/img/tv1.svg
RU KZ
Звезды, автомобили, большой экран

Звезды, автомобили, большой экран

Алматинцы смогли посмотреть историческую драму «Томирис» на большом экране автокинотеатра «Тикетон».

08:40 04 Октябрь 2020 1101

Звезды, автомобили, большой экран

Автор:

Максим Морозов

Фото: Максим Морозов

Прохладным вечером 25 сентября в автомобильном кинотеатре «Тикетон», для автолюбителей и поклонников казахстанского кино состоялся показ драмы «Томирис», режиссера Акана Сатаева. Мероприятие прошло в рамках Дня города, а поддержали его Государственный центр поддержки национального кино, киностудия «Казахфильм» и команда Almaty Film Festival.

Организаторы постарались обеспечить практически бесконтактное посещение автокинотеатра, где зрителей встречает огромный экран и качественный звук, передаваемый в автомобиль по радиоволне.

А любители «киношных» традиций в онлайн-кинобаре могли заказать себе традиционный попкорн или другие закуски и напитки из меню кинобара.

«Мы понимаем, насколько соскучились казахстанцы по развлечениям вне дома, и автокинотеатры – это прекрасная возможность посмотреть кино на большом экране, при этом соблюдая все меры безопасности и не подвергая риску свое здоровье», – подчеркнула генеральный директор сервиса «Тикетон» Виктория Торгунакова.

Автомобильный кинотеатр, расположенный на территории КЦДС «Атакент», одновременно может принять более двухсот автомобилей. Но в период ограничений, связанных с пандемией коронавируса, организаторы специально расставляют автомобили таким образом, чтобы соблюсти социальное дистанцирование.

Кинотеатр под открытым небом открылся еще в августе и стал одним из мест вечернего досуга горожан. Стоимость билетов на киносеанс – от 3000 до 5000 тенге в зависимости от места и ряда в автокинотеатре.

Киносеансы здесь проходят четыре дня в неделю. В четверг и в воскресенье проходят по два сеанса – в 19:00 и в 23:00. А в пятницу и субботу показ идет только в 23:00, после концертов под открытым небом.

Концертная программа начинается около 19:00 и собирает поклонников «живых» выступлений казахстанских исполнителей. Концертная программа длится от двух до трех часов и заканчивается около десяти часов вечера. 

Стоимость билетов на «автоконцерт» – от 9500 и до 12 500 тенге, и, как и на выступлениях в концертных залах, зависит от мест в «зрительном зале». Чем ближе к сцене будет стоять автомобиль со зрителями, тем, естественно, дороже будут билеты.

Киносеансы а автокинотеатре и концерты под открытым небом стали настоящей отдушиной для горожан, долгое время находившихся дома из-за карантинных ограничений. Бесконтактные просмотры фильмов и концерты позволяют людям насладиться искусством, в том числе и казахстанским, минимизировав при этом риски. Подобные форматы уже много лет занимают определенную нишу в индустрии развлечений во всем мире, а во время ограничений приобретают еще большую популярность. Единственное, чего еще не хватает, так это шоу-программ для маленьких любителей искусства.

Максим Морозов


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Бибигуль Суюншалина: «В 15 лет я зарабатывала больше, чем сейчас»

«Смешные пандемийные гонорары» – почему казахстанские актеры предпочитают сниматься за границей.

20 Октябрь 2020 08:17 1359

О защите актерской профессии заговорили в Казахстане. Киноцентр инициировал создание Ассоциации кастинг-директоров, которая займется решением проблем киноартистов: низкие гонорары, условия съемок, практически полная невостребованность в карантинный и посткарантинный периоды. Актриса Бибигуль Суюншалина, которая в последние годы успешно снимается и в Казахстане, и в России, в интервью корреспонденту Inbusiness.kz рассказала о главных бедах казахстанского актера и объяснила, почему ей хочется сниматься больше у российских режиссеров.

Бибигуль, давайте поговорим о Вашей занятости на сегодняшний день, как пандемия сказалась на актерской профессии в Казахстане, есть ли у Вас сейчас проекты?

