"Евразия" отзовется участками

12132

Несколько десятков блоков в Прикаспийской впадине не попадут на аукцион Минэнерго из-за приоритетности геологоразведки "КазМунайГаза".

"Евразия" отзовется участками Фото: kursiv.kz

Ряд участков недр, которые планировалось выставить на аукционе Министерства энергетики в июне, не попадут на конкурентные торги по просьбе "КазМунайГаза". Об этом в кулуарах правительственного часа в мажилисе сообщил министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев.

"Мы предполагали в первой половине года 48 месторождений выставить на аукцион. Но компания "КазМунайГаз" и проект "Евразия" вышли сейчас на министерство. Они предполагают, что в Прикаспийской впадине не нужно, так скажем, раздавать на аукционе пока месторождения, потому что они предполагают во второй половине года привлечение стратега, который даст carry-финансирование (финансирование одного участника проекта за счет другого на условиях возврата средств. – Ред.). Во второй половине года будут активные переговоры. Поэтому мы просто пока на полгода в Прикаспийской впадине – это не месторождения, скажем, а участки недр, на которых нужно проводить геологоразведку, придержали до конца года по просьбе "КазМунайГаза". По другим областям, которые не входят в Прикаспийскую впадину, от Кызылорды, Актобе, Караганды, Костаная и так далее, мы 11 таких крупных участков выставляем на аукцион. Надеемся, мы в первой половине года его проведем", – сказал министр, отвечая на вопрос abctv.kz.

О проведении аукциона на получение прав недропользования для проведения геологоразведки на 48 участках недр в Атырауской, Мангистауской, Западно-Казахстанской, Актюбинской, Жамбылской, Кызылординской, Карагандинской и Костанайской областях энергетическое ведомство объявило в апреле.

Позже на сайте было опубликовано объявление об уточнении участков недр, выставленных на торги, до 11 единиц. Новый список предполагает геологоразведку блоков на площадях только в Мангистауской, Жамбылской, Кызылординской, Карагандинской и Костанайской областях. Ожидается, что аукцион состоится 27 июня.

Напомним, что проект "Евразия" предполагает бурение сверхглубокой скважины длиной 15 км для геологического изучения Прикаспийской впадины. В проекте участвуют ТОО "КМГ-Евразия", Agip Caspian Sea B.V., ООО "РН-Эксплорейшн", CNPC International Ltd., SOCAR, NEOS Geosolutions, уточнял ранее abctv.kz. Недавно из проекта из-за угрозы американских санкций вышла "Роснефть", сообщал телеканал "Астана", но к нему присоединилась компания Shell.

Кроме того, отвечая на вопросы журналистов, министр Бозумбаев сообщил, что каких-либо новых сведений о том, состоится ли сделка между "КазМунайГазом" и китайской CEFC по приобретению 51% пакета в KMG International, которая контролирует румынские активы "КМГ", включающие "Ромпетрол", нет.

"Нет, никаких новых данных нет", – заявил министр.

Отметим, недавно мировые СМИ сообщили, что сделка по покупке пакета акций "Роснефти" китайской CEFC сорвалась из-за несостоятельности последней. Ее руководитель находится под стражей, работники увольняются, а компанию по частям раскупили госкорпорации КНР.

Риск того, что сделка между "КазМунайГазом" и CEFC не состоится, очень велик, поэтому нефтегазовая нацкомпания может не получить 680 млн долларов, которые китайская компания обещала выплатить за 51% KMG International. На днях газета "Коммерсант" со ссылкой на Bloomberg сообщила, что CEFC объявила о дефолте.

Между тем социальная нагрузка в виде 16 млн тонн нефти, которые будут поставляться на казахстанские НПЗ для переработки в этом году, теперь будет распределяться более эгалитарно.

"Порядка 60 процентов из 16 миллионов тонн перерабатываемой нефти дают месторождения Актюбинской и Кызылординской групп месторождений. Это так получилось, что они исторически находятся рядом – одна со ШНОСом, другие там ближе к Павлодару и к ШНОСу тоже. Что касается Атырауской области и Мангистауской – они чуть более 30 процентов, эти месторождения поставляют на Атырауский НПЗ. Это неравномерно, понятно, что владельцы и менеджмент компаний Актюбинской и Кызылординской областей резонно ставят вопросы. Поэтому мы с прошлого года реализуем проект по реверсу нефтепровода Кенкияк – Атырау, чтобы с Атырауской области западная группа месторождений, до шести миллионов тонн нефти мы могли бы поставлять на Павлодарский и особенно Шымкентский НПЗ. Тогда в целом загрузка около 50 процентов по всем группам месторождений, за исключением Кашагана, Карачаганака и Тенгиза", – рассказал Бозумбаев, комментируя вопрос abctv.kz о том, какие месторождения будут поставлять нефть для переработки внутри Казахстана в 2018 году.

С гигантских месторождений нефть может поставляться только по рыночным ценам, напомнил министр.

"Если вы спросите почему, я могу сказать, что ничто не мешает нам и сейчас покупать на Тенгизе, на Карачаганаке, на Кашагане нефть и перерабатывать ее на наших НПЗ. Просто цена рыночная будет. Соответственно, если мы хотим сохранить цены, как сейчас на рынке, на нефтепродукты, мы, к сожалению, пока не можем в эту экономику вписать цены на высококачественную нефть с этих трех месторождений. Но качество Кашагана, допустим, позволило бы улучшить выход на том же Атырауском НПЗ, там много светлых нефтепродуктов в нефти структурно", – добавил глава Минэнерго.

Комментируя вопрос одного из депутатов о возможности биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, руководитель энергетического ведомства отметил, что это направление будет развиваться в перспективе.

"Мы поддерживаем депутатскую инициативу по сжиженному газу. Там будет электронная торговая площадка, поэтапно, год за годом необходимые объемы сжиженного газа будут торговаться через электронную торговую площадку, что позволит нам избежать многих негативных моментов, которые сейчас происходят в торговле этим видом нефтепродуктов. Надеемся, что в следующем году мы этот принцип отработаем. Это будет для нас пилотный проект в такой электронной торговле нефтепродуктами", – пояснил Бозумбаев.

После пилотного внедрения предполагается распространить электронный вид торговли полностью на все виды нефтепродуктов, которые производятся в стране. В первую очередь это будет касаться бензина, дизельного топлива и авиакеросина.

"Соответствующую разработку нормативных документов мы ведем, близки к завершению. С Kazenergy последний год занимаемся, разные споры были. Большая работа предполагала два этапа – это нефть на внутренний рынок через биржу. Затем те, кто покупает эту нефть, заключает договоры с нефтеперерабатывающим заводом, перерабатывается, и нефтепродукты опять через биржу на внутренний рынок, а на экспорт могут напрямую продавать", – разъяснил министр.

По его словам, первый этап предполагает торговлю нефтепродуктами через биржу, а через определенное время на втором этапе начнутся биржевые поставки нефти на внутренний рынок.

"Во-первых, это нам даст прозрачность при переработке нефти на внутреннем рынке. И во-вторых, даст для нефтедобывающих компаний, компаний-трейдеров возможность получения казахстанских котировок. Для того чтобы не спорить с налоговыми органами при определении справедливой цены на внутреннем рынке и цены, при которой налогообложение справедливо, нам необходимы будут котировки биржевые. Нефтяники активно поддерживают эту идею, думаю, что мы в этом году закончим проект разрабатывать, или в конце нынешнего года, или в следующем году к вам зайдем с этим проектом", – спрогнозировал Бозумбаев, обратившись к депутатам.

Говоря в своем выступлении о перспективах добычи метана из угольных пластов, министр энергетики подтвердил, что в этом направлении "КазМунайГаз" и несколько частных компаний провели определенную работу.

"Были пробурены геологоразведочные скважины, получен приток газа, изучены керны, проведена определенная интерпретация. К сожалению, работа еще не закончена.

Надеемся, в этом году она будет закончена, и определенный объем газа метана будет поставлен на баланс ГКЗ (государственная комиссия по запасам. – Ред.) "Казтрансгаза". После этого можно будет определиться по способам, возможностям и срокам добычи этого метана, особенно в Карагандинском угольном бассейне. Там свои проблемы тоже есть, связанные с тем, что у "КазМунайГаза" в основном сейчас нет возможности финансировать геологоразведочные работы самим, они в основном carry-финансирование делают, то, что в прежние годы самостоятельно. Поэтому мы здесь будем привлекать другие частные компании тоже, чтобы вместе с "КазМунайГазом" работали", – рассказал Бозумбаев.

Отвечая на вопрос депутатов об использовании газомоторного топлива, министр энергетики пояснил, что Казахстан является одной из немногих стран, которая потребляет в автотранспорте почти миллион тонн сжиженного природного газа пропан-бутана (компримированный газ SNG).

"В основном в мире для автотранспорта все используют метан. Газ, который в магистральных трубопроводах, его сжимают, компримируют, и он затем в баллонах, ставится в машину аппаратура для подачи, и двигатель внутреннего сгорания далее сжигает его для получения энергии. Сжиженный же обычный природный газ используется для нужд нефтехимии. Только очень богатые страны могут позволить себе сжиженный природный газ сжигать в моторах своих двигателей", – отметил министр.

Поэтому в ведомстве по инициативе "КазМунайГаза" была создана рабочая группа под руководством Бозумбаева и проведено совещание.

"Мы прорабатываем вопросы, связанные с местными исполнительными органами, в первую очередь там, где есть газопроводы, есть природный метан, который по газопроводам идет. С местными исполнительными органами мы составим дорожные карты, четко по срокам, перечень инвесторов, которые будут газокомпрессорные и распределительные станции строить, и виды оборудования – каким образом мы будем автомобилистам это дело предлагать. В таком случае значительно снижаются выбросы в окружающую среду по сравнению с бензином и особенно дизельным топливом. И мы эту работу будем активно проводить. А высвободившийся почти миллион тонн сжиженного газа можно было бы лучше направлять для развития газохимии в нашей стране. Эту работу в рамках концепции хотим подкорректировать", – сообщил глава Минэнерго.

Данияр Сериков

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться