Экологические обязательства Казахстана ударят по ТЭЦ.
Казахстан не отказывается от своих планов по сокращению выбросов парниковых газов, заявил министр энергетики Владимир Школьник. В ближайшей перспективе мы должны сократить выбросы на 15%, а к 2020 году – на 25%, отметил министр в ходе международного семинара, посвященного обязательствам Казахстана по парниковым газам на 2021-2030 годы.
Мнения экспертов по поводу реалистичности этих планов разделились. Так, генеральный директор исполнительного комитета ассоциации «Казэнерджи» Асет Магауов отметил, что сокращение выбросов по итогам прошлого года вплотную приблизилось к заветной черте в 15%, однако дальнейшие темпы роста экономики сулят Казахстану не снижение, а превышение показателей отправного 1990 года. А председатель Казахстанской электроэнергетической ассоциации Шаймерден Уразалинов считает, что с учетом дальнейшего роста потребления электроэнергии в стране и доли в производстве угольных станций энергогенерирующие предприятия республики не будут вылезать из многомиллиардных штрафов за превышение квот.
Глава Минэнерго дал понять, что продекларированные ранее обязательства Казахстана в виде «безусловной» (обязательной) цели по снижению выбросов на 15% и «условной» – к 2030 году мы должны сократить выбросы на четверть от объема 1990 года – никто не отменял. Владимир Школьник подчеркнул, что выполнение этих амбициозных обязательств потребует реализации комплексных мер. И переход к зеленой экономике – лишь одна из них.
Заместитель генерального директора АО «Жасыл Даму» (эта подведомственная Минэнерго организация является оператором системы торговли квотами в стране, – прим. авт.) Сергей Цой утверждает, что запущенная в 2013 году национальная система торговли квотами на выбросы функционирует нормально. Система включает в себя более 160 отечественных предприятий, чьи ежегодные выбросы превышают 20 тысяч тонн.
Цой сообщил, что в 2013 году объем распределенных квот составил 147,2 млн тонн, в 2014-2015 годах – 307,4 млн тонн. При этом, по данным «Жасыл Даму», в 2013 году фактически было выбрано 158,1 млн тонн, в том числе дополнительная квота. В 2014-м дополнительных квот было выдано на 18,8 млн тонн, что было связано с ростом в энергетическом секторе и в сфере нефтегаза.
- Анализ показал, что не все квоты используются до конца, в то же время есть выбросы сверх лимита, – признал наличие некоторых шероховатостей в системе глава «Жасыл Даму».
Тем не менее, по его мнению, в настоящее время казахстанская система торговли квотами является профицитной, то есть объем предлагаемых квот превышает объем выбрасываемых всеми предприятиями парниковых газов.
- Очень много разговоров о том, что у предприятий на сегодня огромный дефицит, что они не могут выдержать тех условий, которые правительство создает по квотированию. В основном, скажу, это не так. Правительство в лице Минэнерго выдает дополнительные квоты, согласно запросам предприятий, – продолжил Сергей Цой. – Проект национального плана по сокращению выбросов на 2016-2020 годы находится на согласовании и, возможно, будут изменения как в обязательствах, так и в сроках реализации. Общий объем нацплана – 737,7 миллиона тонн. При этом отмечу, что необходимо определить более строгий подход к выдаче дополнительных квот. То есть мы должны четко понимать, что следующий период – уже не пилотный, дальше все будет уже на самом деле серьезно.
Когда же слово перешло к представителям энергетического сектора – основного игрока рынка загрязнения окружающей среды, выяснилось, что на практике все обстоит не так уж и радужно. Генеральный директор исполнительного комитета ассоциации «Казэнерджи» Асет Магауов напомнил участникам семинара, что в настоящее время Казахстан входит в десятку мировых лидеров по углеродоемкости, занимая пятое место с показателем 2,5 килограмма углекислого газа на доллар ВВП.
- Причины – континентальный климат и структура экономики. Очень большую долю занимают топливно-энергетический и горно-металлургический комплексы, высокая доля угля в топливном балансе, – пояснил Магауов. – По различным оценкам, в 1990 году мы выбросили порядка 370 миллионов тонн парниковых газов. Если минусовать 15%, то наши обязательства будут ограничены выбросом 314 миллионов тонн. По итогам 2014 года мы выбросили порядка 270-280 миллионов тонн парниковых газов, то есть мы практически приблизились к уровню наших обязательств – они составляют минус 11% от уровня заявленных к 2030 году. Вместе с тем, при различных сценариях роста экономики, с учетом заявленных темпов роста ВВП, уже в 2030 году объем выбросов парниковых газов может составить 379 миллионов тонн, то есть мы несколько превысим уровень выбросов 1990 года – примерно на 8 миллионов тонн. Это опять же будет вызвано большой долей энергетического сектора, доминированием угольной энергетики, ведь сейчас мы практически приближаемся к уровню потребления электроэнергии в 1990 году. Основной вывод – до 2020 года у нас будет значительный рост потребления электроэнергии и, соответственно, выбросов парниковых газов.