Если говорить о периоде с начала пандемии, то у меня сорвалось где-то пять проектов. Из них три в Москве. Это полнометражный фильм и главная роль, сериал – одна из главных ролей, сорвалась передача, в Казахстане – полнометражный исторический фильм. И если первые три проекта сорвались из-за пандемии, где-то отложили съемки на год, в другом сократили количество персонажей, то полнометражный фильм «Кажымукан» для меня закончился по причине моей болезни, то есть я сама заболела коронавирусом и не смогла участвовать в съемках. И это тоже последствие пандемии для меня в моей карьере. Так что по-разному сказалось.

Насколько это критичное, непривычное положение дел для Вас? Профессия актера, она ведь, в принципе, не предполагает стабильность… Сравним востребованность в докарантинное время и после?

У меня никогда не было такого большого перерыва в работе. То есть у меня всегда или хотя бы раз в четыре месяца был хороший проект – или в России, или в Казахстане. Если здесь ничего интересного не было, я уезжала в Россию. А уж тем более в этот сезон – чаще всего снимают кино летом и в первую половину осени. То есть всегда работа была, а сейчас, конечно, намного меньше проектов, к сожалению. Но конкретно в данный момент у меня есть проекты, есть занятость.

У Ваших коллег такая же ситуация?

Я думаю, да, хотя, возможно, не у всех. Вот те, кто работает в казахскоязычных сериалах, у этих актеров, наверное, работа есть.

Бибигуль, а если без проекции на коронавирус давайте поговорим в целом о состоянии киноотрасли в Казахстане – какую оценку работы нашей индустрии кино Вы можете дать?

На мой взгляд, самая большая проблема – это кинопрокат. У нас очень много нечестных кинотеатральных сетей, которые дают неправильные цифры кинопрокатчикам. Я слышала о таких ситуациях от коллег не раз, о том, что они отправляют заниженную отчетность, якобы зал был пустой, при этом ставят по шесть сеансов этого фильма в день. Ну так же не бывает – фильм, на который зритель не идет, кинотеатры не будут крутить по шесть-семь раз ежедневно. А они отправляют нули, что в зале никого не было, полупустые, хотя заполняемость высокая. Это очень серьезная проблема. Второе – вопрос борьбы с пиратством, которой сегодня активно поднимает Государственный центр поддержки национального кино, насколько я знаю. И я думаю, если хотя бы эти две глобальные проблемы решить, казахстанскому кинематографу станет намного легче. Потому что у нас и так небольшой рынок. Для того чтобы фильмы больше собирали в прокате, нужно, конечно, чтобы честно кинотеатры отчитывались, и, повторюсь, если будет меньше пиратства, мы сможем зарабатывать на онлайн-платформах. И вообще, я считаю, что Казахстану нужно выходить хотя бы на рынок Средней Азии, тот же Узбекистан, Кыргызстан. Было бы здорово, если бы какие-то проекты появились в ближайшее время с нашими ближайшими соседями. Я не говорю про Россию, там очень закрытый рынок, насколько я знаю, для кинопроката. Но у нас есть соседи – узбеки, киргизы, да даже таджики, если хотя бы на эти страны Казахстан будет показывать фильмы, уже гораздо лучше будут обстоять дела в нашем кинематографе. Еще один вопрос, который бы хотелось поднять в разговоре о развитии киноиндустрии, – беспредел, который сегодня происходит относительно переработок актеров. Бывают такие продакшены, в которых люди работают по 15-16 и более часов в день, и продолжают это делать, не требуя при этом какую-то дополнительную оплату за переработку. Потому что цепляются за свою работу и не хотят потерять место. Мне кажется, это совершенно неправильно. Как-то нужно регламентировать максимальное количество часов работы в киноотрасли. Когда человек работает большую часть своей жизни и при этом не получает денежное поощрение – это плохо. И было бы здорово, если бы государство взяло этот вопрос под контроль.

Но пока кинотеатрам, как говорится, не до отчетности. Согласны ли Вы со мнением, что сегодня вокруг кинотеатров сложилась вопиюще несправедливая ситуация, когда уже работают рестораны, кафе и театры, а кинотеатрам все равно выставляют запрет на открытие?

