В марте 2018 года по запросу Комитета по ЧС Министерства внутренних дел министерствами здравоохранения и сельского хозяйства была определена потребность в авиационной технике.
Учитывая необходимость обеспечения инфраструктуры, компания "Казавиаспас", предоставляющая авиауслуги госорганам в сфере гражданской защиты и спасательных работ, предложила осуществить приобретение в течение пяти лет. Согласно предварительным расчетам, необходимая сумма составит около 130 млрд тенге. Вместе с тем решение, в какие годы и какие будут выделены суммы, будет приниматься компетентными государственными органами после завершения реализации дорожной карты, сообщили в ведомстве в ответ на запрос abctv.kz.
Отметим, что сборка, дальнейшее обслуживание и обучение на данных вертолетах осуществляется компанией "Еврокоптер Казахстан инжиниринг" в Астане, рассказали в компании.
"Средняя стоимость одного вертолета ЕС-145 на данный момент не определена, предложение в рамках дорожной карты по приобретению специализированной техники находится на стадии разработки", – уточнили в авиакомпании.
Напомним, проект по крупноузловой сборке вертолетов в Казахстане осуществляется на паритетной основе дочерним предприятием НК "Казахстан инжиниринг" – ТОО "СП "Еврокоптер Казахстан". При этом 50% долевого участия – у АО "НК "Казахстан инжиниринг" и 50% – у франко-германской корпорации Airbus Helicopters. Совместное предприятие создано в апреле 2011 года по инициативе Нурсултана Назарбаева и Николя Саркози. Открытие завода состоялось в 2012 году.
Закономерным возникает вопрос, почему выбор пал на вертолеты производства "Еврокоптер" и насколько российские вертолеты дешевле европейских аналогов? Как сообщили в "Казавиаспасе", в России выпускается вертолет подобного класса под названием "Ансат", однако таких летных машин пока выпущено всего 16 единиц. По данным экспертов, также есть российский вертолет среднего класса К-62, но он еще не сертифицирован.
"На Россию мы смотрим в плане приобретения тяжелых вертолетов класса Ми-8, К-161 – это лидеры в своем классе. Средние вертолеты Россия пока предложить не может", – говорится в официальном ответе.
К слову, генеральный директор "Казавиаспаса" Андрей Косолапов на пресс-конференции в июле сообщил о заявке авиакомпании на пополнение парка еще 20 самолетами. В частности, "Казавиаспас" в рамках увеличения авиационной техники предлагает приобретение двух тяжёлых самолётов С-295. Стоимость приобретения самолетов на данный момент не определена, пояснили чиновники.
На вопрос, связано ли решение "Казавиаспаса" докупить вертолеты производства Airbus с проведением расследования в отношении Николя Саркози и казахстанских олигархов и недавней просьбой французской стороны о выполнении Казахстаном контрактных обязательств по приобретению винтокрылых летальных аппаратов европейского концерна, в ведомстве ответили, что "данный вопрос не входит в компетенцию АО "Казавиаспас".
Между тем посол Франции в Казахстане Филипп Мартинэ в комментарии abctv.kz отметил, что "Еврокоптер Казахстан инжиниринг" является важным совместным предприятием.
"Это важный стратегический проект в рамках партнерства между Францией и Казахстаном. 10 месяцев назад я приехал в Казахстан и постоянно стараюсь развивать рынок совместного предприятия. Когда мы говорим о СП, мы имеем в виду, что у нас есть совместные интересы, и это не только Airbus и Франция с одной стороны и Казахстан с другой стороны – это наши совместные интересы. Они заключаются в том, чтобы развивать это предприятие и компетенции. Я встречался с рядом акимов в Актау, Атырау, Усть-Каменогорске и каждый раз говорил о вертолетах, о необходимости развивать это совместное предприятие. Мы рады, что есть такая новость со стороны "Казавиаспаса", и надеемся, что это только начало", – сообщил Филипп Мартинэ. В июне посол Франции говорил о том, что проекты, касающиеся вертолетов и спутников, будут осуществляться.
"Мы, конечно, очень бы хотели, чтобы до конца этого года были уже подтверждения намерений казахстанского правительства. Это касается спутников, это касается нового контракта для поставки, производства здесь спутников, и это касается вертолетов Н145 (производства компании Airbus Helicopters. – Ред.), которые, в принципе, уже должны были поставить в Казахстан. Но пока мы понимаем, что окончательного ответа нет. Это связано с тем, что мы не получаем госзаказы", – указывал дипломат.
Напомним, в ноябре 2017 года во французском подразделении Airbus прошли обыски в рамках расследования по делу о продаже в 2010 году вертолетов и спутников в Казахстан. Тогда во Франции было инициировано следствие о незаконных комиссионных на сумму 8,8 миллиона евро, выплаченных в ходе этой сделки, сообщал телеканал "Астана". В комментарии abctv.kz посол Франции подтвердил, что в настоящее время расследование в отношении Airbus продолжается.
Майра Медеубаева