Инсталляция итальянского художника: Портал в иные миры
Художник Алессандро Шараффа (г. Турин) представил в Алматы в Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева необычный проект – аудио-видеоинсталляцию "Синфония", передает inbusiness.kz.
Можно ли земными, доступными средствами построить "червячную нору", тоннель, портал в иную реальность? Оказывается, можно, но доступно далеко не каждому. И по субъективным зрительским ощущениям, Алессандро Шараффа это удалось.
В афише значится, что "Синфония" – "иммерсивная и партисипаторная инсталляция". Разберемся в терминах. С помощью партисипаторных инструментов "музей должен превращаться в современное, многогранное, динамичное, отзывчивое место, ориентированное на нужды зрителя" (Википедия).
Иммерсивные инсталляции, шоу, театры, кинотеатры, картины разрушают привычные нам форматы специальными приемами, эффектами, самыми современными технологиями и новейшими идеями, используют иные масштабы, применяют экраны, свет и прочее. Слово "Синфония" отсылает нас к понятию "синестезия", с древнегреческого языка - "вместе" и "ощущение", в данном случае – соединение звука и света.
Итальянский художник сумел сформировать некий объект, в котором отдельные элементы инсталляции реагируют на движение и создают иммерсивное пространство света, теней и звуков. Свет, тени, звуки в нашем мире воздействуют на сознание и восприятие человека, на все пять органов чувств.
Алессандро Шараффа получил степень в области выставочного дизайна в Domus Academy Milan, а также степень в области электронной музыки и звукового дизайна в MAXXI B.A.S.E (Рим). Эти навыки он использует для создания инсталляций.
"Синфония" – некая конструкция с двумя экранами, поверхностями, которые взаимодействуют от прикосновения или даже приближения рук зрителя к одному из экранов, а второй, больший по размеру, реагирует игрой света, цвета.
Обе поверхности соединены со звуковым синтезатором. Таким образом, энергия человека преобразуется в звуковые вибрации и светоцветовые проявления. У каждого зрителя они индивидуальны. Поэтому человек в зале получает представление о собственной ауре, он буквально видит ее на большом экране. Аура может быть синей, красной, зелено-желтой, серой, даже черной и т.д. И это вызывает волнение – ведь ты получаешь о себе новую информацию, которая тоже нуждается в расшифровке.
Принято считать, что физики и лирики в равной степени объективно объясняют наш мир, но на свой лад. Физики – формулами, лирики – образами. Такие личности, как Алессандро Шараффа, в силу образования и рода занятий, совместил в себе обе исследовательские категории.
В темном зале Музея искусств вы будто оказываетесь в космосе, прикасаетесь к нездешней тайне. Один из экранов можно принять за огромное око Бога.
– Алессандро, у художников особое видение, обостренное ощущение присутствия высшей силы, Создателя. Вы чувствуете наличие этих вибраций, информации, которую мы называем Богом?
– Я считаю, что эта энергия для человечества более понятна, когда он принимает ее как звук. По моему мнению, универсум состоит из тех компонентов, которые не видны. И, когда всеохватный универсум чувствует невидимую энергию, он переходит в материю и дает ей форму. И так создаются звезды и планеты. Так это происходит в геометрии, и мы ее можем назвать священной, божественной геометрией.
– Но у людей имеется необходимость вступать в контакт с высшей силой. Они ходят в храмы, молитвенные дома, чтобы молиться, общаться с универсумом. Задавать ему вопросы и получать ответы. Посещаете ли вы храмы для непосредственного контакта с универсумом?
– Я эту энергию, можете назвать ее Богом, Создателем, Творцом, чувствую в любом случае и повсюду. Для меня нет необходимости быть в каком-то месте. Потому что я уже внутри этого голоса. Моя молитва – это мои действия, мои работы. Одну из которых я и представил зрителям.
Проект "Синфония" состоялся благодаря участию частных спонсоров, все они, а также Мартино Кастеллани, директор Отдела по развитию торгового обмена посольства Италии в РК, присутствовали на открытии выставки.
Жамиля Абилова, PR-арт-директор компании ABR:
"Мы определили для себя несколько направлений, которые активно поддерживаем, развиваем. Это архитектура, урбанистика, искусство и гастрономия. Проект Алессандро Шараффа – красивое продолжение нашей деятельности. Нам помогли Посольство Италии в Казахстане, Министерство культуры РК в реализации проекта, при активном участии куратора выставки Сара д’Алессандро Маноццо".
Дина Байтасова – директор компании Artios Art Advisory:
"Я прихожу в этот музей с 12 лет. Впервые меня привела сюда мама, чтобы я могла заниматься живописью, насыщаться искусством, экспериментировать. И эти творческие эксперименты продолжаются по сей день. Алессандро Шараффа – один из лучших художников Италии, чье творчество – это художнические эксперименты. Два года назад к нам обратился один из лучших итальянских музеев Galleria Nazionale d'Arte Moderna в Риме, его сотрудники и предложили нам выставить работу Алессандро. Мы восприняли эту возможность с энтузиазмом, так как уже знали творчество Шараффа. Показали "Синфонию" в Астане, где она произвела фурор. Алессандро Шараффа можно сравнить с художниками времен Ренессанса, таких, как Леонардо да Винчи, который был инженером, художником, изобретателем".
Светлана Кобжанова – заместитель директора по научной работе Государственного музея искусств РК имени А. Кастеева:
"Когда мы говорим или читаем о воплощении глубинных звуков природы, их невозможно представить визуально. Нужно зайти в зал, где установлена инсталляция, и прочувствовать вместе со звуками, светом, цветом, пространство, нужно оказаться внутри и пережить это самостоятельно, оказаться частью этих вибраций".
Алессандро Шараффа:
"Я очень горд, что являюсь представителем итальянской культуры здесь, в Казахстане. Уже много лет желал сюда приехать, и сегодня я оказался здесь, чтобы создавались новые проекты. И думаю, что все мы вместе сможем вырасти в новый цветок. Этот цветок протянется отсюда и до новой планеты. Сложно описать словами мою работу, ее можно только чувствовать. Звук и музыка – это универсальный язык. Трудно поддается объяснению та работа, которая не видна человеческим глазом, она выражается звуком и музыкой".
Художник призвал зрителей слышать это не только ушами, но и телом. И пожелал Казахстану мира, победы, славы и перспективности.
А внутри зала с инсталляцией "Синфония" посетители ждали своей очереди, чтобы почти коснуться малого диска, провести по его краям, оглянуться назад, где установлен большой диск, и увидеть свою ауру, услышать звук Северного сияния, соединиться с космосом.
Непривычная ситуация меняет настройки сознания, это давным-давно знают не только психологи. И "метод Шараффа" действует удивительным образом, вырывая нас из суетливой повседневности, перенося на Северный полюс и дальше, сквозь "червоточину" - в космос, в иную реальность.
После "Синфонии" мир показался кому-то еще более обыденным, а кому-то – непостижимо фантастичным. И кто-то из зрителей, возможно, ощутил себя путешественником во времени, а другой – неисправимым землянином, философски взирающим на круги на воде от брошенного в озеро камня.
Галя Галкина
Фото: АПН