Жить по средствам: какой эффект дал прирост расходов бюджета последних лет

935

Большая часть средств тратится на текущие нужды, тогда как доля бюджетных инвестиций продолжает стагнировать.  

Жить по средствам: какой эффект дал прирост расходов бюджета последних лет

Президент Касым-Жомарт Токаев в послании народу Казахстана подчеркнул, что жить по средствам – единственный возможный рецепт стабильности государственных финансов, передает inbusiness.kz.

"Поэтому следует исключить чрезмерные траты на задачи, не являющиеся по своей сути первоочередными и стратегическими. Нужно навести порядок и в межбюджетных отношениях. Решение оставлять в регионах налоговые поступления от малого и среднего бизнеса было верным и своевременным. Оно дало существенный импульс развитию предпринимательства, повысило самостоятельность акимов. Однако отдельные руководители регионов, получив дополнительный источник дохода, стали использовать его нерачительно, без практической пользы для государства, на второстепенные задачи и проекты. В целях поиска источников покрытия дефицита бюджета правительству следует разработать рациональные компенсационные механизмы", – сказал президент.

В последние годы правительство Казахстана увеличивает свои расходы, прежде всего из-за инфляции, которая требует индексации расходов. Однако, по мнению директора Центра прикладных исследований Talap Аскара Кысыкова, основная часть средств идет на текущие нужды, в особенности социальные выплаты, здравоохранение и образование.

В своем комментарии для inbusiness.kz он отметил, что структура государственных расходов показывает, что лишь около 20% бюджета выделяется на развитие, в то время как оставшиеся средства идут на текущие нужды. Большая часть бюджета тратится на закупки, капитальные затраты и строительство, в то время как инвестиции в будущее остаются невысокими.

"Более того, увеличение расходов на социальные выплаты, здравоохранение и образование связано с увеличением заработных плат учителям и врачам, а также ростом числа получателей и размера пенсий и пособий. Это отражается в динамике бюджета. В проекте бюджета на 2025 год увеличение расходов на социальные выплаты составляет более 600 миллиардов тенге. Тем не менее государственные расходы относительно ВВП остаются стабильными и составляют порядка 17-18%.

Дальнейшее увеличение расходов потребует повышения собираемости налогов, это одна из задач, которую должен решить новый Налоговый кодекс. Однако при росте расходов важно обеспечить баланс между текущими потребностями и инвестициями в будущее, возможно, стоит пересмотреть структуру расходов и увеличить долю средств, выделяемых на развитие", – отмечает экономист.

В целом, по его мнению, одной из основных проблем является низкая эффективность инвестиций. Многие инвестиционные проекты недостаточно проработаны и окупаемость их сомнительна. Примером такого проекта может служить "Астана LRT", который в будущем потребует существенных субсидий из бюджета. Это указывает на необходимость более тщательного анализа проектов перед их реализацией, продолжает он.

"Еще одной проблемой является неэффективное использование ряда госрасходов. Меры поддержки бизнеса, такие как субсидирование, или финансирование квазигосударственного сектора не всегда приносят ожидаемые результаты, и их эффективность не отслеживается. Но существенно нагружает бюджет и вдобавок создает очень много рыночных искажений. В итоге государство не получает должной отдачи в виде роста налогооблагаемой базы. Если посмотреть на план исполнения доходной части, то в этом году он не исполняется. По оценкам, неисполнение плана по доходам может превысить 3 трлн тенге. Это, в свою очередь, потребует дополнительных трансфертов из Национального фонда или увеличения дефицита бюджета и, как следствие, государственного долга", – подчеркивает Аскар Кысыков.

Для решения этих проблем можно обратить внимание на механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Привлечение частных инвестиций для реализации социальных и инфраструктурных проектов может быть одним из способов оптимизации расходов и нахождения альтернативных источников финансирования. Установление рыночных тарифов и обеспечение окупаемости проектов является ключевым аспектом для успешного развития ГЧП в экономике, резюмировал спикер.

Читайте по теме:

Свободу экономике: хватит ли у госорганов "дыхалки" для реформ

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться