Точка на карте
Город с характером.
Караганда. Люблю приезжать в этот город. Хоть нет в нем особенных красот и не похож он на курорт, мне нравится его лаконичная и монументальная архитектура. Ей хочется уделить особое внимание в моих путевых заметках. Особенно нравится в этот город прилетать. Потому что здесь совершенно необычный, удивительный аэропорт. Точнее – здание аэровокзала при нем.
Первая карагандинская достопримечательность, с которой сталкивается гость города. И это замечательно. Потому что увиденное задает тон всей поездке и демонстрирует карагандинский характер во всей его красе – уникальность, основательность, технологичность и верность традициям.
Аэропорт носит название «Сары-Арка», но коренные карагандинцы называют его «новый аэропорт». Потому что есть еще «старый», построенный в 40-х годах прошлого века. Сейчас в его стенах расположился авторынок. До него я в этот раз не доехала, потому фотография из Интернета.
Новый же аэропорт начали строить в 1980 году. А закончили в 1996-м. Такой карагандинский долгострой. Однако осенью 1984 года уже начались рейсы – в «старом» здании собирали пассажиров и везли на автобусе к самолету на «новую» взлетную полосу. Как когда-то в Алма-Ате 1980-х... А в 90-х, когда достроили здание аэровокзала, это был второй по интенсивности аэропорт в Казахской ССР после Алма-Аты. Площадь аэровокзального комплекса – 33 тысячи квадратных метров. Это и сейчас много, а тогда, думаю, вообще потрясало воображение. Аэропорт строился еще по советским проектам и полностью соответствовал эстетике 80-х. Самое потрясающее в здании – «звездное небо» из 2225 лампочек. Огромная люстра в центре похожа на след ракеты или реактивного самолета. Сотрудники аэропорта уверены, что это самая большая люстра в мире.
Дизайн интерьера, как и фееричная хрустальная (или стеклянная?) люстра, – детали из советского прошлого. Администрация также установила в фойе «Жигули», «Москвич», старые авиационные двигатели, чтобы подчеркнуть атмосферу 80-х. Им это удалось. Получилось стильно.
Мощность карагандинского аэровокзала рассчитана на 1200 пассажиров в час, но в условиях карантина аэропорт пустует. Мы, пассажиры алматинского рейса, были там единственными.
От аэропорта до города минут 30 на машине. Пейзажи за окном впечатляют. И настраивают на деловой лад: все-таки едем в шахтерский город, а не на прогулку в Альпы.
Поездка в Караганду была деловой, как всегда. Ни разу я не приезжала сюда просто так. Очень жаль: Караганда – действительно крутой и неожиданно приятный для прогулок город, особенно его центральная часть.
Но путешественники (я про настоящих путешественников, которые ездят за впечатлениями, а не в командировки) почему-то не стремятся в Караганду на экскурсии. Впрочем, как и я: осматривать город приходится либо из окна автомобиля, либо бегом, либо в редкие минуты безделья, которые обычно случаются рано утром или глубоко вечером.
Я поселилась в гостинице в центре, недалеко от улицы Комиссаров, и гуляла вечером именно по ней. Первым делом дошла до цирка. Карагандинцы очень любят свой цирк. Возле него всегда много гуляющих. И приезжим обязательно показывают здание цирка, справедливо считая его одним из красивейших в городе. А ведь его проект вызвал нарекания своей дороговизной и помпезностью и у общественности, и у руководства республиканского уровня. Однако городские власти настояли на своем и построили одно из самых великолепных зданий в Казахстане.
Построен цирк по проекту карагандинского архитектора Александра Георгиевича Бойкова. Главный инженер — Николай Александрович Кузьмин. Открыли 7 ноября 1982 года. Тогда все открывали 7 ноября….
Четырехметровая девочка на шаре была установлена гораздо позже – 29 августа 2004 года. Архитектор, надо сказать, сильно был против самой идеи, как и многие горожане. Но сейчас все так к ней привыкли, что невозможно представить здание цирка без этой скульптуры.
Очень люблю в Караганде улицу Бухар-Жырау. По возможности стараюсь по ней обязательно пройтись. Это главная улица города. Она вобрала в себя конструктивизм, постмодерн, классику, арт-деко и даже авангардизм. Такой ансамбль зданий редко где встретишь. Потому и в этот раз я захотела полюбоваться на мозаику, что на фасаде управления геологии. Художник – Тутеволь Клавдия Александровна, очень известный мастер советского времени, она в 1948 году закончила МГХИ с отличием по мастерской А. Дейнеки. Была его любимой ученицей, стала заслуженным художником РСФСР… Сейчас ее мозаика – одна из ярчайших достопримечательностей города. Гости Караганды обязательно сюда приезжают.
На проспекте много монументальных зданий: сталинский ампир, советский минимализм и переходные архитектурные формы.
Последние, как мне объяснил местный архитектор, получились самым естественным образом. Строительство некоторых зданий начиналось в 1950-е годы, в проектах были заложены колонны, лепнина, портики, карнизы. Но в 1955-м вышло хрущевское постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», оно и завершило эпоху советского монументального классицизма в проектировании и строительстве зданий и сооружений в СССР. В итоге получили советский минимализм.