В свою очередь председатель Казахстанской электроэнергетической ассоциации Шаймерден Уразалинов призвал правительство реально оценивать ситуацию. По его данным, угольная генерация электроэнергии в общем балансе страны составляет 76%, на ее долю приходится 86% выбросов парниковых газов. Поскольку переход к газовой и атомной генерации в ближайшей перспективе Казахстану не светит, именно угольные станции в ближайшие годы будут оставаться основным источником энергии. При прогнозируемых темпах роста потребления (с нынешних 91 млрд киловатт-часов до 145 млрд к 2030 году) этим станциям придется пыхтеть и чадить гораздо больше.
- Будет интенсивно увеличиваться сжигание угля, а значит будут расти и выбросы парниковых газов. Сегодня в мировой практике и в науке нет технологий и установок, с помощью которых можно было бы снижать выбросы парниковых газов, – подчеркнул Уразалинов. – Мы недавно изучали нынешнюю ситуацию на действующих угольных станциях – взяли станции с комбинированным производством тепловой и электрической энергии. Получается, что уже в 2015 году у девяти станций – дефицит квот на выбросы парниковых газов. И чтобы купить недостающие квоты, одной станции необходимо потратить не менее 200 миллионов тенге. Естественно, станции их не приобретут, а значит, будут наложены штрафные санкции, которые исчисляются миллиардами тенге. Для упомянутых девяти станций они составят порядка 27 миллиардов тенге.
Председатель Казахстанской электроэнергетической ассоциации посетовал, что, с одной стороны, стоит задача по увеличению объемов производства электроэнергии и развитию интенсивной экономики, а, с другой – регулирование выбросов парниковых газов ставит «палки в колеса развитию экономики и энергетики».
- Я считаю, что применять торговлю квотами на данном этапе абсолютно нецелесообразно по причине сдерживания развития экономики и электроэнергетики. Мода модой, но надо учитывать интересы экономики и интересы Казахстана в части выбросов парниковых газов, – обратился Уразалинов к участникам семинара, среди которых были и правительственные чиновники.
И добавил, что электроэнергетическая ассоциация внесла предложения по решению этих проблем на рассмотрение депутатов мажилиса.
Еще одно предложение было озвучено от ассоциации «Казэнерджи». Асет Магауов напомнил, что система торговли квотами касается предприятий, чьи выбросы превышают 20 тысяч тонн в год. При этом суммарные выбросы данных предприятий составляют всего 155 млн тонн. То есть на участников системы торговли квотами приходится порядка 45% от общего объема выбросов (напомним, ранее озвучивалось, что Казахстан выбрасывает в год 270-280 млн тонн).
- Нам надо переносить акценты с производителей энергии на потребителей, – сказал Магауов. – То есть сделать акцент на реализации программ энергосбережения и энергоэффективности во всех секторах потребления электроэнергии.
К слову, начале октября на форуме «Казэнерджи» в Астане министр энергетики Румынии Доминик Гереа поделился горьким опытом безапелляционного слома существующей системы энергообеспечения Европейского союза.
- В этом году были определенные отключения электроэнергии в крупнейших городах Европы из-за ее нехватки, и все это было следствием хаотических изменений в подключении к источникам альтернативной энергии, – заявил тогда глава Минэнерго Румынии. – Эти отключения стали результатом определенных странных обстоятельств и решений, которые предприняли члены ЕС. Они отключали традиционные тепловые электростанции, атомные энергостанции, и эта политика привела к отключениям.
Гереа отметил, что у каждой европейской страны есть своя стратегия, но нет единой стратегии ЕС.
- Также мы наблюдаем продолжение истории с газовым снабжением: несмотря на то, что прошлая зима была умеренной, у нас были проблемы. Предстоящая зима будет достаточно холодной. Что мы будем предпринимать тогда, учитывая, что у нас фактически нет новых источников энергоснабжения? Мы до сих пор это обсуждаем, – констатировал румынский министр энергетики.
Чтобы не оказаться на месте Европы, безоглядно менявшей уголь на возобновляемый источники энергии и оставшейся без света, стоит прислушаться к самим энергетикам. Потому что многомиллиардные штрафы за превышение квот являются угрозой деятельности угольных станций, а в Казахстане зима гораздо суровее европейской…
Игорь Воротной