На севере страны начали подключать к теплу соцобъекты, а жилые дома – в плановом порядке с начала октября. Однако ни эксперты, ни само министерство энергетики не уверены, что у тепловиков был шанс достаточно хорошо подготовиться к зиме. Буквально в начале недели вице-министр энергетики Жандос Нурмаганбетов выступил с докладом в правительстве, где отметил, что риску подвержены все города, а ремонт теплосетей пока завершен на 78%. На реконструкцию 133 километров из республиканского бюджета было выделено 109,5 млрд тенге.
Отметим, 1 сентября 2023 года в своем послании президент Касым-Жомарт Токаев отдельно уделил внимание теплоэнергетическому сектору, конечно, в том числе из-за шокировавшей всех казахстанцев аварии на Экибастузской ТЭЦ ночью 27 ноября прошлого года. Тогда в результате аварийного отключения котлоагрегатов часть города в 30-градусный мороз осталась без тепла, света и горячей воды. Ситуацию с подачей тепла не могли нормализовать всю зиму.
"Череда аварий на теплоэлектростанциях прошлой зимой остро высветила копившиеся годами проблемы изношенности инфраструктуры… Очевидно, что воплотить в жизнь новую экономическую модель без модернизации инфраструктуры невозможно. В разрабатываемом правительством инфраструктурном плане важно определить все проблемы данной отрасли и обозначить пути исправления ситуации", – сказал президент.
По информации заслуженного энергетика, управляющего директора НПП "Атамекен" Жакыпа Хайрушева, доля централизованного теплоснабжения в стране занимает 54,4%, из них 69% отпуска тепла производится ТЭЦ, около 31% – автономными котельными. При этом сохраняется высокий уровень децентрализованного печного отопления на уровне 44,6%.
Ежегодное производство централизованной теплоэнергии вырабатывается в диапазоне 50-70 млн Гкал. Потери по регионам достигают от 3% до 55%. Наибольшие потери происходят в Шымкенте, Жамбылской, Кызылординской областях. Наименьшие потери – в Атырау, Астане и Акмолинской области. Основная часть приходится на теплосети – до 78%.
7482 км, или 60% всех сетей, имеют износ 55% и выше. 5858 км, или 47% теплосетей, нуждаются в замене или реконструкции.
Кто виноват?
"Сентябрь – бо́льшая часть ремонтных работ закончена, хоть и не вся. Конечно, зимой также будут аварии и отключения, но, надеюсь, не столь серьезные, как прошлой", – говорит глава Союза энергетиков Марат Дулкаиров.
По его словам, речь в целом теперь уже должна идти не о ремонте, такое время прошло, теперь необходимо все менять. Часть активов в свое время была продана в частные руки, в этих контрактах должны были быть прописаны условия инвестирования, выполнение их нужно проверить.
"Могу сказать, что минэкономики руками антимонопольного комитета задушило отрасль энергетики. На протяжении нескольких десятилетий практически невозможно было поднять тарифы хотя бы на величину, необходимую для проведения капитальных ремонтов. У энергетиков появилось в обиходе даже выражение "косметический ремонт", который ничего не дает. Как они запрещали и привели ситуацию в патовую, так теперь пусть изыскивают достаточные средства для проведения реконструкции, модернизации, а где нужно – и к полной замене оборудования. Дайте денег, а энергетики знают, что делать и в какой последовательности", – говорит он.
С этим согласен Жакып Хайрушев, по его информации, казахстанская система теплоснабжения находится в таком состоянии, что требуется ее полное обновление, с обязательным переходом к новым технологиям, а модернизация теплосетевой инфраструктуры может быть обеспечена только с привлечением "длинных" денег и соответствующим ростом цены, в обмен на повышение эффективности и качество теплоснабжения.
По экспертным оценкам, для приведения объектов тепловой инфраструктуры в состояние, полностью удовлетворяющее требованиям надежности и качества жизнеобеспечения на всей территории страны, необходимо, по некоторым подсчетам, десятки триллионов тенге.
