Какое направление развития Алматы покажут Дорожные карты?
Утверждение Дорожных карт закрепило окончательную форму Программы развития Алматы и наполнило ее содержанием, передает inbusiness.kz.
В суете предпраздничных приготовлений и подведения итогов уходящего года почти не замечены алматинцами оказались новости, имеющие важнейшее значение для крупнейшего мегаполиса страны. Своим Постановлением аким города Алматы Ерболат Досаев утвердил 9 Дорожных карт, детализирующих Программу развития Алматы до 2025 года, с перспективами до 2030 года.
В Дорожных картах, составленных на основе поручений президента Касым-Жомарта Токаева, конкретизируются шаги, направления работы городских властей и объемы финансирования по основным направлениям, таким как полицентричное развитие, развитие общественного транспорта и транспортная связанность полицентров с ядром города, интеграция общественного транспорта в рамках алматинской агломерации, повышение качества услуг в жилищно-коммунальной сфере, устойчивое экономическое развитие, поддержка развития молодежи, культуры и спорта, инклюзивная среда, образование и медицина, зеленый Алматы, смарт-сити и безопасный город.
Полицентричное развитие Алматы
Развитие каждого из пяти полицентров, заложенное в Программе развития Алматы в виде самостоятельных проектов, включает в себя разработку нового Генерального плана, определение границ и стратегических параметров полицентров, а также их наполнения объектами социальной, коммерческой, инженерной и транспортной инфраструктуры. Многие из пунктов, затрагивающие сразу несколько сфер жизни города, включаются в программу как подпроекты.
Всего в дорожную карту полицентричного развития Алматы включено 15 крупных проектов, но развитие новых районов не будет вестись в ущерб центральной части города, где будет проводиться реновация ветхих зданий, а также реконструкция объектов культурно-исторического наследия.
На полицентричное развитие планируется потратить более 3,5 трлн тенге. 1, 147 трлн тенге будет выделено из бюджета города, еще 756,16 млрд тенге предоставит республиканский бюджет, а еще 1,626 трлн тенге составит сумма частных инвестиций.
Развитый общественный транспорт, связанность полицентров
Дорожная карта включает в себя 16 основных проектов, куда вошли приоритетная разработка Мастер-плана по развитию транспортного каркаса города Алматы, с перспективой до 2040 года, повышение привлекательности общественного транспорта для населения, путем развития скоростных видов транспорта и оптимизации маршрутной сети, а также обновление и повышение уровня экологической безопасности общественного транспорта.
Кроме того, уделено внимание развитию микромобильности, в частности до 2025 года запланировано строительство в городе 60 км новых велодорожек, с развитием еще на 125 км до 2030 года. Важной для города станет разработка единой транспортной модели для Алматинской агломерации, включающей в себя не только перераспределение транзитных транспортных потоков и направление их в обход города, но и интеграция в единый транспортный каркас железнодорожного транспорта.
На реализацию этой Дорожной карты будет выделено 991 млрд тенге, большая часть из которых – почти 466 млрд – будет потрачена из местного бюджета. Еще 427 млрд. тенге будет заложено в затратную часть республиканского бюджета, и 98,35 млрд тенге привлекут в виде частных инвестиций.
Повышение качества услуг в ЖКХ
На развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства города до 2030 года будет выделено в общей сложности 1,143 триллиона тенге. В этой сфере основная нагрузка финансирования ляжет на республиканский бюджет – 846,1 млрд тенге. Еще на 220,3 млрд тенге Дорожную карту профинансирует местный бюджет, и 76,7 млрд тенге добавят инвестиции частного бизнеса.
Эта Дорожная карта включает в себя 16 проектов, целью которых станет строительство новых, а также модернизация действующих коммунальных сетей. Часть проектов будет профинансирована за счет новой тарифной политики, которая будет действовать в рамках программы "Тариф в обмен на инвестиции".
Для полного обеспечения горожан централизованным водоснабжением, картой планируется строительство 4 новых водозаборов. Одним из наиболее важных для города проектов станет двухэтапный перевод на газ питаемой углем ТЭЦ-2. Уделено внимание формированию единой схемы электроснабжения мегаполиса, а также строительству и модернизации водоводов и очистных сооружений.
Устойчивый экономический рост
Программа экономического развития также включает в себя 16 важнейших проектов. Основной упор Дорожная карта делает на развитие высокотехнологичных производств, развитие креативных индустрий и IT-сектора экономики и на экспорт туристских услуг.
Приоритетными направлениями станут реализация частных проектов в обрабатывающей промышленности, развитие индустриальной зоны, промышленных парков и развитие туристской инфраструктуры в Алматы.
Для достижения этих целей, до 2030 года, предусмотрено финансирование в размере более 1,28 трлн тенге, но на этот раз наибольшую часть из этой суммы - 1,126 трлн тенге, предполагается привлечь в виде частных инвестиций. 114 млрд и 40 млрд тенге будут выделены на развитие в этих сферах из местного и республиканского бюджета соответственно.
Поддержка развития молодежи, культуры и спорта
Большинство из 36 проектов этой Дорожной карты направлены на развитие социальной сферы города Алматы. Важнейшими пунктами этого плана станут обеспечение молодого поколения доступным арендным жильем, повышение уровня возможностей образования, переобучения и трудоустройства.
Развитие культурной среды предполагает не только сохранение и преумножение культурных объектов, но и открытие новых культурных объектов и "центров притяжения". Культура должна стать одним из факторов повышения туристической привлекательности Алматы для иностранных туристов, в том числе за счет формирования нового, интересного, креативного событийного ряда.
Развитие в сфере спорта должны обеспечить создание доступной городской инфраструктуры для здорового образа жизни, куда будут включены физкультурно-оздоровительные комплексы, уличные воркаут- и спортивные площадки, городские парки и скверы, которые будут оборудованы беговыми дорожками, тренажерными и игровыми площадками.
Для финансирования этой программы на ближайшие годы предусмотрено 622,7 млрд тенге. 349,8 млрд будет привлечено за счет частных инвестиций, еще 272,9 млрд будет выделено из местного бюджета.
Инклюзивная среда, образование и медицина
На развитие образования, доступной и качественной медицины, а также создание среды доступных возможностей в последующие годы планируется потратить 1 триллион 651 миллиард тенге. 675,6 млрд потратят из бюджета Алматы, 343,6 млрд выделит республиканский бюджет, а еще почти 632 миллиарда городские власти планируют привлечь в виде частных инвестиций.
Эта часть плана развития города включает в себя 17 основных проектов, в том числе строительство новых и модернизация существующих больниц, поликлиник, станций скорой помощи, школ. Кроме того, внимание будет уделено особо острой проблеме по созданию к 2030 году безбарьерной среды доступности для лиц с инвалидностью на всех социальных объектах города. Предусмотрено снижение показателей инвалидизации населения, которое должно быть достигнуто путем повышения качества медицинского обслуживания, что позволит улучшить показатели раннего выявление патологии у детей, реабилитацию и полное обеспечение специальными средствами реабилитации и социальными услугами горожан с инвалидностью.
Одним из приоритетов остается сокращение в городе Алматы дефицита ученических мест. К 2025 году планируется построить более 50 школ, 22 из которых будет возведено в рамках Национального проекта "Комфортные школы". Строительство еще 29 школ и 7 пристроек к школам пройдет по программе "1000 школ", в том числе, за счет заключенных с застройщиками жилых комплексов меморандумов и строительства частных общеобразовательных учреждений. Реализация проектов будет продолжена до перехода всех алматинских школ на обучение в одну смену, что запланировано к 2030 году.
Зеленый Алматы
Реализация 12 проектов Дорожной карты позволит значительно повысить качество атмосферного воздуха за счет перевода на газ основных загрязнителей атмосферы города – ТЭЦ-2, частного сектора и промышленных предприятий. Предусмотрено обновление парка экологичного общественного транспорта, сокращение использования частного автомобильного транспорта, создание новых и расширение существующих зеленых зон, с акцентом на создаваемые полицентры города Алматы.
Реализация этих проектов потребует финансирования в объеме 451,5 миллиарда тенге. Основная нагрузка ляжет на городской бюджет – 345, 1 млрд тенге, а финансирование в сумме 106,4 миллиарда обеспечат частные инвесторы.
Алматы – смарт-сити
"Цифровая" Дорожная карта включает в себя план по созданию "цифрового двойника" города. Развитие цифровизации городских сервисов для алматинцев и внедрение "умных" датчиков в сфере ЖКХ. В реализацию концепции умного города будут входить проекты большинства перечисленных дорожных карт, в том числе по общественному транспорту, социальной сфере, полицентричному развитию и безопасности.
Объем финансирования этой дорожной карты в размере 166,67 миллиардов предусматривает выделение средств из местного бюджета и привлечение частных инвестиций. До 2030 года на эти нужды городская казна потратит 166,27 млрд. тенге, а 400 миллионов придется на долю частных инвесторов.
Безопасный город
Дорожная карта "Безопасный город" включает в себя 8 основных проектов. Одним из пунктов станет открытие к 2025 году 16 сервисных центров полиции. Уделено внимание и другим проектам, призванным повысить безопасность города. Так, запланировано полное освещение всех городских улиц и дворов, полное покрытие всей территории города системами видеонаблюдения и установка тревожных "SOS-кнопок".
Развитие системы раннего оповещения о сильных землетрясениях, установка около 30 сейсмостанций и интеграция с аналогичной системой Кыргызстана позволят значительно повысить готовность горожан и экстренных служб к чрезвычайным ситуациям.
Расходы на развитие системы безопасности Алматы целиком лягут на городской бюджет. До 2030 года на эти цели будет потрачено 84,243 миллиарда тенге.
Таким образом, общий объем финансирования до 2030 года всех 9 Дорожных карт составит сумму более 7 триллионов 537 миллиардов тенге. В целях эффективной реализации проектов, обозначенных в Дорожных картах, будут организованы проектные офисы, в состав которых войдут сертифицированные проектные менеджеры, отраслевые эксперты, которые будут созданы на базах АО "Центр развития город Алматы" и ТОО "НИИ "Алматыгенплан".
Максим Морозов