Как стать споттером в Казахстане
Журналисты редакции Inbusiness.kz поговорили с казахстанскими споттерами Алибеком Мирмановым и Серикжаном Дияровым. Как не замерзнуть в столице и получить красивый кадр.
Расскажите, как вы пришли в споттинг? Какой основой вид вашей деятельности?
Алибек Мирманов:
Споттинг для нас – это хобби, которое идет от увлечения в наблюдении за самолетами и их фотографировании, а также познании основ авиации, конструкции воздушных судов и всего, что связано с авиатематикой.
С ранних лет нам нравятся полеты, особенно на дальние расстояния, мы с большим интересом наблюдаем за железными птицами как в небе, так и на земле, с увлеченностью изучаем истории самолетов, отслеживаем их перелеты с помощью онлайн-сервисов.
Конечно же, современные технологии и оборудование позволяют делать качественные снимки, вести репортажи и делиться своим материалом в социальных сетях.
Основной вид деятельности у каждого свой.
Серикжан управляет крупным жилищным комплексом, Алибек руководит фирмой в транспортной сфере.
Насколько это дорогое удовольствие – снимать на фотоаппарат самолеты?
Серикжан Дияров:
Споттинг на должном уровне требует использования качественной аппаратуры, которая является весьма не дешевой.
Чтобы сделать качественные и четкие снимки, необходим фотоаппарат с высокими функциональными возможностями и, конечно же, оптика с большой кратностью.
В совокупности стоимость всего оборудования может составить несколько тысяч долларов.
К слову, можно сказать, что современные смартфоны оснащены качественными фотовидеокамерами, достаточными для того, чтобы, к примеру, записать ролик самолета на взлете, посадке или рулежки на перроне.
Чтобы сделать разнообразный материал, мы даже условно разделяем между собой обязанности, когда проводим совместные съемки: я делаю фотоснимки, а Алибек отвечает за съемку видеороликов.
Когда произошло ваше первое знакомство с фотоаппаратом и самолетами? Как это было, расскажите?
С фотоаппаратами дружим с детства – это были аналоговые или, по-народному, пленочные фотоаппараты. Еще в памяти как проявляли в домашних условиях первые черно-белые фотографии и сушили их, подвесив на шнурах.
На нынешнем этапе мы используем цифровые зеркальные аппараты, свои фотографии формируем в архивы и храним на «облаке».
Причем эти архивы уже весьма большие, фотографий самолетов хватит на несколько лет вперед для публикаций или для полномасштабной фотовыставки.
Расскажите, где вы учились азам фотографирования?
Серикжан Дияров:
Первоначально споттеры пошли по пути самоучек, благо в Интернете очень много различного обучающего материала и роликов…
Тем не менее, понимая, что саморазвития недостаточно для качественных снимков, я прошел обучение в школе Nikon. Теперь свои навыки передаю Алибеку, который также поставил для себя цель пройти профильные курсы.
Есть какой-нибудь забавный случай, связанный со споттингом?
Алибек Мирманов:
Вспоминается случай, когда в один из выходных мы поехали к аэропорту в район глиссады на авиафотоохоту...
Как обычно, заняли споттерскую точку, поставили раскладной стол для фотоаппаратов, пару термосов с чаем и бутербродами, «ловили в кадр» заходящие на посадку самолеты.
В один момент над нами появился взлетевший с аэропорта небольшой прогулочный вертолет, причем его высота была совсем небольшой, настолько, что мы разглядели недоуменные лица экипажа и пассажиров того вертолета...
Они, видимо, не могли понять вид нашего отдыха... Не рыбаки, не охотники, не шашлычники... Но со стороны выражения их лиц были весьма забавными…
Кто и как поддерживает споттинг в Казахстане? Какие есть организации?
Серикжан Дияров:
К сожалению, как таковой специализированной организации у нас в Казахстане нет. Тем не менее споттеры-любители, увлеченные одними интересами, объединяются в своеобразные сообщества.
К примеру, в столице мы объединились в Astana Spotting Club (есть одноименные страницы в Facebook, Instagram).
В Алматы наши «коллеги по цеху» создали группы Kazakhstan Spotting Club, Almaty Spotting и др.
Есть несколько активных споттеров в регионах, например в Актау, Актобе.
Все вместе мы и поддерживаем наше хобби, делимся опытом, выкладываем фотографии в социальных сетях, а также извещаем друг друга о прибытии интересных бортов в тот или иной регион, чтобы на местах споттеры смогли «поймать в объектив» редкий или интересный борт.
Но нужно справедливо отметить, что активную поддержку нам дают аэропорты столицы, Алматы, Караганды и некоторых других регионов, в которых мы проводим фото- и видеосъемки.
Расскажите о своих лучших фотографиях, самолетах и аэропортах?
Алибек Мирманов:
Перечень самолетов, которые мы фотографировали, очень большой.
Это и западные бренды, такие как Boeing, Airbus, Embraer, Fokker, Bombardier и др, так и самолеты производства стран СНГ – это ТУ, АН, ИЛ, ЯК и др.
Свои кадры мы успели сделать в крупнейших портах мира – во Франкфурте, Париже, Барселоне, Риме, Милане, Москве, Дубае, Стамбуле, Гонконге, где бывали либо по рабочим делам, либо в рамках отпуска.
Конечно же, в нашей коллекции есть и редкие борты.
Это большие транспортные самолеты, или, как мы их называем, «грузовики» АН-124 «Руслан», A-400 (Airbus), ИЛ-76.
К примеру, на выставке военного вооружения KADEX 2018 мы снимали большой военно-транспортный самолет A-400. Причем нам удалось заснять его снаружи и в полете, и на стоянке, а также и обустройство его салона.
Другой интересный борт мы засняли в нашем аэропорту в феврале 2018 года, когда с завода в Тулузе к Астану прибыл новейший самолет Airbus 330 NEO (рег. номер F-WTTN) для того, чтобы пройти различные наземные испытания в условиях нашей суровой зимы.
В июле прошлого года мы встречали борт из разряда «бизнес-джет» Golfstream G650ER авиакомпании Qatar Executive. На нем международный экипаж совершил кругосветный полет вокруг земного шара через оба полюса, преодолев маршрут Канаверал (США) – Нур-Султан (Казахстан) – порт Луи (Маврикий) – Канаверал (США).
Как проходят будни споттера, если не считать вашу профессиональную деятельность?
Серикжан Дияров:
Понятно, что споттеры не тратят все свое свободное время на фотографирование, иначе на другие личные дела попросту не хватит времени.
Для нас интересно изучать вопросы авиатематики, перечень которых очень и очень большой в сети Интернет.
Тем не менее если мы не в районе аэропорта, то следим за самолетами через мобильное приложение или сайт Flightradar24.com.
Следить за полетом, знать статус рейса и другую информацию о лайнере важно улетающим и транзитным пассажирам, встречающим лицам, родственникам членов экипажа, близким людям путешественников, любителям наблюдать за воздушным трафиком.
Данный ресурс достаточно насыщен информацией о маршрутах, графиках скорости и высоты во время полета конкретного самолета, а также историях перелетов. За маршрутами самолетов можно следить, находясь в любом месте: дома, в офисе, машине, аэропорту или на улице.
Кстати, на одном из зданий нашего города мы с еще одним нашим другом-споттером Жанатом Кимолаевым установили принимающую наземную станцию для ресурса Flightradar24, которая не требует получения разрешительных документов и специализированной подготовки.
К слову, по всему миру уже установлено более 17000 ADS-B-приемников, большая часть которых принадлежит волонтерам на добровольных началах, способствующих улучшению работы сервиса. Поэтому сервис отображает только те самолеты, на которых установлен и включен передатчик ADS-B, а это 90% самолетов по всему миру.
Наземные приемники позволяют фиксировать траекторию более 100 тысяч полетов в сутки. И этот показатель постоянно увеличивается.
Популярность Flightradar24 обусловлена удобством и простотой его использования — в нехитром интерфейсе разберется даже новичок.
Ежедневно к услугам сайта и мобильного приложения прибегают более 1,5 миллиона пользователей, которых фиксирует статистика ресурса. О популярности свидетельствует еще и тот факт, что приложение является одним из самых популярных в App Store в более чем 150 странах мира.
30 миллионов раз пользователи устанавливали Flightradar24 на своих устройствах, что говорит о его реальной неоценимой пользе для большого числа людей по всему миру.
Есть какие-нибудь приметы, обычаи, суеверия у споттеров?
Алибек Мирманов:
Как таковых особых примет и суеверий у споттеров нет.
Как правило, споттер ориентируется на погоду, ветер, солнце и другие природные моменты, от которых будут зависеть направления взлета и посадки самолета. Исходя из этого, споттеры выбирают локацию для съемок. Насколько правильно споттер выберет точку, настолько качественным будет и фото либо видеоматериал.
Единственное можем сказать, что в авиасфере не принято говорить «последний», используют термин «крайний»…
Как пандемия повлияла на ваше хобби?
Алибек Мирманов:
С одной стороны, пандемия, конечно же, очень сократила трафик по регулярным и сезонным авиамаршрутам. Некоторые зарубежные авиакомпании приостановили или значительно сократили выполнение рейсов к нам.
С другой стороны, даже в период карантина в наш порт прибывали различные борты, доставлявшие грузы, в основном это были медикаменты и медоборудование.
К примеру, весь март и апрель польская авиакомпания LOT использовала на своих грузовых маршрутах новейшие самолеты Boeing-787 DreamLiner, которые приземлялись к нам в транзитном порядке. Бывало так, что в один час в нашем порту были сразу по два-три дримлайнера, чего раньше никогда не было. Также были у нас и дримлайнеры авиакомпании Etihad.
Помимо них, к нам в порт садились борты Boeing-757-300 в красивых ливреях авиакомпаний IcelandAir, Condor, перевозя грузы из городов Китая в Исландию и другие страны Европы, которые до начала пандемии к нам не летали.
Можно ли на споттинге заработать миллионы?
Серикжан Дияров:
Возможно, кто-то монетизировал свое хобби и получает какую-либо оплату, но для нас пока это остается «отдыхом для души».
Зарабатываем мы в других сферах, а на споттингах мы отдыхаем душевно…
Как проходит сотрудничество с главным аэропортом страны?
Алибек Мирманов:
Хотим отметить, что аэропорт Нурсултан Назарбаев очень продвинут в части споттинга, и для нас, споттеров-любителей, очень ощутима поддержка столичного аэропорта в нашем увлечении.
Мы наладили тесное взаимодействие с портом, регулярно получаем приглашения на споттинги на перроне, а также на различные тематические мероприятия. К примеру, презентации новых рейсов, бортов или инфраструктурных объектов для пассажиров.
Отдельно хотел бы озвучить развитие нашего порта как грузового хаба, которое активно началось с сентября текущего года. Теперь к нам из Европы и Азии регулярно, на ежедневной основе летают крупнейшие «грузовики» Boeing-747, и, конечно же, мы были счастливы принять приглашение аэропорта к участию на открытии грузового воздушного коридора и встрече первого борта.
Наше сотрудничество с портом повлияло и на взаимоотношения с отечественными авиакомпаниями, по приглашениям которых мы открываем новые рейсы, участвуя как споттеры в первых полетах, освещаем презентации новых бортов и сервисов.
Что нужно, для того чтобы стать споттером?
Серикжан Дияров:
В большей степени нужна привязанность к авиации, чтобы споттинг был по-настоящему душевным занятием, поскольку выжидать момент для удачного или редкого кадра иной раз приходится очень долго, причем в разную погоду. Наряду с этим необходимо разбираться в летательных аппаратах, различать их по типам и производителю.
Ну и, конечно же, познания, опыт в фотоделе и наличие хорошего оборудования.
В завершение хотел бы сказать, что с авиацией сталкивается практически каждый из нас. Мы совершаем перелеты между городами, странами и континентами по работе, отправляясь на отдых или посещая своих близких.
Чтобы все это обеспечить на комфортном и безопасном уровне, миллионы людей трудятся в авиасфере – это и летные экипажи, и наземные авиаслужбы, и строители самолетов и аэропортов.
Поэтому, пользуясь случаем, всем этим специалистам хотелось бы сказать «Большое спасибо!» за их кропотливый и ответственный труд, а всем пассажирам отправить наш лозунг: «Любите самолеты, летайте в удовольствие!»
Саян Абаев
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!