"Казцинк" сильно помог своему акционеру – англо-швейцарскому трейдеру Glencore, владеющему почти 70% акций казахстанской горнометаллургической компании, получить больше доходов в 2024 году. Такую информацию корреспондент inbusiness.kz обнаружил в презентации по предварительным финансовым итогам прошлого года, размещенной на сайте иностранного владельца.
"Металлы и минералы – скорректированная EBITDA (прибыль до уплаты налогов, процентов, износа и амортизации. – Прим.) составила 5,8 млрд долларов, на 7% больше по сравнению с предыдущим периодом. Чистый прирост в основном отражает более высокие заработки "Казцинка" (более высокие цены на золото) наряду с улучшившимися поступлениями (около 0,3 млрд долларов в годовом исчислении) от наших алюминиевого и никелевого подразделений, частично компенсированными продолжающимся влиянием сжатых рынков концентратов на наши индивидуальные медные и цинковые металлургические активы (около 0,6 млрд долларов ниже в годовом исчислении)", – говорится в опубликованном документе.
В начале февраля inbusiness.kz писал, что "Казцинк" в 2024 году с учетом стороннего сырья снизил выплавку золота до 31,1 тонны с прежнего уровня в почти 35 тонн в 2023 году. При этом сама компания добыла 18,76 тонны драгоценного металла на своих рудниках, на 1% больше по году.
Как известно, за прошлый год цены на золото очень серьезно выросли более чем на 23%, с 2066 долларов за унцию в начале января до 2624 долларов в конце декабря 2024 года. Добыча золота не является основным бизнес-направлением Glencore, однако у "Казцинка" она приносила как минимум четверть выручки. Правда, снижение добычи драгоценного металла у казахстанской горнометаллургической компании предполагается в 2026 году, когда намечается завершение отработки рудника Васильковское в Акмолинской области.
Примерно в 2026-2027 годах у "Казцинка" ожидается также закрытие полиметаллического месторождения Малеевское, отмечается в презентации Glencore. В целом глобальный трейдер прогнозирует, что добыча собственного цинкового сырья у "дочки" в Казахстане будет расти в 2025-2026 годах, очевидно, за счет расширения производства на Жайремском проекте в области Улытау. Однако предполагается, что затем в 2027-2028 годах она снизится до уровня меньше 2024 года.
В любом случае благодаря росту цен на золото "Казцинк" вышел в плюс после двух лет убытков. Согласно предварительным расчетам, за 2024 год казахстанская горнометаллургическая компания сгенерировала выручку на 4,2 млрд долларов, что дало чистую прибыль в 308 млн долларов. За 2023 год продажи у "Казцинка" были на уровне 3,7 млрд долларов, а убыток составил 206 млн долларов, указывается в документации Glencore.
Напомним, в 2024 году в "Казцинке" сменилось руководство, что, очевидно, дало свои плоды, и компания после двух лет бумажных убытков вновь стала прибыльной. Несмотря на это, в Glencore вновь заговорили о продаже казахстанской "дочки". Сам трейдер за 2024 год, вопреки усилиям "Казцинка", неожиданно получил убыток на 1,63 млрд долларов, сообщал "Интерфакс", при общей выручке 230,9 млрд долларов.
Получение прибыли "Казцинком", очевидно, предполагает, что впервые за несколько лет он выплатит дивиденды своим акционерам – Glencore и "Тау-Кен Самрук", владеющему 29,8% акций. В последний раз горнорудный госхолдинг, входящий в "Самрук-Казына", получал дивидендные выплаты от аффилированной горнометаллургической компании в 2022 году на 88,8 млрд тенге за 2021 год, что вызвало возмущение.
Такая сумма являлась достаточно большой для "Тау-Кен Самрук", который за более 15 лет существования так и не создал доходных проектов, кроме, пожалуй, малорентабельного аффинажного завода в Астане. Сколько дивидендов от "Казцинка" госхолдинг сможет получить в этот раз, остается под вопросом – предположительно, их величина не превысит 60 млн долларов. Может статься, что только крохи от этих дивидендных выплат в итоге увидят "Самрук-Казына" и казахстанский госбюджет, ведь "Тау-Кен Самрук" нужно обслуживать кредит от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), взятый на разработку свинцово-цинкового месторождения Шалкия в Кызылординской области, чье освоение сильно запаздывает.
Читайте по теме:
Золотая комбинация: что стоит за евробондами Fortebank?