Какими должны стать железнодорожные перевозки в Казахстане
Новые реалии и критика казахстанцев заставили национального перевозчика всерьез задуматься о повышении качества обслуживания своих пассажиров.
Железнодорожные пассажирские перевозки в Казахстане начинают постепенно восстанавливаться после двух лет пандемии. После двукратного падения по итогам 2020 года, с 16 миллионов до 8,1 миллиона пассажиров, по итогам 2021 года услугами железнодорожных перевозчиков воспользовались около 11 миллионов пассажиров. По прогнозам на этот год, озвученным руководством АО "Пассажирские перевозки", пассажирооборот на казахстанских железных дорогах должен составить около 15 млн пассажиров.
Самой, пожалуй, главной проблемой железнодорожных перевозок в нашей стране остается устаревший вагонный парк. В настоящее время на балансе перевозчика находится 2222 пассажирских вагона, треть которых колесит по стране от 28 до 44 лет. Как рассказал заместитель директора АО "Вагонсервис" Нариман Нурьяров, срок службы вагонов прошлого поколения составляет 28 лет.
"С 2011 года идет обновление парка вагонов. За 9 лет, до 2020 года, за счет закупки нового подвижного состава и капитального ремонта вагонов, бывших в эксплуатации, нам удалось значительно, до 39%, сократить долю изношенного парка.
По регламенту срок службы пассажирского вагона составляет 28 лет. Проведение капитального ремонта позволяет единожды продлить срок его службы еще на 16 лет. После этого вагоны списываются и посредством торгов реализуются на металлолом по цене до 2 млн тенге с обязательным возвратом от покупателя оборотных запасных частей вагона".
В пассажирских депо, где происходит формирование поездов, на путях технического парка круглые сутки ведутся регламентные работы по ремонту и обслуживанию вагонов. Работники депо проводят плановый осмотр подвагонного оборудования и ходовой части вагона. Техники по ремонту электрооборудования при необходимости восстанавливают работоспособность вагонной электросети, проводится осмотр кузова.
Вагоны проходят через механическую мойку с применением специальных растворов, очищающих поверхность от налета, с нанесением воскового состава, защищающего вагоны от коррозии.
Очистка и мойка внутренних интерьеров вагонов, прибывших из рейса, осуществляют сторонние компании, заключившие договоры с перевозчиком. Для уборки используются не только привычные ручные средства, но и современное оборудование. Качество работ после обслуживания в парке проверяет постоянно действующая комиссия "Пассажирских перевозок".
За годы службы каждый вагон, помимо сервисного обслуживания ТО-1, ТО-2 и ТО-3, проходит целую серию обязательных ремонтов в зависимости от пробега вагонов и срока эксплуатации, начиная от простых, выполняемых в специализированных депо, до капитально восстановительных ремонтов, проводимых на вагоноремонтных заводах.
Новые вагоны на казахстанскую железную дорогу поступают с предприятий разных стран, в том числе и с предприятия в Нур-Султане с достаточно высокой долей локализации производства. Оснащение и интерьер вагонов made in Qazaqstan не отличается от тех, что поступают в нашу страну из-за рубежа.
Для удобства пассажиров, а также учитывая новые санитарные требования, национальный перевозчик стал применять в поездах новые постельные принадлежности, отказавшись от ватных матрасов, шерстяных одеял и перьевых подушек. Матрасы и подушки теперь упакованы в прочные водоотталкивающие чехлы, исключающие впитывание. Обработка и стирка постельного белья, как и внутренняя уборка, отданы в ведение аутсорсинговой компании, качество работы которой также находится под постоянным контролем.
И если ремонт и обслуживание вагонов уже десятилетия ведутся по схожим регламентам, то в организации пассажирских перевозок казахстанцев ждут большие перемены.
Взят курс на цифровизацию сервисов и создание единой транспортной инфраструктуры в стране. По словам генерального директора АО "Пассажирские перевозки" Жанибека Тайжанова, рассматривается вариант создания интермодального сервиса пассажирских перевозок с единым билетом на несколько видов транспорта для путешественника.
"В настоящее время наш парк составляет 2222 вагона. 1436 из них – вагоны советского типа, выпускаемые в том числе и в Казахстане. Кроме того, в парке 670 вагонов "Тальго" и 113 вагонов дизель- и электропоездов, эксплуатируемых на пригородных направлениях. Помимо АО "Пассажирские перевозки", в Казахстане действуют еще 10 компаний, работающих на 30 пассажирских маршрутах, в эксплуатации которых находится около 400 вагонов.
"С наступлением летнего сезона мы запускаем более 30 новых и дополнительных поездов на самых востребованных направлениях – теперь в расписании будет 158 маршрутов.
Работа по обновлению парка, ведущаяся в последние несколько лет, позволило довести до 49% долю вагонов возрастом младше 11 лет. По планам до 2029 года за счет государственной поддержки мы будем обновлять по 100-150 вагонов ежегодно, примерная стоимость одного пассажирского вагона составляет 1 000 000 долларов США. Обновление позволит снизить средний возраст нашего парка вагонов до 15-17 лет. Что станет достаточно хорошим показателем.
Отрасль пассажирских перевозок убыточная в большинстве стран мира. Часть расходов восполняется за счет кросс-субсидирования со стороны АО "Грузовые перевозки", часть субсидируется правительством. В 2021 году доля государственных субсидий пассажирских перевозок в нашей стране составила 25,8 млрд тенге".
"В настоящее время мы занимаемся оптимизацией маршрутной сети и обновлением программного обеспечения с учетом применения интермодальных решений. Планируется превратить крупные станции в пассажирские хабы, исключив из маршрутов поездов дальнего следования мелкие остановки – эту функцию возьмут на себя пригородные поезда. Интермодальные перевозки, реализуемые по принципу "от двери до двери" будут включать в себя, помимо железной дороги, автобусные маршруты, такси, а в дальнейшем, как мы планируем, в эту систему перевозок войдут и казахстанские авиаперевозчики", – подчеркнул Жанибек Тайжанов.
Заместитель генерального директора АО "Пассажирские перевозки" Ерлан Жимайлов рассказал о работе обновленной электронной системы по продаже билетов. По его словам, полный перевод продажи проездных документов в систему "Мобиус" позволил улучшить сервис для пассажиров, сократив возможности для махинаций.
"Это позволило сделать покупку билетов удобной и доступной для населения. В настоящее время в Казахстане действует 156 собственных касс и около 3000 агентских точек по продаже билетов, в том числе и отделения почты. Приобрести билеты онлайн можно на площадках 15 интернет-ресурсов, включая сайт КТЖ. Покупка проездных документов возможна и через автоматы самообслуживания, которых в нашей стране установлено около 30 000 штук", – говорит он.
По словам Ерлана Жимайлова, система позволила пассажирам приобретать билеты в том числе и по "листу ожидания", с использованием системы СМС-сообщений. Только за первые четыре месяца 2022 года этой услугой смоги воспользоваться более 18 000 казахстанцев, что 3,5 раза больше, чем за весь прошлый год. В настоящее время на долю онлайн-продаж приходится до 70% всех реализованных билетов.
"Обновления блокируют возможности по вылавливанию возвратных билетов и листа ожидания, что значительно снизило спекуляции на рынке железнодорожных билетов", – говорит представитель АО "Пассажирские перевозки".
С наступлением "горячего" летнего сезона казахстанцев, конечно же, остро волнует вопрос стоимости билетов. Как пояснил Жанибек Тайжанов, ежегодно по решению правительства происходит индексация стоимости билетов на 7-10%. Для социально значимых направлений, где стоимость регламентируется государством, подобное повышение не сыграет большой роли при существующих ценах. На коммерческих направлениях стоимость регулируется динамическим ценообразованием.
В настоящий момент изучается возможность дифференцирования цен на билеты, в том числе и по уровню комфорта в вагонах. Рассматривается вариант продажи билетов по сниженным ценам в вагоны, не оборудованные кондиционерами.
Механизмом контроля качества, по мнению руководства национального перевозчика, может стать общественный совет, члены которого, как планируется, будут выполнять роль "народных контролеров" в поездках по стране, непредвзято оценивая уровень и качество сервиса в казахстанских поездах.
Максим Морозов