"Мобильный" вывод из тени

10414

50 тысяч нелегальных такси теперь будут платить налоги.

"Мобильный" вывод из тени

Вслед за выводом из теневого сектора самозанятых казахстанцев государство намерено взяться за таксистов. Если в первом случае на вооружение берётся пряник в виде единого совокупного платежа (ЕСП), то в сфере транспорта будет использоваться кнут: ставшие популярными мобильные приложения такси хотят заставить работать только с теми водителями, которые осуществляют перевозки на законном основании.

Напомним, что в ближайшее время Министерство труда и социальной защиты населения намерено представить в Парламент законопроект по вопросам формализации самозанятых, в котором предполагается ввести ЕСП. О нём на открытии новой сессии Парламента говорил и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Так, власти намерены вывести из тени около 2,1 миллиона человек, занятых неформально, то есть не зарегистрированных в государственных базах данных.

Среди них 805,5 тыс. человек являются наёмными работниками без трудовых договоров, 22,6 тыс. – незарегистрированными индивидуальными предпринимателями, около миллиона – непродуктивно самозанятыми, а 247,5 тыс. относятся к категории незарегистрированных безработных.

Причём 85% теневой экономики формируют четыре сектора: сельское хозяйство, торговля, операции с недвижимостью и транспорт. В них работает 73% неформально занятого населения – это около миллиона человек.

И если с введением ЕСП гражданин, оплачивая одну процедуру, автоматически будет погашать четыре – это и оплата индивидуального подоходного налога, причём в этом "пакете" урезанная в 10 раз, обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ и взносов на социальное и медицинское страхование, то за таксистов, работающих в тени, взялись с особым упорством. Кроме стимулирования "пряником", государство намерено использовать и "кнут", посягнув на самое доходное и популярное для клиентов – мобильные приложения.

Председатель Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию (МИР) Асет Асавбаев совсем не против того, что в Казахстане так популярны мобильные приложения InDriver, Uber, Апару, "Яндекс.Такси". Но представителей госорганов волнует вопрос, почему они не платят налоги и не работают, как все официально зарегистрированные таксисты.

Вчера в мажилисе был презентован законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта", и его на суд депутатам представил вице-министр МИР РК Тимур Токтабаев.

"Сегодня популярны интернет-ресурсы, обрабатывающие заказы клиентов на перевозку пассажиров. При этом деятельность указанных онлайн-сервисов остаётся недостаточно урегулированной. В этой связи предлагается в Законе "Об автомобильном транспорте" предусмотреть понятие "перевозка такси" и отнести услугу по перевозке пассажиров путём заключения договора аренды транспорта с экипажем через Интернет перевозчиком такси. Принятие данных поправок позволит в дальнейшем применить действующие нормы и санкции в отношении указанных интернет-ресурсов и способствует выводу из тени не менее 50 тысяч нелегальных извозчиков, постоянно пользующихся мобильными приложениями", – отметил он.

Отвечая на вопросы журналистов, Асет Асавбаев описал портрет легального таксиста.

"Для того чтобы заниматься перевозками такси, сам водитель должен пройти предрейсовый медосмотр. Он должен иметь соответствующую категорию и соответствующее транспортное средство, которое обязательно должно быть четырёхдверным, пройти технический осмотр. Но на сегодняшний день что происходит? Если мы говорим о зарегистрированной информационно-диспетчерской службе, их легко проверить, кому они передают заказ или они сами осуществляют перевозки. По закону они должны передавать заказ тем, кто официально занимается таксомоторными перевозками. А мобильное приложение не смотрит, каким водителям они это передают. В связи с чем мы говорим: если вы показываете эту услугу, мы услуги этих мобильных приложений относим к услугам информационно-диспетчерских служб. Соответственно, они должны передавать заказы тем таксистам, тем исполнителям, которые соблюдают законодательство и проходят предварительный медосмотр", – пояснил он.

Так что требование к мобильным приложениям одно: чтобы они работали с теми таксистами, которые законно осуществляют перевозки. При этом глава Комитета транспорта подчеркнул, что для того, чтобы заниматься перевозкой такси, не обязательно получать лицензию, достаточно подать уведомление.

"С учётом того, что в законе у нас не регламентирован порядок предоставления транспорта с экипажем, мобильные приложения нашли правовую лазейку и, пользуясь этим, на сегодняшний день оказывают эти услуги. Поэтому мы в законопроекте чётко прописываем требования, в том числе к осуществляющим перевозки такси по договору аренды, заключённого посредством сети Интернет. И в случае принятия закона, в случае поддержки депутатами мы собираемся регламентировать и осуществлять контроль посредством получения этими компаними тех транспортных средств, которые оказывают услуги через интернет-приложения, и, соответственно, эти транспортные средства проверять на предмет подачи уведомлений и соответствия требованиям транспортного законодательства", – резюмировал Асет Асавбаев.

Айсулу Тимурова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться