АППК: зачем нужна административная процедура?

4318

Административная процедура – это одна из важных новелл Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (АППК).  

АППК: зачем нужна административная процедура?

И один из институтов, который позволяет АППК подняться на ступень выше по сравнению с ранее действовавшими Законами "Об административных процедурах", "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" в защите прав граждан и организаций в сфере публично-правовых отношений.

Что такое административная процедура, из каких этапов она состоит, каковы последствия ее нарушения – об этом  в  данной статье из  цикла "Всё об АППК".

Что такое административная процедура?

Статья 4 АППК, в  которой раскрыты основные понятия кодекса, определяет административную процедуру как

  • деятельность административного органа, должностного лица
  • по рассмотрению административного дела, принятию и исполнению по нему решения,
  • совершаемую на основании обращения или по собственной инициативе,
  • а также деятельность, осуществляемую в порядке упрощенной административной процедуры.

Кто должен соблюдать административную процедуру?

Статья 1 АППК устанавливает границы применения административной процедуры по правилам АППК:

  • особенности осуществления административных процедур устанавливаются законами Республики Казахстан;
  • настоящий Кодекс регулирует отношения, связанные с осуществлением административных процедур, в части, не урегулированной законами Республики Казахстан.

Из указанных положений следует, что правила АППК об  административных процедурах обязательны для всех  административных органов, должностных лиц, если только в отношении них не  установлены иные правила проведения административной процедуры.

Важный момент: иные правила должны быть  установлены не  инструкциями, регламентами и прочими подзаконными  актами, а только законами Республики Казахстан.

Например, особенности проведения административных процедур установлены Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)".

Поэтому если, например, сотрудники административного органа заявляют, что на них не распространяются нормы АППК при проведении  административной процедуры, то они должны указать иной закон, которым они руководствуются при рассмотрении обращения гражданина или организации.

Бывает, что в качестве таких законов, например, НАО "Правительство для граждан", жилищная инспекция или органы архитектуры ссылаются, соответственно, на Законы Республики Казахстан "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество", "О жилищных отношениях" или "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан".

Следует иметь в виду: данные законы действительно регулируют деятельность  указанных административных органов.

Но  в какой части?

Можно  сказать, что  указанные законы регулируют функциональную деятельность административных органов: НАО - в части проведения государственной регистрации, жилищной инспекции – в части осуществления государственного контроля и надзора на объектах социальной инфраструктуры в сферах управления жилищным фондом, газа и газоснабжения и в области промышленной безопасности за соблюдением требований безопасной эксплуатации опасных технических устройств, а  органов архитектуры – в части реализации государственной политики в области архитектуры, градостроительства, строительства, развития производственной базы строительной индустрии.

Однако административную процедуру данные законы не регулируют, не устанавливают какие-либо ее особенности при проведении данными административными органами. А значит – АППК действует при проведении административной процедуры и  в НАО, и в  жилищной инспекции, и  в органах архитектуры.

Как начинается административная процедура?

Административной процедуре посвящен целый раздел кодекса, включающий 16 статей, которые регулируют вопросы от  возбуждения административной процедуры до принятия решения по результатам рассмотрения административного дела.

АППК предусматривает два основания для начала административной процедуры:

  • обращение и
  • инициатива административного органа, должностного лица.

Любое обращение, которое

  • соответствует  установленным требованиям
  • относится к  компетенции административного органа и
  • принятое к рассмотрению,

возбуждает административную процедуру.

Как должна проходить  административная процедура?

Административная процедура проводится с соблюдением следующих правил в  несколько этапов:

  • возбуждение  административной процедуры (статьи 62-70 АППК). На этой стадии административный орган производит прием, регистрацию, возврат или отзыв обращения; перенаправляет обращение другому административному органу, который уполномочен рассматривать такое обращение, если заявитель ошибся  с адресатом; при необходимости разрешает вопрос об отводе или самоотводе должностного лица, который по определенным причинам не вправе вести административную процедуру; формирует и ведет административное дело – пакет документов, необходимых для осуществления административной процедуры; а также прекращает административную процедуру по основаниям, которые перечислены в  законе;
  • формирование административного дела  (статья 69 АППК). Административный орган или должностное лицо, которым поступило обращение,  формируют административное дело на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Это надо для следующей стадии административной процедуры;
  • исследование фактических обстоятельств административного дела (статья 72 АППК) - административный орган или должностное лицо исследуют фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела. При этом они обязаны принять меры, чтоб это исследование было всесторонним, полным и объективным;
  • заслушивание (статья 73 АППК) – это важная стадия, в которой участник - заявитель и/или заинтересованное лицо вправе принять  участие и лично донести свои доводы до лица, рассматривающего его обращение. Для этого закон предусматривает, что административный орган, должностное лицо должны не позднее чем за три рабочих дня до принятия административного акта уведомить участника о заслушивании, на котором участник может выразить свою позицию к предварительному решению по административному делу. Заслушивание может не проводиться только в случаях, прямо предусмотренных законом – таких случаев 7. Во всех остальных  случаях заслушивание – обязательная стадия административной процедуры. О ее проведении составляется протокол, с которым участник вправе ознакомиться (статья 74 АППК);
  • ознакомление участника административной процедуры с материалами административного дела (статья 75 АППК) – еще одно важное право участника административной процедуры. Оно включает не только получить доступ  к  материалам дела, но и право  выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов;
  • срок рассмотрения обращения составляет пятнадцать рабочих дней со дня поступления обращения. Этот срок может быть продлен, о  чем участника административной процедуры обязаны уведомить. В таком случае срок может составлять до  2 месяцев;
  • Административная процедура заканчивается принятием одного из возможных решений: принятием административного акта или прекращением административной процедуры. Решение выносится в письменной форме и направляется участнику административной процедуры.

В чем новизна  АППК?

В чем же принципиальная новизна АППК по сравнению с ранее действовавшим законодательством?

Теперь законодатель четко прописал алгоритм административной процедуры, которая допускает ее участника к святая святых – к "внутренней кухне" деятельности административного органа по принятию решений. Это позволяет заявителю и заинтересованному лицу:

  • получить доступ ко всем материалам административного дела, на основании  которого административный орган принимает решение. Как говорится, кто информирован – тот вооружен;
  • влиять на принятие решения, обращая внимание должностного лица на обстоятельства и детали, которые были упущены  или игнорированы;
  • лично излагать свою позицию и убеждать в своей правоте должностное лицо, которое принимает решение.
  • понять, чем руководствовался административный орган  при принятии решения.

Когда административные органы и должностные лица начнут точно и неуклонно соблюдать все правила административной процедуры, установленные АППК, обоснованных и законных административных решений станет больше. А значит - меньше поводов  обжаловать решения и тратить свое время на доказывание своей правоты.  Вот так видится значимость института административной процедуры в АППК.

Фото: pixabay.com

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться