«Золотой коридор»
В аэропорту Алматы заработал новый сервис по обработке и оформлению поставок золота и драгоценных камней.
Аэропорт города Алматы был и остается самым загруженным аэропортом Республики Казахстан. Ведь, помимо многомилионного пассажирского потока, через него проходит и серьезный поток различных грузов, начиная от машин и оборудования и заканчивая экзотическими продуктами питания. До того как выйти с территории аэропорта или, наоборот, чтобы отправиться на экспорт, все грузы проходят целый комплекс процедур, связанных с таможенным оформлением товаров, санитарным контролем и оформлением других необходимых документов. Теперь в аэропорту Алматы есть решение проблем межструктурных коммуникаций при оформлении грузов. По крайней мере, для очень специфичного направления грузоперевозок.
Для бизнесменов, занимающихся импортом в Республику Казахстан золотых ювелирных изделий и драгоценных камней, в алматинском аэропорту заработал специализированный склад временного хранения компании International Cargo Services – ICS.
Этот частный бизнес-проект создан в тесном сотрудничестве с АО «МАА» (Международный аэропорт Алматы). Рассказывая об этом, Тимур Оспанов, советник президента АО «МАА», подчеркнул, что алматинский аэропорт рассматривает себя, как инфраструктурную основу, на которой могут работать независимые, частные операторы.
Этот СВХ компании ICS с сертификационным и логистическим центром стал первым на территории СНГ проектом подобного рода. Целями его создания стали упрощение процедур для импортеров и максимальная прозрачность процессов таможенной очистки ювелирных изделий.
На СВХ груз поступает непосредственно с территории аэропорта в сопровождении специальной охраны. После взвешивания упаковки, проверки документального соответствия пакеты вскрывают и передаются в руки экспертов по ювелирным изделиям.
Экспертизы соответствия изделий сопроводительным документам проводят аккредитованные сотрудники компании «Казахювелир». Изначально каждое изделие проходит визуальный осмотр специалистом. Эксперт осматривает пломбу, клеймо на изделии и сверяет данные с документами.
После визуального осмотра украшение проходит проверку на спектрометре, где сверяется соответствие пробы на изделии и фактического состава драгоценного сплава. В случае если проба на клейме изделия не соответствует показаниям приборов, импортеру выдается заключение о несоответствии проб сплава, из которого оно сделано.
Кроме исследования сплавов, из которых сделаны украшения, в этом центре проверяются и показатели драгоценных камней в этих украшениях.
Для исследования применяются различные приборы, начиная от архаичного монокля и заканчивая современными специальными щупами и спектрометрами.
Каждое кольцо, цепочка, кулон или пара сережек проходят обязательную процедуру взвешивания на точнейших весах. Как выяснилось, для того чтобы движение воздуха не могло повлиять на показания при взвешивании, прозрачный короб с весами закрывают крышкой.
После проведения всех экспертиз партия ювелирных изделий вновь пломбируется и отправляется на склад. В офисе компании брокеры оформляют необходимый пакет документов, и товар передается импортеру.
Этот центр по сертификации и логистике ювелирных изделий изначально, ещё на этапе проекта, получил поддержку от комитета таможенного контроля министерства финансов Республики Казахстан. Как уже можно увидеть, в три раза сократилось время оформления импорта ювелирных изделий, прибывающих в Казахстан через алматинский аэропорт.
В силу удачного географического расположения этот проект, получивший имя ALAGems, рассчитан не только на конечных импортеров в Республике Казахстан, но и на оформление транзитных грузов ювелирных изделий. География рейсов, проходящих через Алматы, вполне позволяет оформлять в этом центре серьезный поток «ювелирки» из Европы и страны Юго-Восточной Азии.
Появление ALAGems уже вызвало большой интерес у компаний в странах ЕврАзЭС. Производители ювелирных изделий, импортеры и экспортеры из России и Белоруссии выразили готовность к сотрудничеству с компанией. К сожалению, этому сейчас препятствуют некоторые нюансы правового характера. Представители ICS уверены, что в скором времени эти вопросы в рамках союза будут решены и транзит ювелирных изделий и драгоценных камней через аэропорт Алматы значительно увеличится.
Этот проект стал своеобразным образцом сотрудничества, к которому стремится самый большой аэропорт Казахстана. Такого партнерства, которое будет выгодно не только крупным игрокам на рынке грузовых авиаперевозок, но и импортерам, и производителям, и экспортерам товаров.
Благодаря подобным инициативам для конечного потребителя услуг логистических компаний снимается значительная часть вопросов по оформлению грузов, а сами процедуры серьезно упрощаются, становятся более прозрачными и более доступными. А это, в свою очередь, должно серьезно повлиять на борьбу с серыми схемами поставок товаров и, соответственно, с коррупционной составляющей экспортно-импортных операций.
Максим Морозов