Я закрыла глаза, чтобы видеть

6389
Я закрыла глаза, чтобы видеть

В музее искусств Кастеева открылась выставка Жамели Такен "Я закрыла глаза, чтобы видеть".

В экспозиции представлено 100 произведений, написанных в разное время.

Автор выставки Жамиля Такен и ее куратор Екатерина Резникова, ответили на вопросы inbusiness.kz.

Я закрыла глаза, чтобы видеть

– Жамиля, что повлияло на формирование цветовой гаммы, ее плотности, преобладание красного и, в целом, темных оттенков?

– Цветовая гамма складывалась благодаря тематике. Плотная фактура возникла в соответствии с идеями композиций. Я люблю красный цвет потому, что им можно выразить эмоции. Он передает и страсть, и любовь, и негодование, еще много чего в сочетании с другими оттенками. Я работаю на контрастах. Но везде так. Например, в семейной тематике присутствует уже пастельные оттенки. 

Я закрыла глаза, чтобы видеть

– Каков ваш бэкграунд и образование?

– Я окончила худграф КазПИ. Моим преподавателем был Александр Александрович Ильин. Работы худграфа узнаваемы. И это не спроста. Сказываются истоки национального искусства. Моя мама – коренная алматинка. Папа – из Талдыкоргана. Нас, детей, на каникулы отправляли в аул, в совхозы. Народные промыслы там тогда были в расцвете. Бабушка мастерица, делала текеметы и сырмаки, шила курак-корпе. Сейчас это называется пэчворк. Я на все это смотрела. У нее был вкус, и я обращала внимание на то, что ее изделия были самыми красивыми. Она красиво сочетала цвета. 

Я закрыла глаза, чтобы видеть

Во время каникул в ауле у меня сформировалась тяга к земле. Картина, изображающая мальчика в стоге сена, про меня. Я помню, как сама пыталась залезть на стог. Как хотелось взлететь, когда чувствовала запах сена и видела поток солнечных лучей. У меня было хорошее детство. Мы были единственные внуки, и бабушка с дедушкой нас баловали. В городе было строго – дисциплина, учеба в школе, потом образование в вузе. Папа учился в Москве и привозил каталоги Кустодиева, Шишкина, Брюллова. Маленькой девочкой я их листала. А отец говорил, что я стану художницей, или балериной.

"Наша страна богата природными ресурсами. Мы могли бы жить иначе. Каждый гражданин Казахстана мог бы жить достойно. Именно это я хотела передать своими картинами", – поделилась художница. 

Я закрыла глаза, чтобы видеть

Что делает Жамилю Такен представителем отечественной художественной школы и в чем своеобразие ее авторского стиля?
Как считает искусствовед Екатерина Резник, худграф КазПИ (ныне КазНПУ им. Абая) – легендарная кузница кадров. С одной стороны, это профессиональная база. С другой – свою роль сыграла когорта преподавателей, среди которых был рано ушедший из жизни Александр Ильин. Он учил студентов искать свой стиль через осмысление натуры, через выработку профессиональной базы и навыков. Узнаваемость школы худграфа заключается в сюжетно-тематическом ряду, единстве подходов и методов. Но самое главное для художника найти свой авторский стиль. И Жамиле Такен это удалось. Во-первых, это узнаваемая цветовая гамма. Красный цвет, который всегда сложен для художника, стал у нее авторским брендом.  Жамиля создает святящуюся, горящую, лавообразную гамму. Во-вторых, это экспериментирующий и ищущий художник, что наглядно демонстрирует выставка, на которой представлены работы широкой стилистической амплитуды. В них удивительным образом уживаются как абстрактные композиции, так и декоративные образы, как вы правильно интуитивно почувствовали, навеянные орнаментальным мышлением. 

Я закрыла глаза, чтобы видеть

Многие работы выполнены в почти реалистическом ключе потому, что они концептуального плана. Недавно художница участвовала в Российском форуме искусств и была отмечена высокой наградой. К удивлению самого автора, ее назвали художником концептуального толка. 

"Жамиля Такен избегает прямолинейной трактовки сюжета, и ее картины приобретают иносказательный, притчевый характер. Примером может служить символ гнезда, который из живописной плоскости переходит в пространство инсталляции, становясь трехмерным объектом. Или серия произведений на тему пандемии, начинающаяся с сидящей за столом непрошенной гостьи и заканчивающаяся полуабстрактными человеческими массами, уходящими в иное измерение", – поясняет Екатерина. 

