Самым дорогим по всей стране оказался удешевленный ГСМ для сельхозпроизводителей в Карагандинской области. На заседании Центрального совета Союза фермеров сами сельчане попытались найти ответственных, и апеллировали к своему "профильному" ведомству – министерству сельского хозяйства. Минсельхоз же в ответ предложил акимату совершенствовать менеджмент.
Ерлан Оспанов, представитель Карагандинской области, член Центрального совета Союза фермеров Казахстана заявил, что в регионе сложилась по меньшей мере странная ситуация с поставками удешевленного ГСМ. Конечная стоимость дизтоплива для фермеров складывается на уровне 123 тенге за литр (при начальной 105 тенге). При этом министерство энергетики определило для региона одного ресурсодержателя и оператора, тогда как акимат намеревался выбрать других.
"На выходе с НПЗ по 105 тенге берется, но почему-то в Караганду доставляется по 123 тенге. Наших фермеров это, конечно же, не устраивает, поскольку по логистике дорога складывается у кого-то за 300, у кого-то за 200 километров. Если мы просчитаем транспортные расходы, то фактически цена выйдет в соответствии с розничной ценой. Мы писали в акимат области, в ответ – тишина, - посетовал господин Оспанов. - Проблема возникает в чем? Это дополнительные убытки на транспортные расходы. Отгрузка дизельного топлива с одной нефтебазы приведет к длительным очередям. Возникнут простои в работе. (...) Сельхозпроизводители не получат нужной им поддержки, что приведет к росту стоимости производимой продукции и, соответственно, поставит под угрозу срыва все весенне-полевые работы. (...) Многие фермеры сейчас даже отказываются от этого удешевленного топлива в силу того, что большая нагрузка происходит, им неудобно по 2 тонны в месяц предоставленные вывозить".
Первый вице-министр сельского хозяйства Кайрат Айтуганов подтвердил, что о возникшей проблеме ему известно. Но тут же подчеркнул, что это не проблема Минсельхоза.
"Это единственная по республике – Карагандинская область. Я считаю, здесь вина все-таки руководства области, которое не отстояло данную позицию. И то, что затянули, прекрасно зная, кто этим занимается, и когда вы определяли своего поставщика, надо было с него спрашивать. Я буквально на прошлой неделе был в Актюбинской области, цена – 113 тенге. (...) Я сам работал заместителем акима Карагандинской области, знаю, как это делается, и цены у нас не повышались никогда. Это впервые в Караганде такое выскочило. То есть это не занимался акимат области. Может быть, был переходный период, я не знаю. Но там есть заместитель акима по селу, который за это отвечает".
Фермеры попытались возмутиться, мол, наценки необоснованные, цена высокая, но вице-министр был непреклонен: "Идите в акимат и разбирайтесь с замакима. Почему он не настоял? Я понимаю, смена акимов была, может, не до этого было. Но есть специальный человек, который отвечает за это. Да, эта цена высокая, я понимаю, и правильное возмущение. Надо работать с операторами, чтобы снижать данную цену. Но это не наш вопрос".
Представитель КХ "Болашак 1" Алтай Оспанов (Целиноградский район Акмолинской области) озвучил такие расчеты: в 2015 году стоимость ГСМ составляла 85 тенге за литр, в 2016 году – 95,5 тенге, то есть с повышением на 11,2%. В текущем году по Целиноградскому району отпускная цена дизтоплива составила 115 тенге, или с ростом на 13,1%.
"Все основные виды затрат идут пропорционально росту цены на дизельное топливо. И если проанализировать, получается, при пропорциональном повышении цены на другие энергоносители на уровне дизельного топлива, себестоимость пшеницы, допустим, если она в этом году составила у меня 43604 тенге, в следующем году она уже составит 49600, представляете? Все грузоперевозки, все транспортные расходы и так далее, все это если будет дорожать пропорционально на 13%, я думаю, получить реальную рентабельность по сельскому хозяйству будет вообще проблематично", - заявил он.
По селекторной связи в дискуссию вступил представитель управления сельского хозяйства Карагандинской области, заявив, что решение акимата о закреплении оператора проигнорировало министерство энергетики, назначив другую компанию. Но изменить точку зрения Кайрата Айтуганова не удалось.
"Почему по всей республике определилось, а именно Караганда выскочила? Значит, вы беззубые там. Работайте с министерством энергетики, определяйте. Что вы хотите с больной головы на здоровую перескочить. Это ваши проблемы. Сегодня уже начало апреля. Работайте с ними, что вы хотите, что Союз фермеров будет решать эти проблемы? Выходите на министерство энергетики, пишите нам, вы нам не написали, ни одного письма нет", - попенял он региональному управлению. В ответ прозвучали возражения, мол, письма отправляли, но ответа нет.
"Приезжайте сюда, Караганда недалеко, разбирайтесь. Вы сидите там, в окопах, а потом направляете фермеров сюда. Это ваши вопросы как госоргана, вы должны это решать", - отрезал вице-министр.
Ирина Севостьянова