Я не понимаю вообще, как это возможно и чем отличается кинотеатр по социальной дистанции от какого-нибудь бара, забитого под завязку, или того же театра, я не знаю. Может, это какой-то заговор. Честно, ни я, ни мои коллеги, никто не может понять, почему кинотеатры до сих пор не открывают.

Бибигуль, совсем недавно стали говорить о создании Ассоциации кастинг-директоров. Как обещает киноцентр, ассоциация будет решать главные проблемы казахстанских актеров. А в их числе некорректное отношение к актерам со стороны авторов картин, когда режиссеры позволяют резать актерские гонорары, например… Что думаете?

Да, но только это делают не режиссеры, а чаще продюсеры. Во-первых, я считаю, что, конечно, база кастинг-директоров и актерская база должна быть единой. То есть я, например, как продюсер, столкнулась с такой проблемой – снимала фильм короткометражный, мне нужны были актеры, я не нашла такого ресурса, где я бы могла просмотреть анкеты людей в Интернете и самостоятельно их вызвать. Мне пришлось обращаться к своим знакомым, друзьям, и я считаю, что это неправильно. Много красивых сайтов, но нужной информации нет. Хотя у меня самый простейший, элементарный запрос: мне нужна была в Казахстане женщина 25-30 лет, самый ходовой возраст, азиатской внешности, и я не нашла. Будет здорово, если такая база появится. И вообще, я считаю, что казахстанским киноактерам, так же как и всем в кинопрофессии, нужно объединяться в профсоюзы по примеру России и не позволять демпинговать по ценам, то есть должно быть так – определенная медийность, равно определенный гонорар. И никто не должен спускать ниже. Поэтому я поддерживаю инициативу киноцентра сделать тарификацию актеров. У нас у всех должны быть одни интересы, когда есть социальная защищенность, и, безусловно, все это повлияет только положительно на рынок. Непрофессионалы таким образом отсеются, останутся люди, которые действительно из профессии.

А как в целом Вы оцениваете уровень актерского гонорара в Казахстане?

Он достаточно низкий. Особенно эти пандемийные гонорары – они вообще смешные. Я когда начала работать в 15 лет, я тогда больше зарабатывала, чем сейчас.

Можно ли думать, что Вы поддерживаете идею штрафов и денежных наказаний продюсеров и режиссеров, если им захочется обидеть актера?

Нет, здесь нужно разбираться. Здесь должны не продюсеры страдать, продюсер распределяет тот бюджет, который есть. И, если у него на съемки сериала выделен копеечный бюджет, он не может при всем своем желании создать хорошие условия актеру. Это должно с более высоких кругов начинаться. С проблемы инвестирования, нужно активно подключать больше в кинематограф частный бизнес, или речь может идти опять-таки о государственной поддержке. Но деньги в отрасли должны быть, чтобы можно было нормально платить актерам. Другой момент – когда деньги распределяются неправильно, бюджет выделен был один, а до исполнителя доходит только 30% от этого, конечно, нужно искоренять, по крайней мере для государственных проектов точно. Если это частное инвестирование, то это уже дела их самих, я думаю. Очень много историй, когда денег зарабатывают много, продюсеры фильм отбивают, но кому-то не платят. А у наших людей нет привычки судиться. Вот буквально недавно слышала такую историю, не хотелось бы называть имена, но такое случается постоянно, к сожалению.

А Вам известно, как сейчас обстоят дела с частным инвестированием в казахстанское кино?

Честно говоря, нет. Для меня это новая сфера, я только начинаю работать как продюсер, и с этим пока не сталкивалась, и не хотела бы сталкиваться, пока определенного опыта не наберусь, потому что это, бесспорно, достаточно опасно и рискованно. Одно дело, когда это государственный проект, если он отбивается, то хорошо, если нет – в любом случае нет личной ответственности. А если это конкретный человек вкладывает свои деньги – тебе нужно будет перед ним отчитаться. И я к этому пока не готова.

Бибигуль, резюмируя все, о чем мы с Вами поговорили, интересно вот что – скажите откровенно, видите ли Вы в казахстанском кино свое будущее?

Честно говоря, я надеюсь, что в ближайшее время я буду больше работать за границей, с Россией по крайней мере. Потому что с тем, сколько платят в данный момент здесь, я не вижу больших перспектив для себя. Это какая-то определенная жизнь, я бы даже сказала, определенное существование. Может быть, эта ситуация изменится, я надеюсь.

А насколько российское кино открыто и лояльно к казахстанским актерам? Насколько нашим артистам реально попасть в российское кино?

Когда в России работаю, я не чувствую какого-то притеснения или каких-либо проблем. Там судят человека по его профессионализму, и нет никакой разницы, откуда он. В Москве не так легко, в принципе, найти кого-то из Москвы. Это город, состоящий из тех, кто туда приезжает со всех регионов СНГ, и удивить кого-то тем, что ты из Казахстана, или Кыргызстана, или из какого-то маленького провинциального российского городка, никто не обращает на это внимания. Имеет значение только то, как ты работаешь, и все.

Мадина Ерик


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Какие гонорары будут получать казахстанские звезды?

Актеров и кастинг-директоров в Казахстане тарифицируют.

13 Октябрь 2020 17:28 2936

В Казахстане создают Ассоциацию кастинг-директоров. Новое объединение займется решением самых наболевших вопросов в киноиндустрии, касающихся работы актеров и ответственных за их подбор специалистов. Инициатором создания ассоциации стал Государственный центр поддержки национального кино. Предложение было озвучено в ходе круглого стола в рамках Kazakhcinema days.

Защищать интересы актеров и кастинг-директоров необходимо не только для здорового развития отечественной кинематографии, считает председатель правления НАО «ГЦПНК» Гульнара Сарсенова. У наших актеров должен быть статус для их продвижения на международном уровне, и данный статус предполагает прежде всего востребованность, высокие гонорары, авторитет.    

«Я считаю, что кастинг-директора и вообще кастинги в кино, в мировом кино играют решающую роль. На Берлинском кинофестивале я была поражена – кастинг-директора объединены в огромную всемирную организацию, которая работает уже около пяти лет. Они обмениваются своими актерами, активно сотрудничают, каждая страна имеет право представить своих топовых актеров для всемирного кастинга. И я очень хочу, чтобы у нас в стране организовалась Ассоциация кастинг-директоров, которая могла бы влиять на продвижение наших актеров на международный кинорынок, чтобы дать возможность нашим актерам, которых я считаю очень талантливыми. Америка чем сильна? Там скажут – нужен такой-то гонорар, и все, не поспоришь, хоть умри, но сделай. И я хочу, чтобы наших актеров также не воспринимали как «вторичку», чтобы мы тоже диктовали. Мы этого достойны. У нас самобытная кинематография, и мы достойны того, чтобы нас воспринимали на должном уровне», – сказала Гульнара Сарсенова.

Заслуженная артистка Казахской ССР и кастинг-директор по совместительству Жанна Куанышева обратила внимание участников круглого стола на условия работы кастинг-директоров. По ее мнению, это тяжелый труд, за который зачастую берутся непрофессионалы, не понимая масштабы работы и ответственности. Как результат – на съемочной площадке оказываются дилетанты, и тогда о качестве картины говорить не приходится. А тем, кто выполняет свою работу добросовестно, приходится выкладываться, по сути, за копейки.           

«Ведь мы консультанты режиссеров и продюсеров, все знают, что на нас ложится очень большой объем работы. Если говорить о проблемах – что такое кастинг-директор? Это первый аналитик, который прочтет синопсис. Второе – это человек, который близок по ментальности, по духу режиссеру-постановщику. Режиссер что-то подумал, непонятно сказал, кастинг-директор должен четко понять, что от него хотят, какие актеры под какую роль подойдут. Для этого нужен профессиональный опыт, который нарабатывается годами. Ну хорошо, набирается 40 человек – исполнителей на все позиции, начинается видеокастинг, а это значит, нужно научить актера тексту, развести мизансцену и снять самой этот процесс. Дальше – утверждение актеров. Режиссер сидит ждет, как ты преподнесешь этого актера, что ты о нем расскажешь, от этого многое зависит. Потом начинаются проблемы с договорами, с занятостью этих самых актеров. В итоге кастинг-директор бегает по съемочной площадке с текстами, как коуч, учит то одного, то другого. И поверьте, все это за совсем небольшие деньги. Хорошо, что мы собрались. Эти вопросы нужно решать», – высказалась Жанна Куанышева.

С коллегой согласилась Мадина Алимкан, кастинг-директор с многолетним опытом. В своем выступлении она озвучила необходимость кадровой чистки на этом рынке – с актерами и режиссерами должны работать только профессионалы, которые получили соответствующее образование и подтвердили его.  

«Самая большая проблема, когда приглашают дешевых кастинг-директоров, которые называют себя кастинг-директорами, хотя еще вчера работали на крафте. Когда у тебя 80 играющих ролей, а массовку я тоже называю ролями, потому что с каждым нужно отработать, приходит какая-нибудь девочка и загоняет тебе целую толпу, мол, выбирай. Я работала долгое время вторым режиссером и прекрасно понимаю, каким должен быть кастинг-директор. Он должен быть с режиссерским образованием, должен понимать, что такое актерский ансамбль, какого человека он должен предложить, а зачастую сейчас они не знают, что такое типаж. Поэтому у меня такое предложение – кастинг-директора должны проходить повышение квалификации. Без этого его нельзя тарифицировать и давать работу», – считает Мадина Алимкан.

Кастинг-директор Жайна Абди, опираясь на свой опыт, отметила, что та ситуация, которая сложилась сегодня при проведении кастингов, конечно, сказывается на отношении к актерам. Тех, кто должен быть замотивирован и одухотворен в кадре, перед этим сильно «ломают» – пренебрежением, гонорарами, условиями работы.     

«Кастинг-директора должны быть психологами. Им приходится работать и с ребенком, и со взрослым, и с животными. И у нас очень сильно принижают актеров. Отвратительное отношение к актерам со стороны продюсеров. Если человек живет за чертой города, они говорят – мы вас не привезем. Если человек живет за улицей Жандосова, они говорят – пусть сам добирается до этой точки. И настроение у актера испорчено уже с утра. Все время приходится всего добиваться. Бывают моменты, когда нужен именно этот актер, только он сыграет эту роль, а мне говорят – сама договаривайся, у нас такой-то бюджет. Приходится звонить самой, просить. Есть такие компании, которые заставляют кастинг-директора бесплатно находить массовку, договариваться бесплатно, актер, который стоит 1000 долларов, требуют, чтобы он снимался за 50 тысяч тенге, доходит до того, что актеров заставляют делать самим трюки на съемочной площадке, бывает, что без страховки», – возмутилась Жайна Абди.

В резюме круглого стола его участники внесли сразу несколько пунктов, которыми предстоит заняться новой ассоциации:

  1. Разработать тарификационную сетку для актеров Казахстана в зависимости от их опыта, образования, знания языков и других качеств.
  2. Предусмотреть штрафные санкции для режиссеров и продюсеров, позволяющих себе неуважение к актерской профессии.
  3. Разработать тарификационную сетку для кастинг-директоров в зависимости от их опыта, кейса и образования. 
  4. Организовать мастер-классы для кастинг-директоров, где будут готовить действительно нужных рынку специалистов.

«Для меня актер – Бог на площадке, не режиссер, не оператор, а актер. Именно он претворяет все наши планы и надежды на хороший фильм, актер все это вытаскивает. И обязательно, чтобы кастинг-директор был на уровне, чтобы у него была своя тарификация и он получал хорошие деньги. Это должно быть реально, потому что кастинг-директор – это тот, от которого зависит успех фильма. Государственный центр поддержки национального кино только «за» все это. Ассоциация кастинг-директоров – это как профсоюз. А профсоюзы всегда были сильны в своих требованиях», – заключила Гульнара Сарсенова.

Сара Бухина


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!