Директор департамента недропользования МИР Руслан Баймишев, представляя собравшимся проект Кодекса «О недрах и недропользовании», сказал, что основными целями нового документа являются:
- совершенствование законодательства в сфере недропользования;
- улучшение инвестиционного климата;
- обеспечение восполнения минерально-сырьевой базы.
Недропользование невозможно без предварительного изучения самих недр. Проект Кодекса предусматривает два вида геологического изучения недр (ГИН) по источникам финансирования: государственное - исключительно за счет бюджета, и частное.
Госгин не пораждает каких-либо прав у лица, выполняющего работы по договору с КомГео, и вся полученная им информация подлежит публикации.
Частный ГИН не предоставляет исключительных прав и обладателю лицензии, но дает право владения полученной информацией в период срока конфиденциальности, который определен в три года.
Затем Руслан Баймишев подробно рассказал о предлагаемых основных условиях разведки и добычи твердых полезных ископаемых (ТПИ).
Так, Кодекс предусматривает предоставление права на поисковые работы и разработку недр по принципу первой заявки, а не путем проведения аукционов и тендеров.
Основные условия разведки и добычи твердых полезных ископаемых
Говоря об особенности перехода с разведки на добычу ТПИ, директор департамента недропользования МИР упомянул, что количество этапов в этой процедуре в проекте Кодекса сокращено вдвое: с восьми до четырех.
В связи с переходом на международные стандарты отчетности по запасам CRIRSCO, в проекте Кодекса предусмотреные нововведения, касающиеся передачи функций по подсчету запасов (ресурсов) Компетентным лицам.
Уполномоченный орган по геологии будет вести учет ресурсов на основе отчетов компетентных лиц. А наличие отчета Компетентного лица будет обязательным условием для получения лицензии на добычу. Кроме того, добыча возможна только в пределах оцененных ресурсов.
Оценка ресурсов и запасов ТПИ (стандарты CRIRSCO):
Отчет о ресурсах (запасах) ТПИ готовится компетентным лицом и не требует утверждения государством;
КомГео ведет учет ресурсов ТПИ на основе отчета компетентного лица;
Переоценка ресурсов ТПИ не требуется и осуществляется по желанию недропользователя.
В проекте Кодекса закреплены понятные и исчерпывающие основания отзыва лицензиив сфере ТПИ: нарушение разрешительного режима при смене контроля над недропользователем; нарушение условий лицензии
По разведке:
а) Неуплата арендных платежей;
б) Не соблюдение прогрессирующих требований по минимальным расходам на разведку каждый год;
По добыче:
а) Неуплата арендных платежей;
б) Не соблюдение фиксированных требований по минимальным расходам на добычу каждый год.
Также Руслан Баймишев рассказал о внедрении новых подходов по обеспечению ликвидации последствий операций по недропользованию. Эти подходы основаны на рекомендациях ОЭСР и Всемирного банка.
Проведение операций по добыче без плана ликвидации и предоставления обеспечения ликвидации будет запрещена.
Разработчики Кодекса не забыли и о старателях: проектом предусмотрено регулирование старательской добычи. «В целях выведения из «теневой экономики» субъектов старательства, наиболее эффективным представляется освобождение старателей от уплаты специальных платежей и налогов недропользователей. Старатели будут нести обязательства по уплате в бюджет ежегодного лицензионного сбора за получение лицензии на старательскую добычу полезных ископаемых.
Размер ставок сбора за выдачу лицензии на старательскую добычу полезных ископаемых зависит от размера земельного участка»,- отметил директор департамента недропользования МИР Руслан Баймишев.