"Стоимость угля не повышалась, а цены ломят за доставку"

6619

Управление энергетики и ЖКХ ВКО опровергло информацию о скачке цен на твердое топливо и вместе с антимонопольщиками приступило к анализу розничного рынка.

"Стоимость угля не повышалась, а цены ломят за доставку" Фото: Виталий Рагулин

Сообщения в ряде СМИ о баснословном росте цены на уголь в ряде районов ВКО (Восточно-Казахстанской области) послужили поводом для пресс-конференции, которую провел руководитель областного Управления энергетики и ЖКХ Мурат Мусатаев. Он заявил, что цена на твердое топливо не выросла ни в Усть-Каменогорске, ни в Семее, ни на угольном разрезе "Каражыра".

"Информация в некоторых СМИ была преподнесена достаточно некорректно, получилось так, что якобы цена угля в ВКО с восьми тысяч подскочила до 17 тысяч тенге. Это не так. Единственное, в отдаленных районах, которые не имеют железнодорожных тупиков, отдельные частные предприниматели, ипэшки, просто владельцы самосвалов занимаются доставкой угля. Они формируют цены на доставку твердого топлива жителям в рамках договорных отношений с конечными покупателями", – отметил г-н Мусатаев.

По его данным, объем добычи угля на "Каражыра" по сравнению с прошлым годом увеличен на 1 млн тонн. К концу года разрез перешагнет рубеж добычи в 8 млн тонн. Для промышленных предприятий ТЭЦ необходимо 1,821 млн тонн угля на отопительный сезон 2018/19. Для населения – 1,124 млн тонн.

"ВКО сама себя полностью обеспечивает углем. Более того, экспортирует. Угля достаточно. Действительно, в этом году мы начали заранее завозить уголь, летом. Еще в мае был создан штаб, есть рабочая группа и план мероприятий. У нас все идет в плановом режиме. Наше управление мониторит весь объем поступающего угля в регион, в каждый населенный пункт, буквально до каждого тупика. Управлением создана рабочая группа, и мы еженедельно выезжаем на тупики Усть-Каменогорска, это районы Защиты и Левого берега", – заверил руководитель ведомства. – Мы не просто объем угля, поступающего на тупики, мониторим, но даже вагоны, их нумерацию, какой из "Каражыра" вышел, когда пришел в Усть-Каменогорск".

По его словам, каждый вагон, который выходит с "Каражыра", идет к своему месту назначения, а отпускная цена угля в Усть-Каменогорске для населения составляет 8800 тенге, для социально уязвимых слоев населения по спискам акимата Усть-Каменогорска – 8350 тенге. Местные исполнительные органы заключили с угольщиками меморандум на поставку 35 тысяч тонн угля, и АО "Каражыра" поставляет социальный уголь по этой цене. По Семею отпускная цена твердого топлива составляет 7400 тенге. В Курчатове – 6500-7000 за тонну. На самом разрезе уголь, по словам г-на Мусатаева, стоит 4400-4700 тенге за тонну.

"Но есть предприниматели, которые вывозят на своих автотранспортных средствах с разреза АО "Каражыра" уголь, он им по 6500-7000 тенге за тонну обходится. В Тарбагатайском, Урджарском районах, где нет железнодорожных тупиков, на летний период предприниматели, которые завозят уголь, злоупотребляют возможностью повышения цены", – говорит Мурат Мусатаев.

Но он не исключает возможности, что жители отдаленных районов платят предпринимателям-автоперевозчикам за доставку угля круглую сумму. Возможно, вместе с транспортировкой он обходится им по 11-17 тысяч тенге за тонну. Здесь, по его словам, цены регулирует рынок. С угольных тупиков Усть-Каменогорска эти предприниматели все равно покупают твердое топливо по цене 8800 тенге за тонну, за доставку накручивают сами.

"С этим вопросом мы разбираемся. Совместно с Департаментом по регулированию естественных монополий по ВКО будет проведен анализ ценообразования этих предпринимателей, в случае нарушения самой системы к ним предпримут определенные санкции. Но все же я хотел бы обратиться ко всему населению области – мы просим приобретать уголь в летний период. Сейчас есть возможность спокойно, без ажиотажа подготовить запас", – призвал г-н Мусатаев население. – Цены на уголь повышаться не будут".

У жителей районов, по мнению Мурата Мусатаева, всегда есть альтернатива покупать уголь вскладчину, а для этого нанять по более низкой цене компанию-автоперевозчика, самим приобрести уголь с угольных железнодорожных тупиков.

"Перекупщик – такой же бизнесмен. По какой цене привезти уголь в частный дом, он сам уже с покупателем договаривается. На ценовую политику, рост цен крупных поставщиков власть может влиять. Мы же договорились с ТОО "ВЭУС", АО "Каражыра", что цены будут фиксированными. И стоимость угля для социальных объектов мы тоже цены регулируем.Что касается розничной продажи, мы не можем регулировать цены. Есть частный предприниматель, который имеет машину, есть какое-то юридическое лицо, которое пять машин имеет, и все они уголь в районы возят. Государство не вмешивается в частный бизнес. Люди, кто частным извозом занимается, говорят, что добавляют только тысячу тенге на каждую тонну угля. Как их ловить? Они же с покупателями конечными договор не пишут. Это устные договорные отношения", – отметил он.

Что касается очередей на бытовой уголь в железнодорожных тупиках ТОО "ВЭУС", то и здесь Мурат Мусатаев, казалось бы, сохраняет спокойствие. По его словам, для "безочередной" работы этого предприятия необходимо 27-28 вагонов ежесуточно. Но АО "Каражыра" такой объем топлива им не поставляет.

"Сегодня образуются очереди до 50-70 машин. Это нормальный процесс. Люди заказывают уголь – машины приезжают, ждут вагоны с углем, загружаются. Эта очередь проходит в течение двух часов. Ажиотажа с углем у нас нет, – заметил чиновник. – Я вас очень прошу все это разъяснить. В Семее вообще очередей нет. Уголь на складах спокойно лежит. Я вчера там был три дня назад, вчера были на железнодорожных тупиках Усть-Каменогорска. Там уголь спокойно загружается".

Впрочем, представители АО "Каражыра" на совещании в акимате ВКО при заместителе акима области Серике Актанове пообещали с августа 2018 года увеличить поставки угля в Восточный Казахстан до 40 вагонов в сутки, из них 20 – на Усть-Каменогорск. Пока же этого не произошло. По словам Мурата Мусатаева, этот вопрос на днях поднимут на заседании штаба по подготовке к осенне-зимнему периоду.

"Что касается денег для покупки угля бюджетным организациям – школам, больницам, то бюджетом все это предусмотрено, деньги выделены уже давно во всех районах, все ведется в плановом режиме. Просто есть конкурсные процедуры. Мы проводим конкурс и определяем поставщика, который по низкой цене гарантированно обеспечит тот объем угля, который нужен тому садику, школе или больнице. Конкурсные процедуры иногда затягиваются в силу объективных и субъективных причин, но они пройдут", – сказал Мурат Мусатаев.

По его словам, сегодня вопросов по обеспечению углем социальных объектов также нет. А данные совместной с антимонопольщиками проверки розничных продавцов Мурат Мусатаев обещал озвучить через полтора-два месяца. По его прогнозам, цены на уголь с его доставкой до конечных потребителей начнут снижаться уже к концу августа.

Ольга Ушакова, Усть-Каменогорск

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться