Ботакара. Триумфальная арка и зигзаги истории
Точка на карте.
В путешествиях по стране после открытия внутренних границ я стала практически осознавать (а не только теоретически понимать, разглядывая карту), что Казахстан – страна агроиндустриальная. Причем больше агро, чем индустриальная. Большинство населенных пунктов – это села, поселки и аулы. А не Алматы, Нур-Султан, Шымкент и пара десятков городов. Статистика отмечает, что в сельской местности сегодня проживает сорок три процента казахстанцев. Поставила себе цель – следуя из крупного пункта А в крупный пункт Б, заезжать и в откровенно маленькие пункты С, D, E, расположенные между ними.
Так я оказалась в поселке Ботакара, что в Бухар-Жырауском районе Карагандинской области. Расположен он к востоку от Караганды, на 55-м км, на берегу реки Нура.
Ботакара – это административный центр Ботакаринской поселковой администрации. Через поселок проходит железная дорога Караганда – Карагайлы и автомобильная дорога Караганда – Каркаралинск. С нее мы и свернули в Ботакару. Уговорила-таки своих попутчиков потратить пару часов на прогулку по поселку.
Вычитала в Интернете у питерского краеведа Юрия Попова (он сам из этих мест), что поселок был основан переселенцами из Таврической губернии в 1901 году как село Санниково. 2 ноября 1920 г. село Санниково Акмолинского уезда и губернии переименовано в Троцкое, а Санниковская волость – в Троцкую. С 1934 по 1961 г. село носило название Колхозное. В 1961 году ему был присвоен статус рабочего поселка и название Ульяновский, которое он носил до 1997 года. И уже в 1997-м поселок Ульяновский переименован (в шестой раз!) в Ботакару по исконному названию этого урочища.
Интернет подсказал, что в поселке на начало 2019-го проживало 5223 человека (2519 мужчин и 2704 женщины). И даже есть свой историко-краеведческий музей. Первым делом я направилась туда. Но, увы, музей был закрыт – в районе еще действуют карантинные меры.
Видимо, эти строгости связаны с тем, что в мае здесь было зафиксировано 10 случаев заражения коронавирусом. Для такого некрупного населенного пункта это большое количество заболевших, потому санитарно-эпидемиологическая ситуация в поселке была признана сложной, карантинные меры усилены.
Но, хотя музей был закрыт, директор музея Набиева Орал Интуовна вышла из здания и потратила на общение со мной минут сорок своего ценного времени, рассказала об истории поселка и чем он живет сейчас, сориентировала в пространстве – где находятся основные достопримечательности Ботакары, что они из себя представляют. За что ей огромный рахмет!
Музей расположен в центре поселка, на ул. Абылай-хана, 37. Входные билеты – 600 тенге для иностранцев, 500 тг – для взрослых казахстанцев, 200 тг – для студентов и школьников. За дополнительные 800 тенге можно заказать экскурсию на группу до 20 человек. В докарантинные времена сюда часто приезжали. В основном это были школьники из области, но заглядывали и проезжающие мимо путешественники. Музей, видимо, интересный, ведь история у этого селения большая.
У музея действующий сайт, который за время карантина пополнился интересными видеоматериалами. Музей хоть и не принимает сейчас гостей, но все равно работает: сотрудники ведут исследовательскую работу и параллельно создают видеоэкскурсии, которые выкладывают в Сеть. Загляните, это интересно!
Чем живет поселок сейчас?
– Здесь находится наше управление, поселковый акимат, прокуратура, архив, почта, ЦОН – сюда едут за справками со всего района. Плюс несколько торговых пунктов, продовольственные и непродовольственные. В советское время в поселке действовал кожзавод, мясокостный завод, маслозавод. Сейчас эти производства не функционируют. Жители села, практически каждый второй ботакаринец, занимаются сельским хозяйством. Содержат скот, сажают злаковые и ухаживают за огородами. Среди жителей поселка есть и сотрудники различных учреждений, тут представленных. К тому же в Ботакаре расположена большая больница, куда приезжают лечиться со всей области, медперсонал тоже из поселка, – рассказала Орал Интуовна.
Больницу и ее огромные корпуса мы видели на въезде в поселок. А через дорогу от нее – памятник Бухар Жырау.
Монумент выдающемуся представителю казахского устно-поэтического творчества был открыт 19 сентября 2014 года. Его автор – Бейбит Мустафин, заслуженный деятель культуры, член Союза художников Республики Казахстан. Памятник изготовлен из сверхпрочного бетона, тонирован под бронзу. С высоты восьми метров и высоты своего таланта Бухар Жырау смотрит на поселок, трассу и всех нас, суетящихся.
Рядом с огромным памятником еще один крупный монумент – площадь Независимости. Там, по словам директора музея, установлена стела Независимости, а рядом с ней – украшенная национальными узорами Триумфальная арка высотой семь и шириной пять метров. Вверху арки приведены слова Н. Назарбаева: "Пусть процветает вечно казахская земля!" По обе стороны от арки – две колонны-полуротонды, каждая длиной по 12 метров. Перед ними установлены пять бюстов национальным героям и ученым – Нияз батыру, Олжабай-батыру, К. Сатпаеву, А. Маргулану и Ш. Шокину. Решение увековечить память именно этих исторических личностей было принято на заседании Совета аксакалов и ветеранов поселка. Из районного бюджета на строительство комплекса выделили 40 млн тенге.
Чуть выше монумента на горе стоит крест. Рядом с ним – священник. Молитву прерывать не стали, поговорили с ним уже около церкви. Храм нашли без труда, его хорошо видно с горы.
Церковь тут, без преувеличения, уникальная. Свято-Троицкий храм построен в 1909 году. Это самый старый храм в области. Местные жители в подробностях вспоминают, что когда праздновали столетие, 20октября 2009-го, поздравить приехало много людей со всей страны и даже из-за рубежа. Муфтий из соседней мечети подарил церкви ковровую дорожку, а местный акимат – телевизор.
История храма непростая, по ней можно изучать историю страны и даже мира. Питерский краевед Юрий Попов даже предлагает повесить на его стене особую табличку, где были бы перечислены все знаменитости, имеющие отношение к храму.
– Это единственный храм, который уцелел в Карагандинской области с дореволюционных времен. 30 тысяч царских рублей на его постройку собирали «всем миром», а первые 500 рублей дал сам святой Иоанн Кронштадтский. Через это село в Каркаралинск и далее в Китай в 1920-м году отступала белая армия под предводительством атамана Дутова. Священник Леонид и псаломщик Исидор встретили их, накормили, помолились в этой церкви. Следом в село вступили красноармейцы, которые расстреляли священника и псаломщика. По другим сведениям – зарубили шашками как раз на том месте, где сейчас стоит крест, – рассказал мне настоятель Троицкого прихода отец Дмитрий.
Долгое время храм был закрыт. Здесь располагались склады, всевозможные учреждения, дискотека, кинотеатр. Эти кресла – напоминание о печальных временах. Сейчас службы проходят в закрытом режиме, без прихожан – карантин.
А недалеко от церкви, сказали мне, есть белая стела с именами комсомольцев, погибших при продразверстке. Я ее не видела, не нашла. Впрочем, особо не искала. В советское время говорили, что они погибли от рук бандитов. Сейчас пишут – от рук сельчан, недовольных грабительскими действиями советской власти. Такие зигзаги истории.
Здесь же, на центральной площади, находятся все важные для поселка учреждения – ЦОН с традиционной очередью перед ним и акимат. Чисто, красиво, уютно. И очень тихо. Людей (кроме очереди в ЦОН) почти нет… Опять же – карантин.
– А обычно у нас тут людно. Здесь воздух чистый, красивые места. Отдыхать приезжают даже из города – на рыбалку. Озеро по весне разливается, и рыбаки стоят вдоль трассы с удочками. Ловят рыбу прямо с дороги, это потрясающее зрелище, – улыбается Орал Интуовна.
На выезде из поселка – небольшая гостиница с кафе и баром, так что есть где остановиться заезжему путнику. С едой вообще нет проблем, рассказала мне продавец в магазине. Много столовых и ресторанчиков, есть очень симпатичные. Но сейчас все закрыто. Карантин.
Провожала Ботакара водным каскадом. Я к нему подошла специально. Этот каскад имеет свою легенду. Местный житель, с которым я столкнулась в магазине, рассказал, что люди едут издалека к водопадику, чтобы умыться в источнике и прикоснуться к «святым» камням, которые, по слухам, привезли из Баянаула.
Некоторые даже пьют воду из каскада, искренне веря, что исцелятся от недугов. Продавец магазина сказала, что вода снимает негатив и очищает ауру. А темный камень в каскаде, по местной легенде, упал на Землю из космоса в давние времена. Где нашли метеорит и каким образом он попал в Ботакару – ни местный житель, ни продавец точно не знают. Но уверены – если загадать желание, встать на колени и прикоснуться к камню лбом, то желание обязательно исполнится. И я желание загадала: хочу вернуться весной, чтобы увидеть своими глазами рыбаков вдоль дороги. Вот такая романтика…
Послекарантинные репортажи творческого путешественника из разных точек страны продолжаются. Впереди – большие города.
Асыл Аязбаева