Согласно сообщению пресс-службы ведомства: "Установлено, что Аскаров Е. при посредничестве своего подчиненного получил незаконное вознаграждение в размере 1 млн тенге от представителя ТОО "Павлодарский завод легких конструкций" за выдачу положительного заключения по несчастному случаю с тяжким исходом, произошедшему с работником предприятия".
Не исключено, что подобное отношение к охране труда стало причиной для роста несчастных случаев на предприятиях Павлодарской области. В 2016 году по сравнению с 2015 годом по республике цифра по пострадавшим снизилась с 2 307 до 1 683 человек, однако в Павлодарской области она возросла с 164 до 191 человека, из которых 27 (9 годом ранее) со смертельным исходом, пострадавших с тяжелым исходом 99 (78 годом ранее) человек. Область стабильно входит в тройку регионов, где наиболее часто фиксируются несчастные случаи на производстве. По данным областной прокуратуры, наибольшее количество пострадавших от производственного травматизма в 2014-2015 годах было допущено на Аксуском заводе ферросплавов, АО "Алюминий Казахстана", ПФ ТОО "KSP Steel", ТОО "Кастинг", ТОО "Богатырь Комир", АО "Евроазиатская энергетическая корпорация". При этом АО "Алюминий Казахстана", ТОО "KSP Steel", ТОО "Кастинг" не вошли в график проверок уполномоченного органа ни в прошлом году, ни в первом полугодии текущего года.
"Еще в декабре прошлого года прокуратурой проведен соответствующий анализ в деятельности уполномоченного государственного органа. Результаты анализа показали нежелание государственных инспекторов труда принимать меры по снижению уровня производственного травматизма, что дало основание для пристального внимания деятельности уполномоченного органа. Задержание со взяткой руководителя управления труда свидетельствует об укрытии истинных причин нарушений трудового законодательства", - отметил в ходе коллегии начальник 1-го управления прокуратуры области Саят Абдильманов.
По мнению прокурора области Серика Караманова, после того, как трудовая инспекция изменила свою подчиненность, она стала "беззубой": "После того как функции были переданы областному акимату, стали появляться промахи. Сейчас трудовые инспекторы заняли такую удобную позу – ни с кем не ссориться. Нет взаимодействия с другими госучреждениями. Мы проверили деятельность управления и отменили постановления о прекращении по восьми уголовным делам".
Чужой среди своих?
Каждый несчастный случай на производстве расследуется специально созданной комиссией, в которую входит и профсоюзный лидер, если таковой имеется на предприятии. По данным прокуратуры, этот вопрос хорошо отработан на крупных предприятиях, профсоюзные организации там имеются, чего не скажешь о среднем бизнесе. Правда, наличие профсоюза не означает, что он выступит на стороне работника.
"У нас для чего профсоюзы существуют? Профсоюзы кого должны защищать? Рабочих! Любой член профсоюза имеет право спросить профсоюзного босса: "Ты почему в отдельном кабинете сидишь, на служебной машине предприятия ездишь?" - заметил прокурор области.
Сегодня имеются единичные примеры так называемых независимых профсоюзов. Правда, им чаще приходится доказывать свое право на жизнь. Именно так в прошлом году в суде отстаивал свое "место под солнцем" представитель ОО "Локальный Экибастузский угольный профессиональный союз", созданный по инициативе работников ТОО "Богатырь Комир". В силу того, что на одном предприятии образовались две профсоюзные организации, в соответствии с требованиями Трудового кодекса РК необходимо было создание единого представительного органа для ведения переговоров, а также внесения соответствующих изменений в коллективный договор. Но диалога с руководством не получилось, более того, по словам председателя профсоюза Сергея Чапалы, "руководством компании была дана команда начальникам структурных подразделений препятствовать переходу работников в наш профсоюз под угрозой увольнения. Осуществляется давление на работников, желающих перейти из одного профсоюза в другой путем лишения социальных льгот, гарантированных коллективным договором". В результате история отношений дошла до суда. Дело выиграли, но на это потребовались время и душевные силы. Вместо защиты прав трудящихся пришлось отстаивать свои права.
Что делать?
По указанию прокуратуры создана специальная следственно-оперативная группа по расследованию несчастных случаев на производстве.
"При надзоре по делам о нарушениях правил охраны труда, в частности с летальным исходом, применять институт процессуальных прокуроров. На досудебной стадии чаще инициировать назначение судебно-технологических экспертиз и экспертиз безопасности труда. Практиковать применение негласных следственных действий в отношении лиц, производящих проверку обстоятельств несчастного случая. Ввести специализацию следователей, имеющих опыт работы для расследования дел данной категории. Для совершенствования практики указанных следователей необходимо организовать специальные курсы, где изучать судебную практику по состоявшимся приговорам по указанной категории дел. Инициировать изменения в действующее законодательство относительно обязательного выезда госинспекторов труда на место происшествия в случаях летального исхода с потерпевшим", - сообщил начальник 1-го управления прокуратуры области Саят Абдильманов.
Уже через два месяца специалисты в области трудовых отношений будут подготовлены, заверил прокурор области, который собственно и признался, что на сегодня ни среди прокуроров области, ни среди полиции нет специалистов по расследованию несчастных случаев на производстве.
Марина Попова, Павлодар