Жители села Калачи: "Оставьте нас в покое"

804

Уран-патриоты казахстанской «сонной лощины» отказываются от квартир в новом доме и просят оставить их в родном поселке

Жители села Калачи: "Оставьте нас в покое"

Уран-патриоты казахстанской «сонной лощины» отказываются от квартир в новом доме и просят оставить их в родном поселке.

Об этом они заявили после встречи представителей инициативной группы с акимом Акмолинской области Сергеем Кулагиным. По мнению сельчан, процесс переселения сопровождается странными манипуляциями с бюджетными деньгами. На днях корреспондент портала atameken.info лично побывал в Калачах и выслушал «отказников».

Сонное царство

Село Калачи Есильского района Акмолинской области вошло в историю загадочной хворью жителей: на них внезапно нападает мгновенный сон, длящийся сутками. Вот уже четыре года сюда съезжаются эксперты, пытающиеся докопаться до истинных причиних недуга, а от журналистов нет отбоя. Впрочем, самих калачевцев не радует пристальное внимание. Исследования ученых практически ничем не закончились. А СМИ (особенно региональные) соревнуются в комплиментах местным властям, облагодетельствовавшим калачевцев арендным жильем, или генерируют страшилки в духе Стивена Кинга, да такие, что хоть на улицу потом не выходи.

Пряный привкус сенсационности к новостям из Калачей добавляет одно обстоятельство. В трех километрах от деревни находятся законсервированные урановые шахты бывшего четвертого рудоуправления Целинного горно-химического комбината. Вплоть до 1991 года здесь велась добыча сырья для атомных электростанций и производства оружейного плутония. Специально выстроенный для горняков Красногорск процветал, а жители окрестных сел ездили сюда за дефицитным московским сервелатом и баночками черной икры.

Но после развала СССР представителям независимого Казахстана не удалось найти общий язык с российскими коллегами. Кроме того, на фоне разрядки международной напряженности и потери у руководства страны интереса к развитию атомной энергетики (после Чернобыльской аварии), производство урана выпало из числа приоритетов.

Шахты уранового месторождения (на фото) были декультивированы, а городок атомщиков Красногорск разделил судьбу десятков депрессивных моногородов Казахстана. Дома здесь ветшали и обваливались, люди (большей частью специалисты уранодобычи) разъезжались.

Лишь в 2009 году, после многодневной забастовки бывшим горнякам Красногорска удалось обратить внимание властей на свое бедственное положение. Запрос сенатора Светланы Джалмагамбетовой привлек внимание премьер-министра страны, и город вошел в официальную программу «Дорожная карта занятости-2020».

Все это время Калачи жили обычной жизнью заброшенного рабочего поселка. Работу и средства к существованию калачевцам давали обширные поля с высоким баллом бонитета (здесь выращивается пшеница первого-второго класса), местная станция техобслуживания сельхозтехники, да производство шлакоблоков из отходов бывшего обогатительного комбината.

В фокус внимания прессы деревня попала в 2011 году, когда появилась первая информация о случаях сонной болезни, или как пишут в официальных отчетах «энцефалопатии неизвестного генеза». За четыре года неизвестный вирус сонливости поразил свыше 170 человек. Засыпали и взрослые, и дети, и, по некоторым данным, даже домашние животные. Но к апрелю 2015 года ситуация выправилась, и новых случаев заболевания не регистрируется.

Несмотря на то, что здесь официально не объявлялась чрезвычайная ситуация, а район Калачей так и был не признан зоной экологического бедствия, на высшем уровне было принято решение о переселении жителей деревни. Официальную информацию об этом озвучил заместитель премьер-министра РК Бердибек Сапарбаев. В июле этого года, выступая перед журналистами, вице-премьер заявил, что отравление происходит из-за высокой концентрации угарного газа, в теплое время года просачивающегося на поверхность из выработанных урановых шахт. Он также пообещал, что на переселение из бюджета будет выделено 2,5 млрд тенге.

Горькие калачи выселения

Сегодня из 660 калачевцев на новое место жительство выехало 80 человек. Но часть из них вернулась на родину. Почему? Об этом корреспонденту рассказала на сходе жителей деревни Анна Овсейчук. По ее словам, на новом месте ее ожидало форменное крепостное рабство.

- Нам – мне, мужу и шестерым детям – дали возможность уехать отсюда в новый дом в селе Радионовка, – рассказывает Анна Владимировна. – Выплатили подъемные, обеспечили какими-никакими кормами для скота. Но затем пошли странности. К нам резко изменилось отношение: словно мы бродяги, подобранные из милости. Потом у наших соседей, тоже переселенцев из Калачей, отобрали дом. Их семью подселили к нам. Затем начались проблемы у супруга на работе: начальство его рукоприкладством занималось… Детям некуда идти: из детских заведений здесь есть только школа. Намаявшись досыта, я ночью погрузила вещи и сбежала оттуда. Теперь мне угрожают, что лишат родительских прав, если я не вернусь назад.

Тем временем местное управление образования объявило, что деревенская школа в Калачах прекратит свою работу. Учителям и родителям совершенно четко поставили задачу: переезжайте. Вот только куда?

