"Регуляторам стоит больше полагаться на экспертное мнение"

Артур Мискарян Артур Мискарян
24609

Правовое регулирование придаст легитимность экосистеме блокчейн.

"Регуляторам стоит больше полагаться на экспертное мнение"

При каких условиях криптовалюты могут стать востребованным активом в Казахстане и в мире и как государство должно подойти к регулированию блокчейн-сферы, в интервью abctv.kz рассказал партнер, руководитель Департамента налогового и юридического консультирования KPMG Рустем Садыков.

– Действительно ли необходимо, на Ваш взгляд, регулирование блокчейн-экосистемы в Казахстане сегодня?

– Принципиально без регулирования не обойтись, будь то гражданско-правовое или налоговое регулирование. Потому что правовое регулирование какого-то нового феномена придает этому феномену легитимность, без чего это будет нечто за пределами правого поля. Простой пример, каким образом стороны таких правоотношений будут управлять своими рисками, находясь вне рамок правого поля? Поэтому регулирование нужно.

Что касается того, до какой степени следует регулировать, полагаю, нужно отталкиваться от того, что является основным преимуществом технологии. Одно из основных преимуществ – скорость. Если посмотреть любую статистику, мы увидим, что количество пользователей технологии растет по экспоненте. Поэтому, мне кажется, регулирование не должно убить эту скорость, то есть если мы хотим нагнать отставание – Казахстан, к сожалению, не является передовой страной, нам нужно, чтобы регулирование не ограничивало скорость.

В вопросе правового и налогового регулирования, наверное, регуляторам стоит больше полагаться на экспертное мнение и знания участников индустрии. Будь то ассоциация или отдельные лидеры рынка, поскольку мы имеем дело с чем-то новым. Хотя то, что вчера этого нового не было, не означает, что его нельзя регулировать, но регулятору нужно прислушаться к профессиональному мнению и, пусть малому, опыту – он уже есть.

– Что Вы можете сказать о том, как казахстанское законодательство сегодня регулирует отрасль?

– Я бы сказал, что пока никак не регулирует, поэтому нужны площадки, на которых могут найти консенсус представители госорганов – регулятор и участники рынка – те, кто будет субъектами регулирования и правоотношений. Поэтому, если мы говорим о некоем партнерстве в области изобретения и написания норм, есть хороший потенциал для сотрудничества. Вопрос не в написании норм как таковом – вопрос в нахождении консенсуса. Правила пишутся для того, чтобы они позволяли бизнесу жить и работать эффективно.

– Как Вы можете оценить популярность цифровых валют среди казахстанских инвесторов?

– Я честно пытался найти какую-либо статистику в публичных источниках. Такой статистики нет, и мне кажется, это одна из особенностей технологии криптовалют и блокчейна. Здесь нет привязки к конкретной юрисдикции, есть глобальный рынок и отсутствие границ – то, что называется экономикой XXI века или цифровой экономикой. Это может вызывать улыбку – ограничивать казахстанский или какой-то другой сегмент. Да, естественно, мы знаем, где находятся самые крупные майнеры – это сосед к востоку от нас. Но пытаться привязать игроков рынка к юрисдикции – значит противоречить логике этой индустрии.

Если опираться на то, что мы слышим вокруг, то это очень популярно [инвестирование в криптовалюты. – Прим. авт.] среди инвесторов, игроков и просто интересующихся людей, тех, кто пытается не отстать от развития технологий.

– При каких условиях, на Ваш взгляд, цифровые валюты могут стать реально востребованы в Казахстане?

– Знаете, мне очень нравятся слова бывшего министра финансов США Ларри Саммерса, признанного эксперта в области макроэкономического регулирования финансовых рынков. Он сказал, что биткоин сегодня – это то, чем был факсовый аппарат 50 лет назад. Тогда, только появившись, факс мог быть только у нас с вами, а потому бесполезен. Для того чтобы аппарат мог реализовать свою ценность, он должен быть у всех. Только тогда факс может обеспечить то, для чего предназначен – коммуникацию.

Также биткоин – пока он есть только у каких-то энтузиастов, в основном на рынке США и Канады – самом продвинутом рынке, но даже там сейчас очень мало тех, кто готов продавать свои товары и услуги за криптовалюты. Очень малое количество покупателей готовы оплачивать товары криптовалютой. Должен быть органический рост, как только число субъектов экономики, готовых использовать криптовалюту, достигнет критического уровня, тогда этой войдет в нашу жизнь. Пока криптовалюты – хороший актив для инвестирования, биржевой игры, стартапов, но говорить о том, что они входят в нашу повседневную жизнь, пока рано.

– Как Вы считаете, использование цифровых валют может быть привлекательно с точки зрения налогообложения?

– Если посмотреть на происходящее в мире, возможно, логика в таком утверждении есть. Другой вопрос, мы говорим о том, что биткоин и криптовалюты в целом – это результат использования в нашей жизни технологии блокчейн. Технология новая, рынок находится на этапе становления. Наверное, Казахстану стоит задуматься, какое место он хочет занять на этом рынке. Ведь что такое блокчейн? Это, по сути, конвертация электроэнергии в компьютерные расчеты и технологии. Вопрос в том, какое место в цепочке создания стоимости биткоина, конечного этапа, который начинается с создания энергогенерирующих мощностей, а затем энергопереработке – майнингу, хочет занять Казахстан. Где мы хотим находиться? Может быть, стоит обратить внимание на создание энергетических мощностей, поскольку у нас обширные возможности для того, чтобы быть хабом майнинговых структур?

Естественно, инстинктивное желание обложить налогом любого, кто занимается майнингом или покупает товары или услуги за биткоин, любого, кто получает вознаграждение за криптовалюту. Альтернативный подход – посмотреть, какой экономический импульс даёт эта технология и индустрия нашей экономике. Если эта технология позволит обеспечить существенный рост энергогенерации, то, может быть, те налоговые поступления, которые мы получим от ставшей на ноги энергогенерирующей отрасли, будут намного больше, чем те налоги, которые мы получим от обложения налогами этих зачатков индустрии? Это вопрос скорее к регулятору. Многие страны идут по второму пути и не пытаются обложить налогами первые ростки. Они пытаются понять, как вписать эту новую экономику в нашу традиционную, с тем чтобы создать новые центры экономического роста, которые мы сегодня не имеем.

Артур Мискарян

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться