О разных музеях замолвите слово
Кто придумал музеи и когда это случилось, мы не знаем. И, наверное, уже никогда не узнаем.
Но доподлинно известно, что музеи были связаны с коллекционированием. У человека всегда была страсть к собирательству, даже в эпоху античности. Историки говорят, что первым подобием музея был Мусейон в Александрии, и было это в 290 году до н. э. В этом здании было много комнат. В одной из них находилась знаменитая Александрийская библиотека.
Позже, в средние века, люди стали свои коллекции демонстрировать. Это были уже почти музеи. А в 15-16 веках появились кабинеты древностей и кунсткамеры. Правда, кунсткамера в понимании современного человека не совсем музей, а скорее хаотичное собрание диковинных вещей. Экспозиции, то есть смысловой последовательности расположения предметов, в кунсткамерах не было.
А в том виде, в котором нам музей привычен, он появился лишь в конце 17-го – начале 19 века, когда наступила эпоха Просвещения. И понеслось!.. Музеи стали появляться тут и там, и чем дальше – тем их стало больше и тем разнообразнее стали их экспозиции.
Нынешние музеи бывают разные.
Государственные и частные.
Просветительские, в которых все разложено по полочкам и систематизировано, они как энциклопедия или справочник.
Исторические – эти как учебник истории, и все в них рассказывает об истории – от древнейших времен до наших дней.
Археологические – часто это старые поселения и города, точнее, то, что от них осталось. Наш Талхиз или Туркестан – это музеи под открытым небом!
А еще есть музеи детские, ведомственные (к примеру, музейчик алматинской больницы № 4), научные (музей геологии или палеонтологии), профессиональной направленности (музей медицины, к примеру), специализированные (музей игрушек или музей шоколада)…
С развитием технологий появились музеи виртуальные, музеи интерактивные и так называемые гедонистические музеи, ориентированные на приятное времяпрепровождение, получение удовольствия. Там все красиво, все эстетически выверено, продумано. Много элементов интерактивности – не только исторические документы, а всевозможные реконструкции, мастер-классы. Сейчас, кстати, многие галереи и музеи эволюционируют в гедонистические. Посетители идут в такие музеи скорее для получения эмоций, а не для получения знаний. И это тоже здорово…
Но всегда музей – место особенное, тут хранятся и демонстрируются вещи, объекты, изъятые из повседневного обихода. Музейные предметы всегда служат доказательствами явлений и процессов, происходящих в жизни и культуре, то есть выполняют функцию документирования.
И, конечно, любой музей – очень точный "термометр" состояния общества: чем больше музеев и чем чаще в них ходят люди, тем выше уровень культуры и образования в этом обществе.
А "качество" музея не определяется его размерами и количеством экспонатов. Очень часто небольшая музейная экспозиция в маленьком городе может впечатлить посетителя гораздо больше, чем столичный суперсовременный безразмерный музеище.
Сейчас во всем мире растет количество музеев. Казахстан – не исключение. Сейчас насчитывается 245 музеев по всей стране. Это те, которые официально считаются музеями, в которых есть сотрудники. А так-то их еще больше.
Вспомним некоторые из них.
В Кызылорде в первую очередь музееманам рекомендуем посетить Кызылординский областной историко-краеведческий музей. Двухэтажное здание с интереснейшей экспозицией, которая демонстрирует историю края с древнейших времен до наших дней. 11 залов, более 4500 экспонатов. Конечно, обойти его за одно посещение просто невозможно, даже если по секунде стоять у каждого экспоната, то нужно полтора часа минимум. Потому каждый посетитель выбирает то, что ему наиболее интересно или близко – есть залы Казахского ханства, советского времени, этнографии, культуры, независимого Казахстана. Можно совершить путешествие во времени по земле Сыра.
И увидеть окаменевшее дерево (ему тысячи лет!), петроглифы бронзового века, разные объекты андроновской культуры, старые-старые книги, предметы быта, начиная с 10 века. А в зале советского периода выставлены образцы продукции, которую выпускали кызылординские предприятия в то время. Отражены в экспозиции и современные достижения региона – область стремительно развивается, да и космодром Байконур рядом…
И это не все экспонаты, еще 60 650 находится в фондах музея! Они были накоплены за долгую историю: музей был образован еще в 1939 году. Правда, тогда он располагался в бывшей православной церкви. И, собственно, во многом благодаря музею здание сохранилось в приличном виде. В советское время в церкви размещался пункт приема спецпереселенцев, затем обсерватория, а потом областной краеведческий музей. Тогда там было выставлено большое количество экспонатов оружия и монет времени крепости Ак-Мечеть.
Впрочем, Свято-Казанский храм и сам как музей – построен был в 1890-м (или 1878-м – информация разнится даже на досках, установленных на здании) местным архитектором Есаковым. Здание неовизантийского стиля, выложенное из жженого кирпича желтого цвета. Кирпич тоже ценный, прочный и красивый, его везли сюда за 300 км из Казалинска. Сейчас у здания статус памятника архитектуры Республики Казахстан государственного значения.
А музей переехал еще в 80-е годы 20 века в большое двухэтажное здание. И даже само здание, красивое, стильное и немолодое (построено оно в 50-х года прошлого века), важная городская достопримечательность.
Еще один музей, поражающий пытливого путешественника в самое сердце, – железнодорожный музей при Кызылординском депо. Он ведомственный, и так просто туда не попасть. Нам повезло, обычно он открыт только для сотрудников и их семей. Здесь с любовью собраны фотографии и вещи тех, кто в разное время и даже в разные эпохи работал в депо.
Чемоданчики железнодорожников разных эпох, всевозможные профессиональные инструменты, старые карты – вся экспозиция повествует о славной истории депо и о людях, которые эту историю создавали. Есть тут и макет депо с веерным зданием на 16 стоил.
А совсем рядом со зданием музея можно видеть этот веер наяву. Он цел и в рабочем состоянии, несмотря на возраст – построено депо в 1904-1906 годах. В начале 20 века это была Оренбургско-Ташкентская железная дорога. Сейчас железнодорожный узел и локомотивное депо Кызылорда находятся на главном ходу Западного региона "Казахстан темір жолы".
В 1906 году в Перовском паровозном депо насчитывалось 159 рабочих и служащих. Многие рабочие коллектива депо были выходцами из семей потомственных железнодорожников Тамбова, Самары, Саратова и Воронежа. Приглашение специалистов со стороны было мерой вынужденной, потому что при формировании коллектива депо в Перовске (так тогда называлась Кызылорда) не было рабочего класса, а тем более специалистов-железнодорожников. Паровозный парк тогда состоял из 10-14 паровозов, работавших на нефти, а техническая скорость грузовых поездов составляла 20-25 км в час. К концу 1930-х годов в депо пришли более мощные паровозы, построенные на шведских, немецких и российских заводах.
В 2005 году, когда Кызылординское локомотивное депо праздновало свое столетие, на его территории был установлен этот ранее "действующий" памятник паровозу.
Вообще, исходя из нашего опыта, смело можем заявить, что историко-краеведческие музеи в областных центрах и небольших городах всегда имеют любопытные экспозиции. И обязательны, по нашему разумению, к посещению для всех путешественников. Неважно, с какой целью путешествие совершается: посещение ли родственников, деловая поездка или развлекательная.
Рядом со старинной Всехсвятской церковью, в самом сердце старого Петропавловска есть удивительный музей, в небольшом пространстве которого плотно и разнообразно уместилась вся история города и его жителей. Создан он был в 2015 году, а инициатором его основания и хранительницей является библиотекарь храма Валентина Александровна Махоня.
Это ей пришла в голову мысль сделать епархиальный музей в двух частях – зал светской и зал церковной истории. Для церковной части музея экспонаты были – Всехсвятский храм очень старый, он строился в 1890-1894 годах и никогда не закрывался – ни в революцию, ни после. Потому здесь сохранилось очень много предметов церковной утвари, икон, книг.
А в "светской" части музея было решено воссоздать быт петропавловцев прошлого и позапрошлого веков. Вышивки, лампы, телевизоры, радио, машинки "Зингер", нитки середины прошлого века и прочие семейные ценности несли в музей люди. И до сих пор несут, обогащая экспозицию и привлекая новых посетителей.
В музее соседствуют вещи разных времен и разных предназначений. Пионерская форма, горны, барабаны – из тридцатых, пятидесятых, семидесятых годов… Открытки и фотографии дореволюционного времени. Медали и письма солдат Великой Отечественной. Патефоны и маслобойки, фотоаппараты и печатные машинки – это середина 20 века… Большая коллекция старых утюгов. Есть и более древние приспособления для глажки – валики, скалки, рубели… Есть самовары, примусы, подстаканники. Некоторым экспонатам лет 120, а то и все 150.
В отдельной витрине иконы – жертвы и свидетели человеческого варварства. Глаза святых на иконах выжжены, выколоты ножами, поцарапаны острыми предметами. Этим надругательствам иконописные лики подверглись во времена идеологической войны с религией.
Гордость музея – этот серебряный рожок. Этот предмет, как и современная стеклянная бутылочка, использовался для кормления младенцев. На рожке есть надпись: "Бог милует и питает младенца своя", изображены на нем святые и ангелы. Еще один уникальный предмет – висячий замок работы павловского замочных дел мастера. Василий Егорович Тужилов, так его звали, был знаменитейший кустарь, и работы его очень ценятся коллекционерами замков по всему миру. Да-да, есть и такие коллекционеры.
А есть еще и машинка для стрижки волос. Вроде самая обычная, да необычная, она прошла три войны: Первую мировую, гражданскую и финскую. В музей машинку принесла пожилая горожанка – это машинка ее отца. И таких удивительных, необычных с точки зрения современного человека вещей тут множество.
Потому, наверное, музей никогда не пустует, особенно много здесь бывает молодых людей, им интересны жизнь и быт их предков.
Особый вид музеев – это дома-музеи известных личностей. Это очень добрые музеи. В Алматы таких много, ведь тут жили в разное время самые известные казахстанцы. Но даже среди этих музеев особняком стоит музей Динмухамеда Ахмедовича Кунаева. Это самый посещаемый музей города. И открыт он был в честь 90-летия Кунаева в 2002 году. А в 2011-м, к столетию политического деятеля, была открыта мемориальная музей-квартира, в которой Кунаев с супругой прожили 24 года в период с 1969 по 1993 год.
То есть музей Кунаева состоит из двух комплексов, находящихся в соседних домах. Первый – три экспозиционных зала, посвященных жизни и деятельности Динмухамеда Ахмедовича. Там документы, фотографии и другие экспонаты, рассказывающие о детстве и студенческих годах, начале трудовой деятельности, политической, научной и государственной деятельности. Есть здесь и фотографии его родителей – Зухры и Менлиахмеда Кунаевых.
А вторая часть – квартира, в которой все осталось примерно так же, как и при жизни Динмухамеда Ахмедовича: рабочий кабинет, гостиная, спальная комната и кухня. И там мы понимаем, каким скоромным и простым человеком он был – даже по меркам советского времени квартиру нельзя считать роскошной. А сейчас такой квартирой вообще никого не удивишь – ни квадратурой, ни мебелью, ни отделкой, ни интерьером. Трогательные вязаные салфеточки под хрустальные вазы, много книг – если есть тут роскошь, так это книги! Их невероятное, огромное количество – от альбомов по искусству до научно-технической литературы. Многие – с теплыми подписями авторов. И многочисленные подарки глав государств, деятелей культуры, простых людей.
Тут же, в его рабочем кабинете, хранится знаменитая коллекция зажигалок Кунаева. Томики Шекспира – зажигалки. Есть зажигалки от Nokia, есть зажигалка от Саддама Хуссейна… А супруге Кунаева – Зухре Шариповне – частенько дарили посуду. И "посудную коллекцию" разглядывать очень интересно – она из разных стран, из разных городов мира…
Говорят, семья Кунаевых любила гостей и всегда тепло их встречала. И сейчас эта квартира открыта для всех – приходите, смотрите, вспоминайте великого человека.
Если же вы попадете в Жаркент, то обязательно зайдите в художественную галерею им. Абылхана Кастеева. Находится она в историческом здании конца XIX века. Кастеев родился и вырос в этих местах, в селе недалеко, всего в 20 километрах от Жаркента. Потому логично, что галерея носит имя этого великого художника. И есть тут зал, посвященный его жизни и творчеству: семейные фото разных лет, дипломы, документы и две художественные работы кисти мастера.
Галерея была основана в 2004 году, и основной ее целью является создание собственной коллекции из произведений памятников художественного творчества казахского народа и народов Казахстана, изобразительного и декоративно-прикладного искусства различных стран и народов. Есть здесь зал с постоянной выставкой художников района.
Бывают периодически тематические выставки произведений как уже известных мастеров, так и начинающих – тут действует художественная школа для юных художников. И работы, ими создаваемые, впечатляют.
Экспозиция постоянно меняется и обновляется, так что тут каждый раз видишь что-то новое, интересное!
Ну и пример (очень впечатляющий) домашнего музея. Находится этот музей в реальном жилом доме алматинки Ольги Мартыновой.
Он занимает почти все пространство – стены, подоконники, шкафы, есть полки в оконных проемах, все поверхности мебели тоже занимает коллекция. Точнее – коллекции.
Ибо Ольга собирает, казалось бы, очень разные вещи: башмачки, чайные пары, чайники, петухов, картины, вышивки… Начиналось все когда-то давно с марок и кактусов, продолжилось коллекцией (неожиданно!) режущего инструмента. А коллекция была огромная: протяжки, резцы, сверла. Ольга по образованию инженер-механик и эту коллекцию оставила техникуму, в котором преподавала.
Стены в этом доме все закрыты картинами, вязанием, фотографиями, панно – эти работы прибыли сюда из разных стран. Есть фотографии предков – своеобразное генеалогическое древо.
На особенном месте, в так называемом красном углу – иконы. Они тоже прибыли в этот дом из разных стран, среди них подарки и семейные реликвии.
Родные и близкие уже так привыкли к этим замечательным коллекциям, что воспринимают их как часть декора, а хозяйка все экспонаты не только "в лицо" знает, но и помнит истории, как они к ней попали. И с удовольствием их рассказывает. Начинает "плясать от печки", печки-"контрамарки". Она сама уже музейный экспонат, как и деревянный дом, который был построен аж в 1932 году.
В этот музей не продают билеты, сюда не ходят посетители. Потому что музей частный, домашний, для личного, так сказать, пользования…
А вот в другие казахстанские музеи билетов продается с каждым годом все больше. Доковидная статистика свидетельствует, что за 2018 год услуги музеев выросли на 24,4%. Только за один год! Для сравнения: в 2017 году услуги музеев составили 8,1 млрд тенге, а в 2018-м уже 10 млрд тенге. Ходите в музеи. Ходите с друзьями, с родней, с детьми. Музей – потрясающее, волшебное место, в котором хранятся свидетельства нашей истории, всей нашей жизни во всем ее многообразии.