Каким будет будущее у издательского дела в Казахстане?
В Алматы проходит книжная ярмарка "Алматы кітап жәрмеңкесі".
Ярмарка "Алматы кітап жәрмеңкесі", в которой принимают участие более пятидесяти казахстанских издательств и книжных магазинов, а также компании из России, Узбекистана и Кыргызстана, стала масштабным событием для букинистического бизнеса в нашей стране.
Благодаря этому масштабному культурному мероприятию, организованному Национальной государственной книжной палатой при поддержке министерства культуры и спорта и акимата Алматы, представители издательского бизнеса получили возможность не только познакомить посетителей ярмарки с новинками книжного рынка, но и обсудить вопросы современного состояния издательского дела в нашей стране.
Роль литературы в развитии общества трудно переоценить, ведь книги, являясь источником знаний, много веков были практически единственным и, пожалуй, бесценным способом хранения и передачи информации. Но появление в арсенале человечества новых источников информации популярность книг заметно снизилась.
На рынок букинистической продукции отрицательно повлияли не только новейшие технологии, но и перипетии современного мира, в том числе и пандемия коронавируса, заставившая буквально замереть весь мир в карантинах и ограничениях на протяжении длительного времени.
На этом фоне в выигрыше оказались бизнесмены, которые смогли вовремя перевести свои продажи в онлайн-формат, предоставив своим клиентам возможность получать новинки, не выходя из дома.
О ситуации в казахстанском книгопечатном бизнесе в интервью inbusiness.kz рассказал директор Национальной книжной палаты Адил Койтанов.
"Мы хотим сделать эту ярмарку популярной площадкой для издателей из разных стран, чтобы она стала популярной в Центральной Азии международной площадкой для книжного бизнеса, что станет решением многих проблем для казахстанских печатников.
Распространено мнение, что развитие электронных технологий заставило людей отказаться от книг, но это не совсем так. Книги по-прежнему продаются, и продаются достаточно хорошо. Проблема, скорее, лежит в том, что мало хороших, интересных книг, которые востребованы у читателей", – говорит Койтанов.
По его словам, в качестве примера можно привести результат одного из казахстанских издательств, которое собрало уже более 5000 заказов на книгу еще до ее выпуска и поступления в продажу.
"Конечно, по статистике Ассоциации издателей, спад есть, но мы считали, что показатели будут ниже. Эта ярмарка в том числе поможет нам ответить на многие вопросы, собрать свежую статистику от издателей и непосредственно от реализаторов книжной продукции", – отмечает глава Национальной книжной палаты.
Веяние времени заставляет не только продавцов менять подходы к клиентам, предлагая им новые форматы продаж, но заставляет и издателей искать новые формы и содержание для своей продукции. Особенно это касается книг для самых юных читателей, которые стали не только яркими и красочными, но и становятся элементами игры для детей.
И даже 100 лет назад издатели через книги старались принести людям яркие эмоции, печатая в цвете не только журналы, но и литературу. Специально для посетителей ярмарки из библиотеки Национальной книжной палаты привезли образцы печатной продукции. Удивляет, что даже в те времена, когда большинство населения страны пользовалось только устной информацией, книги выпускались большими тиражами, которые доходили до нескольких десятков тысяч экземпляров.
Профессия библиотекаря и в прежние времена не была в списке самых популярных, а в нынешних реалиях и вовсе кажется архаичной, но, как оказалось, без этих людей по-прежнему нельзя обойтись в современном книжном мире, а особенно в специализированных областях.
Зерде Кожамберды – молодой специалист библиотечного дела, всего два года работает библиотекарем, отучившись 6 лет на эту специальность в университете.
"Сейчас понятие профессии библиотекаря расширилось, теперь, помимо библиотечного дела, мы работаем с информационными базами – новые технологии и цифровизация пришли и в нашу сферу.
Библиотеки переходят в новый электронный формат, и, несмотря на то, что некоторые книги можно найти в Интернете или в аудиоформате, актуальность деятельности не исчезает. Например, я работаю в библиотеке для незрячих и слабовидящих людей и в нашей библиотеке представлена литература, напечатанная шрифтом Брайля. Где людям с такими ограничениями искать книги, кроме как в таких специализированных библиотеках? То же самое можно сказать и о различных технических библиотеках, где специалисты получают книги по различным научным и техническим областям.
Как специалисты в этой области, мы постоянно работаем над пополнением фондов, выискивая на рынках, в том числе и за рубежом, новинки книжного мира, которые потом издаем здесь на шрифте Брайля", – рассказал библиотекарь.
На ярмарке были представлены и крупнейшие в Казахстане издатели учебной литературы. Нарекания на учебники, как считает представитель одного из издательств Ирина Шкурина, нужно адресовать в первую очередь министерству образования и науки, по программам которого и создается учебная литература.
"Перед выпуском учебников они проходят обязательную экспертизу в министерстве, и именно оно решает, учебник какого издательства пойдет в школы. Современные учебники рассчитаны на четыре года службы, и их состояние зависит от того, как с ними обращаются ученики. К сожалению, раньше дети бережнее относились к книгам, бывшим для них главным источником знаний", – говорит Ирина Шкурина.
Участие в ярмарке для всех издателей или книжных магазинов было совершенно бесплатным. Серьезную поддержку в организации оказал акимат города, предоставив участникам шатры, установив сцену, на которой выступали казахстанские поэты, музыканты.
Участниками ярмарки стали и ремесленники, не только предлагавшие посетителям свою продукцию, но и показавшие горожанам несколько мастер-классов традиционного национального ремесла.
Книжная ярмарка "Алматы кітап жәрмеңкесі" станет еще одним, достаточно серьезным маркером состояния дел в казахстанской книжной отрасли.
По мнению специалистов в этой области, электронные форматы, являясь формой развития традиционной печатной продукции, тем не менее, вряд ли смогут полностью вытеснить из нашей жизни творение полиграфии. По мнению ряда издателей, высказанному на форуме, электронная книга является естественной формой развития книги бумажной.
Несмотря на спад, есть сегменты рынка, где книжная продукция продолжает оставаться востребованной, в частности, это касается рынка детской, иллюстрированной литературы.
Максим Морозов