Участников дорожного движения в Казахстане ждут новые штрафы
В действующее законодательство Республики Казахстан готовятся изменения, касающиеся альтернативных видов транспорта.
На дорогах и тротуарах страны с каждым годом становится все жарче. И дело вовсе не в глобальном потеплении – на улицы казахстанских городов выезжают тысячи одно- и двухколесных транспортных средств: электросамокатов, велосипедов и скутеров. Битвы между пешеходами и водителями с одной стороны и пользователями альтернативных видов транспорта с другой выливаются в противостояние на дорогах, с реальными пострадавшими.
Резонансные ДТП с участием электросамокатов заставили власти страны и компании, занимающиеся кикшерингом, задуматься об изменениях, направленных на повышение безопасности дорожного движения в стране.
МВД РК, в обязанности которого входит обеспечение безопасности дорожного движения, уже подготовило изменения в действующее законодательство страны, которое устранит пробелы в действующих правилах, прировняв электросамокаты к транспортным средствам, с наложением соответствующих прав и обязанностей на лиц, управляющих этим транспортом.
Об этом на пресс-конференции сообщила официальный представитель департамента полиции города Алматы Салтанат Азирбек. По ее словам, из-за незнания и несоблюдения правил дорожного движения водители электросамокатов, велосипедов и мопедов вносят свою лепту проблем с безопасностью движения в мегаполис, переполненный автотранспортом.
"К сожалению, на дорогах общего пользования мы сталкиваемся со случаями, когда электросамокатами управляют дети 7-8 лет, что прямо запрещено правилами. Поэтому назрела необходимость на законодательном уровне определить статус электросамоката как транспортного средства, а также определить статус лиц, управляющих этим транспортом. В ближайшей перспективе будут внесены поправки в Закон о дорожном движении, что повлечет изменения в ПДД и в Кодексе об административных правонарушениях", – подчеркнула представитель ДВД города Алматы.
В наведении порядка на дорогах заинтересованы и кикшеринговые компании, предоставляющие горожанам электросамокаты для коротких поездок. Представитель одной из четырех кикшеринговых компаний, представленных в Казахстане, Станислав Молчанов.
"Представители акимата предлагали нам снизить возрастной порог для желающих воспользоваться нашими электросамокатами до 16 лет, но мы были категорически против, ведь шестнадцатилетний подросток, мы считаем, не так серьезно относится к правилам дорожного движения и к их соблюдению, нежели совершеннолетний гражданин. Кроме того, мы предлагаем нашим пользователям несколько вариантов скоростного режима самоката, что позволяет сделать поездку максимально безопасной даже для неопытного водителя", – говорит Молчанов.
"Все четыре компании, присутствующие на казахстанском рынке кикшеринга, достаточно плотно взаимодействуют между собой, ведь если мы не будем вместе идти "в ногу", а вернее – ехать в одной колее, то проблемы для бизнеса будут у всех. Поэтому стараемся помочь друг другу, делимся информацией о нарушениях. Одно из направлений, которое позволит повысить безопасность движения, как я считаю, это дальнейшее развитие городской инфраструктуры для альтернативных видов транспорта, как это происходит, например, в Нур-Султане", – рассказал о своем видении решения части проблем Станислав Молчанов.
Специально для горожан, пользующихся услугами кикшеринговых компаний, в Алматы заработала школа управления электросамокатами, где обучают не только навыкам езды на двухколесных транспортных средствах, но и прививают базовые правила дорожного движения и пользования электросамокатами, об этом рассказал представитель кикшеринговой компании Даниил Капцан.
"Школа вождения – это своевременное решение в городе, где развивается движение альтернативных видов транспорта. Школа - это в первую очередь возможность донести до пользователей очень простые, но в тоже время очень важные правила безопасности. Самокат дает много возможностей, особенно с учетом пробок", – говорит он.
Здесь любопытно, что закон "О дорожном движении" уже приравнял электросамокаты к мопедам, запрещая тем самым их движение по тротуарам, чем особенно раздражают пешеходов пользователи альтернативного транспорта. По крайней мере, об этом говорит подпункт 41, статьи 1 данного Закона. Новый стандарт, принятый в июле 2022 года, уже четко разграничил типы электросамокатов, чтобы избежать правовых коллизий. Остается дождаться изменений в упомянутом Законе, а следом в ПДД и Административном Кодекса, которые должны расставить по местам все права и обязанности пользователей электросамокатов.
В настоящий момент в Республике Казахстан насчитывается около 15 000 электросамокатов, принадлежащих кикшеринговым компаниям. 9 000 единиц этих транспортных средств находятся в эксплуатации, а остальные составляют подменный фонд, или находятся в сервисе. Для сравнения, примерно столько же электросамокатов сосредоточено в каждом из крупных европейских городов, и это уже становится глобальной проблемой для европейцев. Как выяснилось, даже в развитых странах пользователи кикшеринга не соблюдают правила, а действенных мер контроля за пользователями пока еще не придумали.
Что же касается нашей статистики, то с начала года на дорогах Алматы произошло уже 77 дорожно-транспортных происшествий с участием альтернативных видов транспорта, таких как электросамокат, скутер, мопед. В результате этих происшествий 81 человек получил травмы, а одна авария унесла жизнь молодой девушки.
Как будет развиваться рынок электросамокатов в нашей стране и не наступим ли мы на те же "грабли", что и развитые страны, покажет только будущее. Однако, уже сейчас очевидно, что, несмотря на достаточно скромные показатели рынка в нашей стране, проблемы с электросамокатами нарастают.
Максим Морозов