По местам гражданской славы
80 лет назад началась Великая Отечественная война – самая трагическая страница ХХ века. Вклад Казахстана в дело Великой победы неоценим, но, поскольку война не коснулась непосредственно казахстанской территории, многим кажется, что у нас нет памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной.
Между тем в нашем городе происходили события, напрямую влиявшие на события Великой Отечественной. Причем как на фронтовую ее составляющую, так и на тыловую, ведь история войны – это не только история боев, атак и наступлений. В тылу, важнейшим центром которого была Алма-Ата, тоже происходило много судьбоносных событий.
Главное место, где каждый алматинец и гость южной столицы может почтить память ветеранов, – парк 28 гвардейцев-панфиловцев в центре Алматы. Парк, окружающий Вознесенский собор, всегда был одним из главных в городе. Сегодня мало кто помнит, сколько названий он сменил, прежде чем получить сегодняшнее имя: и Пушкинский парк, и парк Федерации, и даже трудновыговариваемый сад Губкомпомарма. Но вот уже почти 80 лет, как этот парк носит имя 28 гвардейцев-панфиловцев, и уже 46 лет как здесь построили легендарный мемориал Славы, посвященный Великой победе. Мемориал стал народным – 9 мая сюда приходят сотни тысяч людей почтить память предков-ветеранов и всех, кто отдал жизнь ради победы над нацизмом.
О героях-казахстанцах, внесших неоценимый вклад в победу, написаны сотни книг. Со школьной скамьи нам известны имена Талгата Бигельдинова, Сергея Луганского, Султана Баймагамбетова, Леонида Беды, Касыма Кайсенова и многих других. Многие знакомы и с историей героев-панфиловцев.
Вокруг истории их подвига, по сути, решившего итог битвы за Москву, а во многом и всей второй мировой войны, до сих пор идут споры. Часть историков настаивает на канонической версии подвига, согласно которой 28 бойцов остановили 18 немецких танков. Спор, ведущийся уже не первое десятилетие, стал скандальной дискуссией об одном из решающих сражений войны. Мнения разделились.
Одни, признавая в целом, что первоначальная версия подвига изобилует неточностями и откровенными вымыслами, считают, что нужно оставить эту версию в качестве «вдохновляющей легенды» следующим поколениям. Другие полагают, что историческая правда никак не умаляет подвиг панфиловцев. Только всей 316-й дивизии, а не 28 человек из 4-й роты, возглавляемой политруком Клочковым. Следы исторического мифа можно видеть и на гранитных тумбах аллеи панфиловцев. У всех героев в качестве даты смерти вплоть до последних лет был указан 1941 год. Лишь в 2010-е годы исторические несоответствия на памятниках были устранены. Хотя известно, что Григорий Шемякин, Илларион Васильев, Даниил Кожубергенов выжили и после возвращения с фронта испытывали множество проблем, потому как их тогда приняли за самозванцев.
Самый примирительный и единственно верный вердикт всем дискуссиям вокруг героев вынесла внучка генерала Панфилова Айгуль Байкадамова – о том, что героев-панфиловцев не 28, а 11 750 человек – вся дивизия. И отдельные подвиги служивших там солдат и офицеров нельзя ни выделять, ни умалять.
Мемориал генералу Ивану Васильевичу Панфилову открывает аллею 28 панфиловцев. Имя этого полководца навсегда вписано в историю, как человека, благодаря которому во многом решился исход битвы под Москвой. Его имя также навсегда связано с Казахстаном. Хотя изначально казалось, что Алма-Ата лишь очередное место службы.
Прибыл он сюда на рубеже 1930-1940-х годов вместе с женой и двумя дочками. И здесь, в Алма-Ате, состоялось его знакомство со старшим лейтенантом Бауржаном Момышулы. После начала войны, в июне 1941 года, Момышулы был назначен комбатом 1073-го Талгарского стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии – той самой, что войдет в историю под именем Панфиловская.
В южной столице сохранилось несколько точек, где формировалась дивизия. Одна из них – бывшее общежитие мединститута на пересечении улиц Шевченко и Байтурсынова. Ныне в нем располагается бизнес-центр. Возможно, эпизод с формированием дивизии остался бы единственным, связывающим его с Казахстаном. Именно отсюда Панфилов отправился на фронт, и все призывники, поехавшие на фронт из столицы Казахской ССР, сегодня считаются казахстанцами, хотя далеко не все родились под этим небом.
Главное событие, навсегда связавшее генерала с Казахстаном, произошло после смерти Ивана Васильевича. Причиной тому послужила любовная история его старшей дочери Валентины. Валя служила в санбате, в дивизии, возглавляемой отцом. По характеру была очень компанейской и «своей в доску» среди солдат, которые называли генерала «батей», а к Вале относились как к сестре. Пережив гибель отца, Валентина воевала на фронте до 1944 года. Тогда во время битвы за Прибалтику она получила контузию и была комиссована. Добираясь поездом до Алма-Аты, она познакомилась с композитором Бахытжаном Байкадамовым. Как рассказывает Алуа, внучка генерала Панфилова и дочь Бахытжана Байкадамова, дело обстояло так:
«Отец возвращался из Москвы. Он ехал вместе с актером Аубакиром Исмаиловым. В купе заходит моя бабушка Мария Ивановна и спрашивает: «Ребята, вы до какой станции едете?» – «Алма-Ата». – «Здорово. С вами поедет моя дочь, ее зовут Валя. Она контужена, заикается и очень стесняется этого».
Позже Бахытжан и Валентина стали вместе работать, и решающую роль в их отношениях сыграла мама Байкадамова, которая просто подошла к Вале и спросила: «Тебе нравится мой сын?» «Конечно, нравится», – ответила Валентина. «Так выходи за него замуж», – сказала мама Бахытжана. Союз вышел очень крепким – у пары родились три дочери: Балдырган, Айгуль и Алуа, которые очень трепетно хранят память и об отце, и о великом деде. Для их семьи память о генерале Панфилове – дело чести.
С недавних пор на пересечении аллеи панфиловцев с улицей Гоголя стоит корабельная пушка с крейсера «Киров». Это не просто оружие, украшающее парк. С Казахстаном пушка связана непосредственно. Сам крейсер прошел финскую войну, затем отражал атаки с моря на Ленинград. Уже после войны, в октябре 1945 года, «Киров» подорвался на мине близ Кронштадта. Однако с первого дня выхода крейсера «Киров» в море шефство над судном взяли комсомольцы Казахстана, поэтому на его борту всегда до трети личного состава экипажа составляла казахстанская молодежь. Именно по этой причине после исключения корабля из списков флота в середине 1970-х 100-миллиметровую пушку отправили в Алма-Ату. Хотя в парке она была установлена лишь на 65-ю годовщину победы – в 2010 году. До этого оружие несколько десятилетий стояло во дворе дома по улице Чайковского, где ранее был музей Комсомола Казахстана.
Нельзя не сказать и о нынешнем музее музыкальных инструментов – в этом здании, напоминающем сказочный теремок, во время войны кипела культурная жизнь. Артисты в большинстве своем работали в агитбригадах на фронте, но «перепадало» и тылу. В годы войны здесь выступали великие Аркадий Райкин и Рина Зелёная, поднимая настроение тем, кто ковал победу в тылу.
Алма-Ата военных времен непредставима без Центральной объединенной киностудии. Именно тогда наш город на четыре года стал Советским Голливудом. Причем это не простое сравнение. Количество солнечных дней в году, сравнимое с Калифорнией, стало причиной для киностудий «Мосфильм» и «Ленфильм» переехать именно в Алма-Ату, а не, скажем, в Куйбышев (ныне – Самару), куда массово эвакуировались чиновники. Память о тех событиях хранит здание Казахской государственной филармонии имени Жамбыла, где и разместилась Центральная объединенная киностудия. А в доме на пересечении улиц Богенбай-батыра и Зенкова, который прозвали «лауреатником», поселился весь цвет тогдашнего советского кинематографа.
14 октября 1941 года, когда панфиловцы бились за Москву и судьба советской столицы висела на волоске, из Москвы в Алма-Ату выехал специальный эшелон – это были кинематографисты и их семьи. Они ехали на новое место, где им предстояло снимать фильмы в период войны. От одного списка этих имен может закружиться голова. Все легенды советской киноклассики обосновались здесь: Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Всеволод Пудовкин, братья Васильевы, Любовь Орлова, Вера Марецкая, Николай Крючков, Людмила Целиковская, Борис Бабочкин, Борис Чирков, Николай Черкасов и многие другие.
В память о том времени кинофонд бережно хранит фильмы «Иван Грозный», «Жди меня», «Парень из нашего города», снятые в Алма-Ате. На территории киностудии фильмы снимались, как правило, по ночам, потому как днем вся электроэнергия шла на заводы. Тот же Сергей Эйзенштейн исхитрился снять дневную сцену ночью – вставив в темные окна фольгу. Сегодня часто используют подобные отражатели из фольги для усиления света, но чтобы абсолютно темной ночью с помощью фольги сымитировать день – первым до этого додумался Эйзенштейн именно в Алма-Ате.
Жители города в те годы наблюдали диковинную картину – звезды, которых они видели только на экране, шли на работу как обыкновенные горожане. Свидетели вспоминают, как Любовь Орлова каждое утро распевалась, тем самым устраивая для прохожих настоящие концерты.
Сегодня этот дом выглядит фешенебельным особняком: за последние годы его не раз перестраивали. Его богатое прошлое даже отразилось в названии ресторана, который сейчас там располагается. Но в военные годы условия здесь были, прямо скажем, не курортными. В каждой комнате жили по 8-10 человек. Удобства – во дворе. Полноценной системой водоснабжения и канализации город обзавелся лишь после войны. В 1941-м, когда здесь поселились советские звезды, бытовая и гигиеническая необустроенность была причиной массы болезней, самая страшная из которых – брюшной тиф, который косил людей в тылу. От него умерла актриса Софья Магарилл. Она заразилась, ухаживая в больнице за сценаристом и писателем Сергеем Ермолинским, которому удалось выжить.
Переехали в Алма-Ату и многочисленные деятели театральной и музыкальной культуры: от Галины Улановой до Сергея Прокофьева. Они работали в только что открывшемся в 1941 году оперном театре. Жили они в «доме делегатов», позднее известном как гостиница «Иссык», где сегодня находится бизнес-центр. Приехало и немало писателей. Хотя столицей литературной эвакуации традиционно считается Ташкент. В частности, Михаил Зощенко написал в Алма-Ате сценарии аж к шести фильмам. Зощенко организовал перевод своих «Рассказов о Ленине» на казахский язык тиражом в 18 тысяч экземпляров. В новый 1942 год он обратился с добрыми пожеланиями к читателям «Казправды». Михаил Михайлович очень активно работал в алматинский период своей жизни, хотя основательно подорвал здоровье, посадив легкие. Он жил в холодном и влажном полуподвальном помещении в одном из домов в районе «Компота». Здесь же проживал и Виктор Шкловский.
Несколько больше повезло, к примеру, Константину Паустовскому, который квартировал у великого казахского писателя Мухтара Ауэзова. Вот что он писал своему другу Рувиму Фраерману в 1941 году:
«С большим трудом переехал в Алма-Ату… Город чудесный, весь в густых садах, у подножия снеговых гор, много солнца, жара, но все же тоскливо на сердце… Живем у чудесного человека – казахского писателя Мухтара Ауэзова, он уступил нам одну комнату…»
Комнату в том самом писательском доме, что до сих пор стоит на пересечении улицы Кабанбай-батыра и проспекта Назарбаева.
В целом можно сказать, что военная эвакуация лучших творческих умов в Алма-Ату сделала наш город культурной столицей. Самые яркие звезды, конечно, вернулись в Москву и Ленинград после войны. Но многие сценаристы, художники и другие специалисты остались. Кому-то предложили отдельную квартиру вместо прежней комнаты в коммуналке. Кто-то, как Сергей Ермолинский или Юрий Домбровский, оставался в статусе репрессированных. Впрочем, и у вернувшихся в столицу жизнь порой складывалась так, что они с ностальгией вспоминали тесную, но теплую и дружную Алма-Ату начала 1940-х. Чего стоит судьба Михаила Зощенко, которого, едва он вернулся домой, советская власть затравила печально знаменитым постановлением о журналах «Звезда» и «Ленинград».
В те военные годы ожила не только светская и культурная жизнь, но и религиозная. К примеру, в 1944 году впервые после нескольких лет закрытия в Алма-Ате снова открыл двери для верующих самый старый в городе Казанский собор. Это был один из первых храмов Алма-Аты, возвращенный верующим города. Полгода спустя здесь отслужил первую службу вновь назначенный на кафедру архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский). Вскоре он добился возвращения верующим и Никольского собора.
Как мы видим, у Алматы есть своя собственная история, связанная с войной. Город был надежным тылом, где изготавливали и отправляли оружие на фронт, из тогдашней столицы Казахстана на фронт уходили самоотверженные солдаты и офицеры. Военная эвакуация творческих людей со всего Советского Союза преобразила город и сформировала из него самобытную культурную столицу.
Константин Козлов
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!