Понятно, считает Жакып Хайрушев, что бюджеты различных уровней не смогут обеспечить необходимое финансирование в полном объеме и в разумные сроки – соответственно, необходимо привлечение средств из внебюджетных источников. Основными механизмами внебюджетного финансирования процессов модернизации (реконструкции) теплового хозяйства на сегодняшний день являются частные инвестиции. При этом необходимо понимать, что "частные инвестиции", подаваемые со всех общественных трибун, – это не подарок и не благотворительность, это нормальный жесткий бизнес, в котором бизнесмен (инвестор. – Прим. ред.), вложив свои деньги (или даже приняв на себя кредитные обязательства), обоснованно рассчитывает вернуть в договорные сроки все вложенные средства и получить хотя бы минимальный доход.
"А какими могут быть в реальности источники возврата его инвестиций в рамках жестко регулируемой на государственном уровне деятельности, кроме тарифа или бюджетных субсидий? Экзотические для нашей энергетики способы финансирования типа эмиссии акций, выпуска "зеленых" облигаций, и прочее даже не рассматриваются. Соответственно, остаются только тариф и бюджет", – считает он.
О дефиците мощностей ТЭЦ говорит также ситуация на рынке электроэнергии. Как пояснил Inbusiness.kz специалист в области энергетики Андрей Волков:
"Казахстан как был, так и остается энергодефицитной страной в части собственной выработки. При общей потребности 16 ГВт в час вырабатывать мы можем 14,5 ГВт, это в пик. От 1 до 1,5 ГВт мы экспортируем из России. Плюс обеспечиваем среднеазиатский переток на Узбекистан, Кыргызстан. Ну и за этот энергопереток платим. Нюансы неизвестны, однако понятно, что игра в одни ворота, не в нашу пользу. Конечно, это проблемы KEGOC и минэнерго, на населении напрямую не отражается".
А вот покупка дорогой электроэнергии из России, по его словам, – это проблема, так как покупать приходится в часы так называемого утреннего и вечернего максимума, когда энергия дорогая.
"Теперь стоит вопрос строительства АЭС , который три года муссируется, но еще ничего для этого не сделали, до сих пор выбирают технологию, какая она будет: японская, американская, точно знаем, что не российская. То есть за 30 лет независимости не построили ни одну электростанцию, ни что-то существенное в плане ТЭЦ. Реконструкции и модернизации были, все ресурсы идут на поддержание того, что есть. К сожалению, четких планов до сих пор нет", – говорит Волков.
Что делать?
На протяжении этого года рынком были выработаны ряд предложений, которые, на взгляд экспертов, позволят без дополнительной нагрузки на бюджет модернизировать существующие энергетические мощности и привлечь столь необходимые для отрасли инвестиции.
В частности, по мнению Жакыпа Хайрушева, необходимо:
- внедрить долгосрочное тарифообразование ("тариф на 10 лет"), отказаться от ежегодного переутверждения тарифов в отношении модернизируемых объектов;
- перейти на стимулирующий метод тарифообразования с внедрением коэффициента эффективности и адекватной дивидендной политикой – инвесторы придут в отрасль только тогда, когда будут понимать, что смогут через дивиденды окупить свои инвестиции;
- отказаться от перекрестного субсидирования тепла за счет электроэнергии на ТЭЦ, отменить дифференциацию тарифов по группам потребителей и ввести адресную социальную помощь для социально уязвимых слоев населения.
Таким образом, считает он, государство дает тариф на 10 лет вперед для объектов энергетики, предоставляет льготное софинансирование, вводит стимулирующее тарифное регулирование, которое дает инвестору четкое понимание, когда он получит дивиденды, создает единого регулятора с целью быстрого решения вопросов и устранения несогласованности. В ответ рынок обязуется обеспечить модернизацию объектов, дать полную прозрачность по расходам, а также обеспечить долгосрочные 10-летние контракты с отечественными производителями оборудования с целью обеспечения казахстанского содержания отрасли.
При этом Марат Дулкаиров не согласен с политикой "тариф в обмен на инвестиции", так как тарифы, по его мнению, в этом случае будут астрономически высокими. Здесь нужны свободные деньги, не связанные с тарифом, которые, настаивает он, должно найти минэкономики.
Читайте по теме:
Никаких гарантий давать не можем – минэнерго о возможных авариях в отопительном сезоне