать минимальные площади. В то же время арендаторы наших бизнес-центров, которыми управляет наша компания Property Management Group, не поднимают вопрос о сокращении метража. В топовых бизнес-центрах сложно найти хороший свободный офис – клиенты не рискуют переезжать. Основные наши арендаторы – это строительные, крупные проектные компании, официальные дилеры оборудования и т. д. И в их офисах продолжают свою работу отделы финансов, бухгалтерии, юридических служб и другие сотрудники отделов компаний, работать которым удаленно сложно», – отмечает собеседник.

Размышления с позиции «можно работать дома» позволительны, по мнению Кайрата Кокенова, только топ-менеджерам или собственникам бизнеса. Остальным сложно сконцентрироваться на работе, если вся семья дома. Тенденция «удаленки», работы в коворкингах или смарт-офисах популярна для малого и микробизнеса.

«Для крупного бизнеса удаленный формат работы станет актуальным только после того, как им удастся перевести работу юристов и финансистов в цифровой формат. Но это возможно только в долгосрочной перспективе», – делится своим видением спикер.

По его словам, восстановление рынка коммерческой недвижимости ассоциация ожидает к февралю-марту следующего года при условии, что осенью волна закрытия объектов на карантин пройдет.

Ассоциация QazProperty с марта ожидает поддержки от государства и просит обратить внимание на отрасль коммерческой недвижимости. Ведь только в Нур-Султане и Алматы насчитывается 281 бизнес-центр площадью 3,2 млн кв. м. Объекты обеспечивают работой более 10 тыс. человек и заказами 26 тыс. субъектов МСБ. Арендаторами офисных помещений в бизнес-центрах являются 294 тыс. предпринимателей с численностью 650 тыс. работников. Обращения ассоциации за поддержкой к государству в виде освобождения от налогов на землю и имущества для офисной и складской недвижимости, социального налога, ИПН, обязательных пенсионных и социальных отчислений, взносов на обязательное медицинское страхование, просьбы по отсрочке коммунальных платежей и банковских займов в срок до 01 января 2021 года пока остались без ответа и находятся на рассмотрении.

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!