Архитектура в пространстве искусства
В Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева открылась вторая персональная выставка "Ұшқан ұя" известного казахстанского архитектора и живописца Берика Молжигита.
Около восьмидесяти картин, представленных на выставке, с неожиданной стороны раскрывают талант архитектора, автора нескольких известнейших зданий, построенных в разных городах Республики Казахстан.
За сорок с лишним лет своего творчества почетный архитектор Казахстана, член Союза художников и Союза архитекторов Республики Казахстан, обладатель различных конкурсных наград Берик Молжигит своими работами в области архитектурного проектирования, несомненно, оказал важное влияние на облик казахстанских городов.
Для художника по призванию чертежный кульман практически случайно стал основным рабочим инструментом, когда в молодом художнике – выпускнике алма-атинского художественного училища преподаватели из ленинградской Академии художеств разглядели талант архитектора. Так молодой парень из аула в Уральской области оказался в Ленинграде, где и постигал тонкости архитектурной науки.
Даже сейчас, с высоты прожитых лет, сам автор не может с уверенностью сказать, какая часть его творчества наиболее важна для него – точные и прямые линии архитектуры, которая всегда есть плод компромиссов, или живопись, которая как музыка души художника? По словам Берика Узакпаевича, для него этого выбора просто не существует.
"В моем рабочем кабинете у окна стоял кульман, а напротив него – мольберт, и я посередине на вращающемся кресле просто разворачивался от чертежей к картинам и наоборот".
Его живописные работы – это многообразие жанров, где пейзажи меняют портреты, графика соседствует с абстракциями. Очень часто в его художественных произведениях зритель явственно различит архитектурные нотки, впрочем, равно как и в архитектурных проектах можно увидеть нотки живописи.
Для выставки художник отобрал менее трети картин, написанных за многие годы. Наверное, здесь свою роль сыграло его архитектурное начало, желающее свободы в пространстве выставочного зала.
"Я не могу расстаться со своими работами, они все хранятся у меня, – признается в интервью inbusiness.kz автор. – Когда я пишу картину, у меня и мысли не возникает о том, чтобы, например, продать ее. Если честно, я и не дарю картины. Я часто видел, как люди относятся к подобным подаркам, когда картины художников валяются в пыли, в мастерских, вместо того чтобы украшать стены".
Одним из экспонатов обширной выставки стал необычный арт-объект в виде деревянного окна:
"Это частичка моей родины – окно дома моего детства, дома, откуда я пошел в школу. В 90-е годы, вернувшись в родное село, я увидел, что от этого дома почти ничего не осталось. Я взял это окно, через которое я в детстве смотрел на мир, и вставил в него фото своей бабушки и свою детскую фотографию. Это моя самая первая фотография в жизни, я боялся пошевелиться и даже не отогнал муху, сидящую на глазу. Это воспоминания не только о детстве, это воспоминания о моей бабушке, которая воспитывала меня".
"В мастерской Берика столько работ, что ими можно занять сразу несколько залов. В этой экспозиции раскрыты все грани его творчества: архитектурные проекты и фантазии, конечно – портреты, ведь нельзя стать хорошим архитектором не зная человека, не чувствуя людей. Пейзажи – это тоже часть его архитектуры, ведь проекты всегда вписываются в окружающую действительность", – рассказала на открытии выставки искусствовед Барманкулова Баян Карибаевна.
"Его живопись – как продолжение его архитектурных проектов, когда мастер хочет украсить стены здания, которое он создал".
До 20 января 2022 года продлится экспозиция второй персональной выставки архитектора-художника Берика Молжигита в Государственном музее искусств имени Кастеева, которая расположилась в одном из залов на втором этаже музея. Посещение выставки "Ұшқан ұя", может стать отличным времяпровождением для алматинцев и гостей города, особенно в предстоящие выходные дни.
Максим Морозов