Символ Караганды – впечатляющий монумент Шахтерская Слава. Установлен в 1974 году в честь производства Карагандинским угольным бассейном 2 млн тонн угля. В 1969 году был объявлен всесоюзный конкурс на лучший проект будущего монумента. Было представлено 11 проектов скульпторов из Минска, Свердловска, Алма-Аты. Победил вот этот – скульптора А. Билык и архитектора А. Малкова. На изготовление памятника ушло 30 тонн бронзы, в готовом виде весит она 20 тонн. Куда делись 10 тонн, не знаю, видимо, издержки производства…
За Шахтерской Славой расположен Центральный парк культуры и отдыха, а напротив монумента – Дворец культуры горняков. Тоже яркий символ города и свидетель его истории. Строительство было начато в 1940 году по проекту местных архитекторов И. Бреннера и Я. Яноша.
Во время Великой Отечественной войны стройку приостановили, и только в конце 1950 года центральная часть здания была введена в эксплуатацию. На крыше здания – фигуры шахтера, строителя, пастуха с ягненком, колхозницы со снопом, акына с домброй и воина. Автор эскизов – известный советский скульптор Евгений Вучетич.
Фигурки сначала выполнили из гипса, но в 1980-х они начали осыпаться, и карагандинские художники изготовили их точные копии. Они тоже гипсовые, но лучшего качества. Уверяют, что срок их службы не менее 80 лет. Я никогда не была внутри, но говорят, что там необыкновенно круто: стены отделаны мрамором, на потолке роспись художников Тутеволь и Аксенова, в качестве украшений – лепные казахские орнаменты по рисункам казахского художника Шарила Тугембаева.
Казахский драматический театр им. С. Сейфуллина – еще одно карагандинское здание, в которое я мечтаю попасть. Построено по проекту архитектора К. Мусаева. Своей округлой формой олицетворяет традиционное жилище. Выглядит очень необычно, очень современно и очень стильно.
Мое утро началось с променада по делам в сторону вокзала. На пять минут остановилась полюбоваться вокзальным комплексом на фоне восходящего солнца.
Вокзал в городе появился не сразу по одной причине – не было железной дороги, следовательно, необходимости. Караганда стала крупным железнодорожным транспортным узлом лишь в 1950 году, когда соединились Транссиб и Турксиб. В это же время началось освоение целины. И железнодорожная инфраструктура стала просто необходима – увеличился пассажирский поток.
Тогда город задумался о большом вокзале. Построили его в 1956 году. Проект был разработан ленинградским институтом. А фойе и залы ожидания украшены барельефами карагандинского скульптора Петра Антоненко. Несколько лет назад были проведены ремонтные работы на вокзале. Местным жителям результат не нравится. А я другим карагандинский вокзал и не видела. Мне его классический образ очень симпатичен.
Но не стоит думать, что Караганда – это сплошь монументализм и шахтеры. Нет. Много симпатичных арт-объектов: я видела муралы, забавные фигуры, цветники. Но больше всего из современного городского искусства меня поразил памятник Виктору Цою.
Поставили его в 2017-м, раньше, кстати, чем в Питере и Алматы. Я этому не удивляюсь, Цой тут как народный герой, его песни слышны повсюду. Памятник стоит за городским стадионом «Шахтер» (местная футбольная команда – тоже «Шахтер») на улице Олимпийской. Автор оригинального памятника – архитектор Дмитрий Быков. Конструкция развернута на восток, «спиной» к западу. Лицо Виктора на фоне солнечного света. Но, чтобы увидеть, надо постараться найти нужный ракурс. У меня вроде бы получилось.
Уезжала из Караганды в обед. Но встала рано: было дело особой важности. Поручила мне одна пожилая дама заехать в Богородице-Рождественский храм, при котором существует уже много лет своеобразный музей – комната преподобного Севастьяна Карагандинского. Эту комнату надо было сфотографировать и снять видео. Для моей знакомой было очень важно – увидеть хотя бы на видео, как жил, где работал преподобный Севастьян. Личность эта для Караганды легендарная.
Пережив шесть лет Карлага, священник не стал возвращаться в родные места. После освобождения в 1939 году он остался в селе Большая Михайловка (сейчас это район Караганды) и продолжил служение в маленьком домике. В 1955 году власти разрешили построить здесь храм – и его построили. Из двух саманных домиков. Здесь очень скромно, очень красиво и очень хорошо.
Карагандинцы все – независимо от возраста, профессии и вероисповедания – знают это место. Это история города, тяжелая, болезненная и вместе с тем светлая и обнадеживающая. Жизнь этого человека стала для многих примером духовного подвига, верности своим убеждениям, способности пронести истинно человеческие идеалы через всю жизнь. К преподобному люди приезжали со всего Союза – за мудрым словом, поддержкой, утешением. Приезжают и сейчас, хотя уже 54 года, как нет его в этом мире.
Я зашла в домик, где жил когда-то преподобный. Он действительно маленький. И только небольшая доска напоминает, что жил здесь с 1950-го до самой смерти в 1966-м этот необыкновенный человек.
Сейчас в этом домике хозяйственные помещения и трапезная. Ее сооружали всем миром, как говорят, и отец Севастьян тоже участвовал в постройке, хотя был уже немолод и болен. Вот этот столб сам поставил, говорят…
Заглянула в его комнату, сфотографировала скромный быт самого почитаемого казахстанского святого. Все очень просто: кровать, рабочий стол, кресло, где он сидел уже совсем больной…
Вышла потрясенная.
«Люди здесь выстояли в самые сложные времена, выживут и в эти», – сказал водитель, увидев мое изменившееся лицо.
И повез в аэропорт. Сначала мы ехали по широким улицам города, потом незаметно город сменился промышленной зоной, вдоль дороги появились дымящие трубы и шахтные копры… Вот так, дымом, Караганда меня и проводила… До новых встреч, Караганда!
Асыл Аязбаева
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!