- Я лично был в доме, в который нам предлагают вселиться, – рассказывает лидер инициативной группы калачинских «отказников» Виктор Лукьяненко. – Это 45-квартирный дом в районном центре – городе Есиль. Но сдан только один подъезд. Я заходил в квартиры. Сырые стены и потолки. Отопление не подведено. Электричество только в одном подъезде. В квартирах нет даже унитазов! И никто даже речи не ведет о предоставлении хоть каких-то документов о готовности дома к эксплуатации. А главное – со стороны властей нет никаких движений навстречу по оформлению этих квартир в собственность. Тогда какой смысл нам менять собственные дома на съемные квартиры, а Калачи на Есиль?

Все эти вопросы представители инициативной группы пытались изложить акиму Акмолинской области Сергею Кулагину. Однако помощник чиновника заявил, что у акима слишком плотный график. Последовал длительный цикл переписки с правительством, аппаратом президента и акиматом области. Наконец, 27 октября долгожданная встреча состоялась. Вот только разговор не получился.

- Сергей Витальевич нас даже не выслушал, – рассказывает участница встречи Елена Кохта. – Сразу пошли оскорбления, ругань, угрозы. Дескать, мы неблагодарные, он чуть ли ни на коленях вымаливал в Астане ради нас деньги из бюджета, а мы не хотим переселяться. В конце концов, он заявил: живите, как хотите. А если что-то вновь случится с нами или нашими детьми, то он распорядится – ни одна больница нас не примет.

Другая участница встречи Лариса Шагинян упомянула про еще одно грозное обещание акима. Услышав о том, что ее семья имеет бизнес в Калачах, он, по словам женщины, погрозился «перекрыть кислород».

Сельчане считают, что экспрессивный тон акима имеет свое объяснение. Дело в том, что кампания по переселению вообще проходит в атмосфере странных финансовых комбинаций с бюджетными деньгами. Как говорят калачевцы, обещанные правительством 2,5 миллиарда выделяют не им конкретно, а всей Акмолинской области через программу «Дорожная карта занятости-2020». Таким образом, выделенные деньги юридически не являются компенсацией за оставленное жилье. По словам Виктора Лукьяненко, значимая часть из этой суммы – 953 млн тенге – потрачена на строительство двух новых домов в Есиле и на реконструкцию дома в Державинске (райцентре Жаркаинского района области). Но поскольку не все калачевцы заселяются во вновь построенные дома (большую часть семей поселяют в некогда оставленное уехавшими владельцами жилье в деревнях), то у сельчан возникает резонный вопрос: куда подевались деньги?

- Мы понимаем, что акиму требуется поскорее отчитаться о расходовании выделенных средств, – считает Виктор Лукьяненко. – Оттого, видимо, и такая поспешность с переселением.

«Нас травят»

Впрочем, существует иная версия, почему власти так торопятся с «зачисткой» Калачей.

- Во время беседы аким проговорился, что люди здесь будут жить вахтовым методом, – отметил на сходе житель деревни Олег Свинарев. – Ходят слухи, что урановые рудники выкупили китайцы. Нас выселяют, а ведь мы могли бы работать здесь…

Виктор Лукьяненко упомянул в разговоре, что кто-то из заснувших жителей поселка за несколько минут до потери сознания видел две черные машины, выехавшие из Красногорска и по пути распылявшие какой-то газ. Можно, конечно, отмахнуться. Дескать, мало ли что привидится в таком состоянии. Но калачевцы уверены, что такие легенды имеют под собой основу.

- Трудно представить, что поднявшееся «урановое облако» вдруг накрыло не весь поселок, а лишь какую-то отдельную улицу в поселке, – рассказывает Олег Свинарев. – Если же причиной засыпания являются подземные испарения, то спать должны все жители вповалку. А у нас почему-то на одной стороне улицы засыпают, а на другой бодрствуют.

Старший врач амбулатории Калачей указывает, что, согласно исследованиям специалистов Национального ядерного центра им Курчатова, в момент засыпания в крови пациентов резко снижается объем кислорода, возрастает объем углекислого газа, но при этом присутствует еще один компонент, действие которого сродни наркотическому. По одной из версий, это может быть радон (в некоторых условиях он проявляет свойства смеси, используемой медиками при наркозе). Но сотрудники НЯЦ это решительно отвергают: в этом случае концентрация радона была бы столь высокой, что не заметить этого при обследовании просто невозможно. Сами пациенты из Калачей с результатами исследований не ознакомлены. Им до сих пор не сообщили окончательный диагноз.

- Ответьте мне, почему один человек засыпает, а те, кто живут вместе с ним, нет? Вот и я этого не понимаю, – выражает недоумение Олег Свинарев. – И еще один момент. Когда у нас выборы проходят – все бодрствуют. Выборы прошли, и начинается – везут одного, второго, третьего. Случайно?

Очевидно, что точку в этой истории смогло бы положить полноценное обследование района и населения с привлечением зарубежных экспертов. Не об этом ли говорил глава государства, выступая 12 июня на заседании Совета безопасности.

- До сих пор никто должным образом не объяснил, что является причиной явления в селе Калачи. Если компетентные органы не могли разобраться в ситуации, не имели необходимых экспертов, следовало пригласить иностранцев и поручить это дело им, — сказал Нурсултан Назарбаев.

Однако идея президента страны не получила развития. Чиновников вполне устроила более или менее сформированная версия отравления угарным газом, аким получил команду сверху поскорее урегулировать вопрос и калчевцев спешно готовят к выселению. Нет людей – нет проблемы?

 

Алексей Банцикин

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться