RU KZ

Подготовка на перспективу

https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/gIrdC0VK.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/1Ugqm7Z9.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/bfqoHC80.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/Pofoinas.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/ZuiA98fo.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/09yF9NnA.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/XtlQrG2Y.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/Vfh2b219.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/GnNu1xd0.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/os2Zk1an.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/MvSjnNkh.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/HgsfD3h2.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/0FIJWMV0.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/FBhKEgZt.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/TaVDR1u5.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/zdGWrU7m.jpg
https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/gIrdC0VK.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/1Ugqm7Z9.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/bfqoHC80.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/Pofoinas.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/ZuiA98fo.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/09yF9NnA.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/XtlQrG2Y.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/Vfh2b219.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/GnNu1xd0.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/os2Zk1an.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/MvSjnNkh.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/HgsfD3h2.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/0FIJWMV0.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/FBhKEgZt.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/TaVDR1u5.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/55/images/zdGWrU7m.jpg

Как меняется подход в подготовке авиационных специалистов в Академии гражданской авиации.

Более восьмидесяти лет насчитывает история единственного, в нашей стране вуза, главной задачей которого была и остается подготовка специалистов для авиационной отрасли Республики Казахстан. Пройдя путь от учебного отряда местного управления до Академии гражданской авиации, это учебное заведение становится научным центром, где не только готовят пилотов, авиационных инженеров, диспетчеров и специалистов службы авиационной безопасности, но и ведется научная деятельность в авиационной сфере.

Масштабные преобразования, начатые новым руководителем академии, Бекеном Сейдахметовым, уже серьезно изменили подходы к качеству подготовки специалистов. Динамика изменений требований и международных стандартов в сфере гражданской авиации уже давно требовала пересмотров и программ обучения, и критериев отбора обучающихся, и усиления преподавательского состава.

Ярким примером такой работы может послужить назначение на должность руководителя кафедры «Летная эксплуатация воздушных судов» шеф-пилота президентского летного отряда – Ербола Оспанова, пилота и руководителя, имеющего огромный опыт в авиационной отрасли.

«На подготовку одного пилота наше государство выделяет грант в размере 20 000 000 тенге, и наша задача – эффективное использование. Поэтому мы предложили казахстанским авиакомпаниям взаимовыгодное сотрудничество, в рамках которого студенты академии, отобранные самими авиакомпаниями по их стандартам и критериям, будут проходить обучение с гарантией трудоустройства в этих авиакомпаниях, – рассказал Ербол Абылаевич. – Различия в критериях отбора студентов в вуз и в авиакомпаниях были серьезным препятствием для выпускников при трудоустройстве, поэтому мы меняем систему и качество отбора абитуриентов в наш вуз».

Новые требования и возросшее качество обучения в вузе позволили серьезно поднять престиж академии в глазах абитуриентов. В 2020 году сюда поступило почти в два раза больше обладателей медалей «Алтын белгі», аттестатов «с отличием» и выпускников Назарбаев интеллектуальных школ, чем в 2019 году. Есть среди учащихся академии и иностранные студенты из России, Китая, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.

Уникальный тренажерный комплекс академии насчитывает несколько новейших тренажеров различных уровней для подготовки пилотов гражданской авиации. Этот французский авиационный симулятор позволяет оттачивать свое мастерство и получать навыки пилотирования на различных типах воздушных судов, начиная от небольших винтовых самолетов и заканчивая реактивными пассажирскими авиалайнерами.

А эти тренажеры имеют «узкую специализацию» и предназначены для тренировок на самых массовых типах воздушных судов в мире – Airbus 320 и Boeing 737NG.

Кабина такого тренажера с интегрированной системой визуализации в точности, до самых мельчайших деталей повторяет кокпит этого типа авиалайнеров.

Для подготовки специалистов в области авиационной безопасности на базе академии создан региональный учебный центр ICAO (Международной организации гражданской авиации), который готовит студентов по профильной дисциплине и производит переподготовку и обучение для действующих сотрудников и специалистов САБ. Уровень оснащения и компетентность преподавания в этом центре подтверждены соответствующими международными сертификатами.

Аслан Бекмухамбетов, директор учебного центра ICAO:

«В 2020 году наш учебный центр пополнился новым тренажером по интерпретации рентген-изображений сканеров, которые используются в Пограничной службе КНБ Республики Казахстан, в таможенной службе и службами безопасности в аэропортах. Обучение и тестирование операторов, способных максимально быстро идентифицировать изображения на мониторах и моментально распознавать скрытые угрозы, – важнейшая часть подготовки специалистов. В перспективе мы хотим начать подготовку кинологов и профайлеров – специалистов по вербальному анализу, способных «читать» языки тела, жестов и мимики. Огромную важность имеет быстрое реагирование на появляющиеся новые угрозы безопасности воздушного транспорта, таких, например, как распространение малых беспилотных аппаратов, способных даже без всякого умысла со стороны владельцев причинить огромный ущерб воздушному судну и поставить под угрозы жизни пассажиров и экипажей».

Сейчас академия стала фактическим центром развития авиационной науки страны. В этом году здесь был создан научный центр компетенций, состоящий из новых подразделений по развитию, администрированию и коммерциализации научных исследований в сфере воздушного транспорта. Недавно в академии открылась собственная докторантура, и в ближайшее время ожидается защита первой в стране докторской диссертации на авиационную тематику. А примером результатов научной работы академии может послужить совместная работа с одним из авиационных заводов по проведению научных исследований и совершенствованию технологического процесса ремонта вертолетов.

Пандемия коронавируса ускорила процессы развития в Академии цифровых образовательных ресурсов, что позволило перевести в цифровой формат большую часть учебно-методических процессов и расширить применение мультимедийных технологий и интерактивных занятий.

В электронный формат переведены подавляющая часть книг и учебников из библиотеки академии, доступ к которым могут получить преподаватели и студенты не только академии, но и других учебных заведений страны.

В настоящее время здесь ведутся работы по созданию новых и обновлению уже существующих учебных и научно-исследовательских лабораторий. Появятся инновационные лаборатории по авиационной безопасности и по технологиям наземного обслуживания.

Но одной из важных проблем развития кадрового потенциала отрасли, по словам коммерческого директора академии Серика Мухтыбаева, является отсутствие государственной стратегии развития гражданской авиации:

«К сожалению, ответственные министерства не могут дать четкую оценку потребности в кадрах даже в среднесрочной перспективе. Министерство образования выделяет гранты на обучение, а министерство инфраструктуры и развития, в чьем ведении и находится гражданская авиация, мало задумывается о том, где будут трудоустроены молодые специалисты. Для подготовки квалифицированного авиационного специалиста требуется более пяти лет и значительные финансовые вложения, и отсутствие планов развития отрасли в определенный момент может привести к кадровым перекосам и дефициту пилотов или авиационных инженеров. Без четких ориентиров развития авиационной отрасли на ближайшие годы подготовка кадров, востребованных для отрасли, будет под большим вопросом, учитывая и проблему преемственности поколений».

«В рамках программы развития академии до 2025 года мы хотим внедрить принцип одного окна, чтобы любой человек, желающий получить знания в области гражданской авиации, мог прийти к нам, и мы бы могли организовать его обучение по различным программам, начиная от базовых и заканчивая узкоспециализированными направлениями, – продолжает Серик Хамитович. – Для расширения возможностей мы вышли с предложениями о сотрудничестве к учебным центрам по всей стране, в том числе и к иностранным, аккредитованным в нашей республике».

Сейчас в академии готовится полный переход на обучение специальностям на английском языке, что повысит престиж образования в этом учебном заведении и позволит повысить профессиональные качества выпускников. Совершенствуется система управления учебной деятельностью на основе автоматизированных информационных систем. Академия вступила в Международную ассоциацию авиационных вузов – Alicanto, которая находится под эгидой ICAO. Налажено сотрудничество с несколькими профильными иностранными институтами и университетами. Сейчас Академия гражданской авиации – единственный вуз Центральной Азии, где готовят пилотов-вертолетчиков. За 25 лет в академии было подготовлено около 6000 молодых авиационных специалистов. Для обучения приобретаются современная техника и оборудование. Для обучения пилотов есть свой парк учебных воздушных судов известных мировых брендов. В текущем учебном году в академии впервые стали обучаться пилоты-магистранты. А 30 будущих пилотов из академии получают образование в летной школе в Чехии по европейским программам подготовки пилотов.

Максим Морозов


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Читайте в этой рубрике: