Как поставить бизнес на колёса?
В Алматы прошла выставка винтажных автомобилей, собравшая любителей ретро-классики. Сотни, если не тысячи людей, не смотря на жару, пришли посмотреть на выставку винтажных автомобилей, собравшую несколько десятков ретроавтомобилей из коллекций алматинских любителей автоклассики.
Среди экспонатов были представлены как произведения автоконструкторов и дизайнеров зарубежных автомобильных заводов, так и автомобили, много лет колесившие по дорогам нашей страны.
Многие экземпляры классических автомобилей до сих пор эксплуатируются их владельцами и приехали на выставку своим ходом. Но были среди представленных машин и те, что доставлялись на площадку на автовозах, настолько было бережно к ним отношение их хозяев.
Несмотря на свой возраст, многие из представленных здесь коллекционных экземпляров достаточно гармонично смотрятся на фоне современной архитектуры города.
А некоторые машины, своим видом, сразу же навевают воспоминания дорожных приключений давно минувших дней. В коллекции алматинца Александра Иодиса есть несколько автомобилей специальных служб, одну из которых – машину ГАИ он и представил горожанам на выставке.
«Этот автомобиль достался мне в очень хорошем состоянии, и поэтому не пришлось долго возиться с ним. Мне очень хотелось иметь в своей коллекции именно машину ГАИ, и поэтому я лишь перекрасил ее и установил оригинальные спецсигналы.
Мы находимся в постоянном поиске машин, состояние которых позволяло бы сделать их коллекционными экземплярами, и иногда удается наткнуться на настоящую «капсулу времени», хранящуюся несколько десятков лет в каком ни будь гараже. У меня есть две такие машины, которые я приобрел в разных регионах.
Уже несколько лет мои машины, как и автомобили других любителей классики часто используют в качестве реквизита для съемок художественных и документальных фильмов. Назвать это бизнесом трудно, но позволяет компенсировать часть расходов на содержание коллекции».
Для автомеханика и владельца автосервиса Евгения Зюкина это первое участие в подобных выставках. Свою любовь к автомобилям Евгений со своим другом впервые решили воплотить «в железе», восстановив практически до коллекционного состояния советский автомобиль «Запорожец».
«Этот проект – воплощение не только тяги к автомобилям, но и возможность показать свое мастерство. Это наш первый проект, на который мы потратили около 2 млн. тенге, но на очереди есть еще один автомобиль, который мы тоже хотим восстановить, как говориться – для души».
Отношения к автомобилю, как к члену семьи – еще дно из направлений страсти к «железным коням». Николай Потапов – владелец, а вернее, наследник классической вазовской «двойки» считает, что в нашей стране рынок коллекционных и классических автомобилей практически отсутствует – все держится на нескольких десятках энтузиастов.
«Эта «двойка» - автомобиль нашей семьи с 1977 года. Мы специально привели его в идеальное, выставочное состояние, чтобы он радовал своего первого владельца – нашего дедушку, которому уже 94 года. У нас есть несколько машин, половина из которых представляют советскую классику. В наши машины мы вкладываем свою душу, и хотим, чтобы они полностью соответствовали своему первоначальному состоянию»
Интерес у посетителей выставки вызывали как оригинальные автомобили, словно вчера, а не 50 лет назад, сошедшие с заводских конвейеров, так и экземпляры, прошедшие через руки алматинских мастеров тюнинга.
Вануш Товмасян один из немногих таких мастеров в нашей стране, построивших свой бизнес на восстановлении и тюнинге автомобилей. После завершения карьеры в автоспорте, Вануш перепробовал свои силы в разных направлениях деятельности, но любовь к машинам, в итоге, оказалась «роковой». Теперь авто, прошедшие через мастерскую умельца, есть в гаражах коллекционеров из разных стран, в том числе и США.
«За последние четыре года мы сделали почти 300 автомобилей. Есть модели, работу над которыми мы поставили практически на конвейер, и теперь ко мне обращаются владельцы не только из Казахстана, но и из Узбекистана, России, Кыргызстана. Пара восстановленных автомобилей уехала в Штаты.
Для меня эта страсть превратилась в бизнес, где занято около 20 человек. Даже мой сын работает в мастерской – он работает над салонами машин, восстанавливая и создавая уникальные интерьеры.
Называть меня коллекционером можно достаточно условно, у меня есть всего несколько машин, которые я не собираюсь продавать, по крайней мере – пока не планирую. Но собирать коллекцию – это не мое, мне нужны оборотные средства на новые проекты, и поэтому я спокойно расстаюсь со своими работами».
Посмотреть на выставке винтажных автомобилей было на что. К большому сожалению, в нашей стране не настолько развито это направление индустрии, но, постепенно, развивается и этот сектор автобизнеса. Появляются новые коллекционеры, автовладельцы и автомастера начинают работать над восстановлением былой красоты классических автомашин, собираются внушительные частные коллекции винтажных автомобилей.
Конечно, рынок таких машин и услуг пока достаточно узкий, в отличие от европейских стран или США, и это связано, прежде всего, с небогатым историческим автомобильным наследием нашей страны.
Максим Морозов