Я закрыла глаза, чтобы видеть

Ольга Власенко

Я закрыла глаза, чтобы видеть

В музее искусств Кастеева открылась выставка Жамели Такен "Я закрыла глаза, чтобы видеть".

В экспозиции представлено 100 произведений, написанных в разное время.

Автор выставки Жамиля Такен и ее куратор Екатерина Резникова, ответили на вопросы inbusiness.kz.

Я закрыла глаза, чтобы видеть

– Жамиля, что повлияло на формирование цветовой гаммы, ее плотности, преобладание красного и, в целом, темных оттенков?

– Цветовая гамма складывалась благодаря тематике. Плотная фактура возникла в соответствии с идеями композиций. Я люблю красный цвет потому, что им можно выразить эмоции. Он передает и страсть, и любовь, и негодование, еще много чего в сочетании с другими оттенками. Я работаю на контрастах. Но везде так. Например, в семейной тематике присутствует уже пастельные оттенки. 

Я закрыла глаза, чтобы видеть

– Каков ваш бэкграунд и образование?

– Я окончила худграф КазПИ. Моим преподавателем был Александр Александрович Ильин. Работы худграфа узнаваемы. И это не спроста. Сказываются истоки национального искусства. Моя мама – коренная алматинка. Папа – из Талдыкоргана. Нас, детей, на каникулы отправляли в аул, в совхозы. Народные промыслы там тогда были в расцвете. Бабушка мастерица, делала текеметы и сырмаки, шила курак-корпе. Сейчас это называется пэчворк. Я на все это смотрела. У нее был вкус, и я обращала внимание на то, что ее изделия были самыми красивыми. Она красиво сочетала цвета. 

Я закрыла глаза, чтобы видеть

Во время каникул в ауле у меня сформировалась тяга к земле. Картина, изображающая мальчика в стоге сена, про меня. Я помню, как сама пыталась залезть на стог. Как хотелось взлететь, когда чувствовала запах сена и видела поток солнечных лучей. У меня было хорошее детство. Мы были единственные внуки, и бабушка с дедушкой нас баловали. В городе было строго – дисциплина, учеба в школе, потом образование в вузе. Папа учился в Москве и привозил каталоги Кустодиева, Шишкина, Брюллова. Маленькой девочкой я их листала. А отец говорил, что я стану художницей, или балериной.

"Наша страна богата природными ресурсами. Мы могли бы жить иначе. Каждый гражданин Казахстана мог бы жить достойно. Именно это я хотела передать своими картинами", – поделилась художница. 

Я закрыла глаза, чтобы видеть

Что делает Жамилю Такен представителем отечественной художественной школы и в чем своеобразие ее авторского стиля?
Как считает искусствовед Екатерина Резник, худграф КазПИ (ныне КазНПУ им. Абая) – легендарная кузница кадров. С одной стороны, это профессиональная база. С другой – свою роль сыграла когорта преподавателей, среди которых был рано ушедший из жизни Александр Ильин. Он учил студентов искать свой стиль через осмысление натуры, через выработку профессиональной базы и навыков. Узнаваемость школы худграфа заключается в сюжетно-тематическом ряду, единстве подходов и методов. Но самое главное для художника найти свой авторский стиль. И Жамиле Такен это удалось. Во-первых, это узнаваемая цветовая гамма. Красный цвет, который всегда сложен для художника, стал у нее авторским брендом.  Жамиля создает святящуюся, горящую, лавообразную гамму. Во-вторых, это экспериментирующий и ищущий художник, что наглядно демонстрирует выставка, на которой представлены работы широкой стилистической амплитуды. В них удивительным образом уживаются как абстрактные композиции, так и декоративные образы, как вы правильно интуитивно почувствовали, навеянные орнаментальным мышлением. 

Я закрыла глаза, чтобы видеть

Многие работы выполнены в почти реалистическом ключе потому, что они концептуального плана. Недавно художница участвовала в Российском форуме искусств и была отмечена высокой наградой. К удивлению самого автора, ее назвали художником концептуального толка. 

"Жамиля Такен избегает прямолинейной трактовки сюжета, и ее картины приобретают иносказательный, притчевый характер. Примером может служить символ гнезда, который из живописной плоскости переходит в пространство инсталляции, становясь трехмерным объектом. Или серия произведений на тему пандемии, начинающаяся с сидящей за столом непрошенной гостьи и заканчивающаяся полуабстрактными человеческими массами, уходящими в иное измерение", – поясняет Екатерина. 

Я закрыла глаза, чтобы видеть

Ольга Власенко

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться